Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
Святой Престол нацелился на борьбу с коррупцией в государственных закупках

Папа Римский Франциск обнародовал апостольское письмо в форме motu proprio “Об обеспечении прозрачности, контроля и конкуренции при заключении государственных контрактов Святым Престолом и городом-государством Ватиканом”, предусматривающее, среди прочего, меры по предотвращению конфликта интересов при распределении государственных контрактов, повышению прозрачности и подотчетности закупочных процедур и рационализации расходования бюджетных средств.

1. Централизация закупок

Главным нововведением принятого документа является формирование централизованной системы закупок: во-первых, создается единый электронный реестр закупок и подрядчиков, а также перечень закупаемых товаров и услуг с указанием их примерной стоимости (обновляемый раз в полгода), и, во-вторых, все товары и услуги, за исключением некоторых специально оговоренных случаев или если конкретным органом было получено согласие на самостоятельную закупку, должны будут приобретаться:

  • для департаментов Римской курии и учреждений административных структур, связанных со Святым Престолом или относящихся к нему – через Администрацию имущества Святого Престола (АИСП);
  • для дирекций и управлений – через Губернаторство.

Такие меры направлены, прежде всего, на рационализацию расходования бюджетных средств. Раньше, когда каждый орган самостоятельно определял перечень поставщиков, складывалась ситуация, при которой органы вынуждены были годами закупать товары у одной и той же организации, даже если такие же товары и, возможно, на более выгодных условиях можно было приобрести у другого поставщика.

Существует ряд исключений, касающихся, например, закупок в чрезвычайных ситуациях, когда органы проводят закупку самостоятельно. Однако при этом орган должен направить в АИСП или Губернаторство отчет с обоснованием таких закупок и получить его согласие, что также имеет целью минимизировать необоснованное расходование средств, а также снизить риски коррупции и фаворитизма.

В иных случаях, даже если такие исключения не предусмотрены нормативным актом, органы могут запросить разрешение на самостоятельное проведение закупки. Однако для этого им также потребуется подать обращение в АИСП или соответствующее Губернаторство, изложив аргументы в пользу подобного решения, прогнозный план затрат и сведения о финансовом покрытии, а также описать «конкретные технические навыки» подразделения, которое будет отвечать за проведение закупочных процедур. Такие меры, помимо уже упомянутых выше целей, направлены, в том числе на профессионализацию персонала, ответственного за закупки.

2. Требования к участникам закупок

Одновременно документ устанавливает ряд требований к принимающим участие в государственных закупках организациям, направленных на минимизацию рисков коррупции. Так, компания не сможет претендовать на получение государственного контракта, если:

  • представители высшего руководства или держатели значительной доли акций такой компании находятся под следствием или осуждены, в том числе за коррупционные преступления, мошенничество, или отмывание доходов;
  • компания зарегистрирована в стране, считающейся оффшорной зоной;
  • представители компании пытались оказать неправомерное влияние на процедуру принятия решений или получить конфиденциальную информацию, которая могла бы принести данной компании неоправданное преимущество в закупке;
  • существует конфликт интересов с заказчиком.

3. Меры по предотвращению конфликта интересов

В соответствии с документом, все государственные органы должны принимать меры по предупреждению, выявлению и урегулированию конфликтов интересов, возникающих в рамках закупочного процесса, с целью предотвращения мошенничества и коррупции, а также обеспечения равного доступа к участию в государственных закупках.

Конфликт интересов, согласно документу, возникает в ситуациях, когда должностное лицо или представитель организации-подрядчика, который участвует в процессе проведения закупки или каким-либо образом влияет на ее результаты, имеет, прямо или косвенно, финансовую, экономическую или иную личную заинтересованность в результатах закупки, что может повлиять на его беспристрастность и независимость в ходе закупочных процедур.

В случае наличия потенциального или реального конфликта интересов такое должностное лицо обязано уведомить об этом соответствующий государственный орган и воздержаться от участия в закупочных процедурах. За нарушение данных требований предусматривается дисциплинарная ответственность, которая не отменяет одновременного использования применимых мер административной и уголовной ответственности.

Кроме того, нормативный акт устанавливает ряд ограничений на участие в деятельности закупочных комиссий, а также выполнение функций разработчика или эксперта в процессе закупки. В частности, указанные позиции не может замещать служащий, временный работник или приглашенный специалист, если он:

  • подал заявку совместно с организацией-участником закупки или имеет иной интерес в заключении контракта, что может принести ему прибыль, преимущество или иную выгоду;
  • имеет родство вплоть до четвертой степени или иные такого рода близкие отношения вплоть до второй степени с представителем организации, подавшей заявку на участие в закупке;
  • в течение последних пяти лет работал в организации, подавшей заявку на участие в закупке, или имел с ней тесные деловые связи;
  • является или в течение последних пяти лет являлся партнером организации, подавшей заявку на участие в закупке.

4. Иные меры по предотвращению коррупции

В документе предусмотрены и иные меры, направленные на предупреждение коррупции и злоупотреблений при осуществлении государственных закупок.

Например, при подаче заявки на участие в конкурсных процедурах компания обязана представить список организаций, которые планирует привлечь в качестве субподрядчиков, а также подробное описание работ, которые будет осуществлять каждый субподрядчик. Подобные требования позволяют минимизировать возможность использования некоторых типичных коррупционных практик (см. Недобросовестное использование субподряда).

Кроме того, опубликованный документ предусматривает возможность контроля за закупками со стороны Секретариата по делам экономики и Канцелярии Генерального ревизора: указанные ведомства могут принимать меры по борьбе с мошенничеством, кумовством и коррупцией, а также по предотвращению, выявлению и урегулированию конфликтов интересов, возникающих при осуществлении государственных закупок.


Принятие такого рода нормативного акта в Ватикане связано, в том числе с имевшим место крупным скандалом 2012 года (Vati-Leaks), когда в результате масштабной утечки секретных данных и личных писем понтифика стало известно, среди прочего, о коррупции в государственных структурах и закупках по завышенным ценам, обходившихся государству в миллионы долларов. Например, один из департаментов Ватикана заплатил строительной компании €550 тыс. (около 42,3 млн руб.) за установку рождественской сцены на Площади Святого Петра.

Одновременно рассматриваемый документ стал мерой, принятой Ватиканом в связи с присоединением в 2016 году к Конвенции ООН против коррупции.

Нормативный акт вступает в силу 1 июля 2020 года.

Темы
Конфликт интересов
Прозрачность
Коррупция в сфере государственных закупок

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.