Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
Обзор антикоррупционных инициатив FACTI

Подводим промежуточные итоги работы Группы высокого уровня ООН по вопросам финансовой подотчетности, прозрачности и неподкупности (UN’s high-level panel on financial accountability, transparency and integrity - FACTI) в части противодействия коррупции.

FACTI была создана в марте 2020 года в целях выполнения Повестки дня ООН на ближайшее десятилетие. Ее основная миссия –  оказание помощи страна-членами ООН в достижении Целей в области устойчивого развития (ЦУР) путем внесения соответствующих рекомендаций.

В фокусе внимания Группы находятся такие направления, как борьба с незаконными финансовыми потоками, совершенствование существующих международных механизмов, стандартов и обязательствах, связанных с финансовой подотчетностью, прозрачностью и неподкупностью, а также изучение возможностей и необходимости создания дополнительных инструментов или нормативного регулирования в данных областях.

Доклад о результатах работы

Главным итогом деятельности FACTI за 2020 год должен стать выпуск соответствующего доклада, намеченный на февраль 2021 года.

В настоящее время Группа уже выпустила промежуточный доклад, на основе которого будет подготовлен итоговый. В нем анализируются существующие в действующих системах разных стран пробелы и уязвимости, связанные с вопросами обеспечения финансовой подотчетности, прозрачности и добросовестности, в том числе рассматривается состояние борьбы с коррупцией.

Так, в документе отмечается, что за последние три десятилетия произошли заметные изменения в политике и правовом ландшафте деятельности по борьбе с коррупцией. При этом особо отмечается роль КПК ООН, положения которой на данный момент широко применяются при разработке национального законодательства стран-участниц ООН, а также Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, определяющей направления для разработки законодательства, направленного на предотвращение взяточничества за рубежом.

В промежуточном докладе также выделяется ряд тенденций в области выявления, предупреждения и борьбы с коррупцией, в том числе:

  • Повышение прозрачности, раскрытие информации о бюджетах, тендерах и контрактах. На данный момент почти 120 стран имеют правовые основы для расширения доступа граждан к соответствующим данным (законодательстве о свободе информации), растет количество инициатив, направленных на создание и укрепление прозрачности;
  • Распространенность инициатив в области корпоративной социальной ответственности. В государственные контракты, заключаемые транснациональными компаниями с иностранным правительством, все чаще включаются не только обязательства по выполнению контракта, но и положения, согласно которым компания предоставляет стране иные выгоды в контексте обеспечения корпоративной социальной ответственности. С одной стороны, такие «выгоды», выражаемые в форме развития цепочки поставок или вклад в местные образовательные или медицинские программы, способствуют достижению странами ЦУР, с другой – их использование может стать способом сокрытия незаконного вознаграждения или создания преимущественного положения в стране для такой компании;
  • Коррупция в высших эшелонах власти до сих пор остается одной из основных проблем, которая беспокоит государства-члены при ведении переговоров по КПК ООН. Несмотря на совершенствование способов борьбы с коррупцией, суммы активов, похищенных высокопоставленными чиновниками, остаются огромными, а применяемые ими схемы почти не меняются: должностные лица используют частные компании, в том числе фиктивные, родственников и иных аффилированных лиц для получения взяток или присваивания государственных ресурсов, а также для перемещения и выведения средств;
  • Случаи коррупции и иных финансовых преступлений в высших эшелонах власти, как правило, выявляются журналистами и НКО, а не правоохранительными органами. Большинство расследований начинается с утечки документов, а международные объединения СМИ изучают, анализируют и публикуют результаты своих расследований, основанных на таких сведениях;

Одновременно авторы выделяют ключевые пробелы и уязвимости системы мер по противодействию коррупции, а также обеспечению подотчетности и неподкупности:

  • недостаточно развитое международное сотрудничество – прежде всего, в части взаимной правовой помощи, обмена специальными методами антикоррупционных расследований и передачи осужденных;
  • недостаточное внимание к принятию превентивных мер, то есть мер, направленных на предупреждение коррупции;
  • недостаточность ресурсов, выделяемых странами для наращивания потенциала по противодействию коррупции и проведения соответствующего обучения;
  • недостаточная независимость борьбы с коррупцией – отсутствие автономности судебной системы и судей, воспрепятствование судебному преследованию;
  • подрыв деятельности независимых антикоррупционных органов и работников, преследование заявителей о коррупции, закрытие независимых СМИ;
  • отсутствие политической воли – несмотря на то, что повышение прозрачности и обмена информаций позволяет широкой общественности узнавать подробности коррупции в высших эшелонах власти, эти знания чаще всего не приводят к реальному привлечению виновных лиц к ответственности;
  • низкий уровень проактивного выявления и пресечения зарубежной коррупции – прежде всего, из-за возникающих юрисдикционных препятствий: суверенитета, иммунитета иностранных должностных лиц;
  • низкая степень вовлеченности негосударственных субъектов в деятельность по борьбе с коррупцией и, как следствие, отсутствие национальных антикоррупционных коалиций;
  • невовлеченность гражданского общества в процесс мониторинга выполнения международных обязательств (прежде всего, КПК ООН);
  • отсутствие механизмов защиты заявителей о коррупции.

Справочные документы

В рамках аналитической работы FACTI по поручению Секретариата Группы экспертами-консультантами в области финансовой отчетности, прозрачности и неподкупности был также подготовлен ряд справочных документов, среди которых представлены, в том числе материалы на антикоррупционную тематику:

  1. Справочный документ №5 – Антикоррупционные меры. Основное внимание в документе уделяется финансовым механизмам предупреждения и выявления коррупции и отмывания денег: анализируется прогресс реализации мер по предупреждению коррупции (включая выполнение обязательств странами, подписавшими Конвенцию против коррупции ООН), пробелы и уязвимости, существующие в действующих международных соглашениях, рассматриваются факторы, препятствующие эффективному осуществлению антикоррупционных мер и стандартов для финансовых учреждений, их посредников и иных заинтересованных сторон, а также даются рекомендации по устранению выявленных недостатков.
  2. Справочный документ №6 – Основные тенденции в области расследований и уголовного преследования случаев подкупа за рубежом. В документе рассматриваются основные проблемы, связанные с обеспечением соблюдения законодательства о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц. Особое внимание уделяется роли внесудебных соглашений (non-trial resolutions), которые сегодня активно используются во многих странах в рамках разрешения дел, связанных с соблюдением законодательства о борьбе с зарубежной коррупцией: анализируются существующие модели таких соглашений в разных странах, а также отмечаются их преимущества и недостатки.
  3. Справочный документ №7 – Рекомендации по ускорению и оптимизации процесса возвращения активов, похищенных коррумпированными государственными должностными лицами. В документе рассматриваются возможности использования оффшоров для сокрытия активов, полученных в результате неправомерной деятельности, раскрывается роль юристов, агентов по операциям с недвижимостью и иных лиц в обеспечении их сокрытия, а также предлагаются рекомендации по оптимизации и ускорению процесса возврата активов.
  4. Справочный документ №8 – Экспертная оценка в вопросах обеспечения финансовой неподкупности. В публикации рассматривается роль коллегиальной экспертной оценки как самого распространенного инструмента мониторинга принятия и осуществления государствами положений международных документов, связанных с обеспечением финансовой неподкупности, используемого ведущими международными организациями (ОЭСР, ООН, ОАГ и иными). Авторы выделяют передовые методы проведения экспертной оценки, выявляют основные проблемы и уязвимости в существующих системах оценивания, а также предлагают меры по их устранению. Одной из рассматриваемых в документе сфер является противодействие коррупции, для которого анализируются три механизма экспертной оценки.

Опрос о восприятии субъектами частного сектора стандартов финансовой неподкупности

В 2020 году FACTI также провела анонимный онлайн-опрос, в котором принял участие 141 представитель частного сектора из 65 стран. В ходе исследования участникам задавались вопросы об их восприятии международных стандартов финансовой подотчетности, прозрачности и неподкупности, включая такие области, как меры по борьбе со взяточничеством и коррупцией, прозрачность бенефициарного владения, возврат активов.

По его результатам был опубликован соответствующий доклад.

Исследование ответов респондентов показало, что большинство участников затрудняется ответить на вопрос о воздействии международных норм и стандартов на уровень коррупции (3.11/5). При этом, оценивая современную международную систему борьбы с коррупцией, 39,5% респондентов отметили, что она частично или полностью не подходит для решения проблемы взяточничества, 32,1% указали на то, что она в некоторой степени их обременяет и только 12,4% назвали ее сбалансированной.

Участникам также было предложено выдвинуть свои идеи, которые, по их мнению, помогут в борьбе с коррупцией в международных коммерческих сделках. Так, среди них было предложено:

  • создание систем прозрачной отчетности о характере и размере "комиссионных", выплачиваемых крупными финансовыми учреждениями;
  • создание международной системы защиты заявителей о коррупции;
  • работа над обеспечением правоприменения и иные.
Темы
Возврат активов
Обучение и просвещение
Прозрачность
Подкуп ИДЛ
Международное сотрудничество

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.