Популярность спортивных состязаний среди населения, значительные финансовые вливания и возможность оказывать влияние на имидж страны сегодня формируют среду для возникновения специфических коррупционных проявлений в сфере спорта.
Одно из них – манипулирование результатами спортивных соревнований. Подобная форма неправомерной деятельности встречается практически во всех видах спорта, в которые вкладываются большие деньги: от традиционных до современных, например, киберспортивных дисциплин. Нередко договорные матчи организуются преступными группировками, владеющими нелегальными тотализаторами: их посредники подкупают спортсменов, а также тренеров, спортивных менеджеров или судей для того, чтобы тем или иным образом повлиять на результаты соревнования и впоследствии иметь возможность получить сверхприбыль на ставках.
Выявление и доказывание таких преступлений является весьма непростой задачей. Некоторые страны формируют специальные структуры для проведения соответствующих расследований: так, в феврале 2020 года власти Кипра заявили об учреждении Комитета по разработке законодательства в сфере борьбы с коррупцией в футболе, а также о кадровом усилении подразделения полиции по расследованию договорных матчей. Меры были приняты после того, как Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) направил в Футбольную ассоциацию Кипра (ΚΟΠ) досье на шесть предположительно договорных футбольных матчей, проведенных в стране с сентября 2019 года: на каждый из них были сделаны подозрительно крупные ставки. По словам почетного президента ΚΟΠ и бывшего вице-президента исполкома УЕФА Мариоса Лефкаритиса, с 2011 года Футбольная ассоциация Кипра получила от УЕФА информацию по 75 предположительно договорным матчам.
Несмотря на сложность доказывания договорных матчей, за последние годы правоохранительными органами, зачастую при деятельном участии некоммерческих организаций и журналистов, был проведен целый ряд успешных расследований. Например, в 2017 году Европол совместно с правоохранительными органами Испании начал расследование в отношении испанского теннисиста по подозрению в организации договорных матчей, в результате чего в 2019 году была раскрыта реализовывавшаяся на протяжении многих лет армянской преступной группировкой схема, в которой были задействованы сразу 28 профессиональных теннисистов из Испании (на сегодняшний день 15 из них уже привлечены к ответственности).
Договорные матчи – далеко не единственное проявление коррупции в спорте. Не меньшего внимания заслуживают практики взяточничества в детско-юношеских спортивных школах, «откаты» при трансферах (переходы игроков между клубами), использование финансовых вложений в спорт для того, чтобы замаскировать подкуп, или для отмывания денег и т.д. Одной из наиболее острых проблем остается коррупция в национальных и международных спортивных федерациях и организациях: соответствующие риски возникают во время отбора и назначения на руководящие должности, при распределении денежных средств, прав на трансляцию соревнований, рекламных контрактов, при определении стран-хозяек крупных спортивных мероприятий и т.д.
Так, одним из самых заметных коррупционных скандалов последних лет стал «ФИФА-гейт». В мае 2015 года сразу несколько десятков действующих сотрудников ФИФА были арестованы по подозрению в получении взяток на общую сумму более $150 млн. Согласно материалам дела, одной из целей коррупционных действий был выбор стран для проведения чемпионатов мира по футболу. В общей сложности к ответственности были привлечены 18 физических лиц и две компании. Одной из интересных особенностей дела стало применение правоохранительными органами США антикоррупционного законодательства экстратерриториального действия, в частности – Закона об организациях, подверженных рэкету и коррупции (RICO), предусматривающего наказание за инвестирование полученных в результате неправомерной деятельности капиталов. Расследование фактов подкупа должностных лиц ФИФА все еще продолжается: так, в апреле 2020 года Минюст США заявил о выдвижении обвинений в отношении сотрудников исполнительного комитета организации по факту получения взяток за поддержку решения о проведении чемпионатов мира по футболу в России (в 2018 году) и в Катаре (в 2022 году).
На сегодняшний день растет понимание того, что эффективное противодействие коррупции в спорте требует специфических, в том числе нормативно-правовых и организационных, решений и выделения существенных ресурсов для их реализации. Этому во многом способствует активная позиция международных организаций.
Так, в 2017 году на седьмой сессии Конференции государств-участников Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (Conference of the States Parties to the United Nations Convention against Corruption - CoSP) была впервые принята отдельная резолюция, “О коррупции в спорте” (версия на русском), которая была поддержана 183 государствами. В ее развитие в 2019 году, на восьмой сессии CoSP, по инициативе Российской Федерации была принята дополнительная резолюция, предполагающая, в числе прочего, проведение УНП ООН масштабного исследования по теме коррупции в спорте.
На уровне Совета Европы в сентябре 2014 года была подготовлена Конвенция Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями, в соответствии с которой стороны обязуются обеспечивать возможность уголовного преследования за манипулирование спортивными соревнованиями, предпринимать действия по предупреждению конфликта интересов между букмекерскими конторами и спортивными организациями, а также бороться с незаконными тотализаторами. На данный момент Конвенцию ратифицировали 6 стран, еще 32 страны, в том числе Россия, подписали, но не ратифицировали данное соглашение.
Отдельно следует отметить международные усилия в области расследования коррупционных преступлений. Так, с 2011 года в Интерполе действует Рабочая группа по борьбе с договорными матчами, в которую входят 75 стран, включая Россию. Интерпол сотрудничает с МОК, Советом Европы и другими международными организациями и направляет своих специалистов на все крупнейшие соревнования.
Повышение внимания к проблеме противодействия коррупции в спорте проявляется и в том, что в последние годы был запущен целый ряд специализированных международных инициатив, в том числе с участием организаций гражданского общества, например: Расширенное частичное открытое соглашение по спорту (Enlarged Partial Agreement on Sport - EPAS), Международный центр спортивной безопасности (The International Centre for Sport Security - ICSS), Международное партнерство против коррупции в спорте (International Partnership Against Corruption in Sport - IPACS), “Play the Game” и т.д.
На национальном уровне многими странами принимаются законы, устанавливающие меры по предупреждению коррупционных преступлений в спорте, а также вводится или ужесточается уголовная ответственность за их совершение. Например, в Российской Федерации меры по предотвращению манипулирования спортивными соревнованиями и борьбе с ними предусматриваются статьей 26.2. Федерального закона №329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", а ответственность за оказание противоправного влияния на результат спортивного соревнования регулируется статьей 184 Уголовного Кодекса РФ.