Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Швеции выпущен обновленный Кодекс по предупреждению коррупции в бизнес-секторе

Шведская некоммерческая организация «Институт противодействия коррупции» (Institutet Mot Mutor - IMM)* выпустила обновленную версию Кодекса по предупреждению коррупции в бизнес-секторе, содержащего рекомендации для организаций по применению действующих норм законодательства на практике.

Бизнес
Бизнес

Первая версия Кодекса была разработана IMM в связи с реформой шведского антикоррупционного законодательства в 2012 году. В этом году с целью оказания помощи организациям в адаптации к меняющейся деловой среде IMM выпустил обновленную редакцию Кодекса.

При этом, как отмечают авторы, предложенные в Кодексе меры направлены не только на предупреждение преступлений, являющихся таковыми в соответствии с законодательством, но и на пресечение иных практик, идущих вразрез с принципами этичного ведения бизнеса.

Кодекс, по заявлению авторов, предназначен для использования как коммерческими, так и государственными компаниями, а также их дочерними предприятиями в Швеции и за рубежом. Кроме того, Кодекс может быть полезен для государственных и муниципальных органов власти.

Во вступительной части Кодекса кратко рассмотрены действующие в стране положения, касающиеся подкупа: соответствующие преступления регулируются главой 10 Уголовного кодекса Швеции и включают:

  • получение взятки – ст. 5a,
  • дачу взятки – ст. 5b,
  • торговлю влиянием – ст. 5d,
  • финансирование подкупа по неосторожности (когда организация бизнес-сектора предоставляет деньги или иные активы контрагенту, представляющему ее в конкретном вопросе, и тем самым способствует последующему подкупу) – ст. 5e.

Кроме того, в стране наравне со взяточничеством запрещены платежи за упрощение формальностей (facilitation payments).

В Швеции к уголовной ответственности могут быть привлечены только физические лица. Однако, как отмечено в Кодексе, в случае совершения уголовного преступления физическим лицом организация также может быть наказана, если она не приняла достаточных мер для предотвращения преступления или если преступление было совершено лицом, занимающим руководящую должность или ответственным за надзор или контроль в организации: на нее может быть наложен штраф, а также может быть конфискована прибыль, полученная в результате неправомерной деятельности.

Основная часть Кодекса включает три части, в каждой из которых рассматриваются ключевые аспекты выстраивания антикоррупционной политики в организациях бизнес-сектора: 1) меры по предупреждению коррупции, 2) подарки и 3) контрагенты. Каждая часть дополнена примерами, позволяющими лучше понять применимость тех или иных положений на практике.

I. Меры по предупреждению коррупции

В первой части Кодекса, посвященному выстраиванию системы мер по предупреждения коррупционных нарушений в организации, отмечается, что каждая компания должна разрабатывать и принимать такие меры исходя из своего размера, формы собственности, видов деятельности и с учетом специфических коррупционных рисков, с которыми она может столкнуться.

В первой части Кодекса выделены несколько ключевых элементов, которые должны входить в систему мер по предупреждению коррупции:

  1. Вовлеченность руководства. Руководство должно играть решающую роль в том, чтобы в организации эффективно формировалась и функционировала система антикоррупционных мер, предоставлять необходимые для этого ресурсы и кадры, регулярно информировать Совет директоров о деятельности организации по борьбе с коррупцией.
  2. Анализ рисков: в компании должна периодически проводиться оценка коррупционных рисков, в ходе которой рассматриваются вопросы: с какими рисками сталкивается компания и в каких сферах? Каковы будут последствия реализации риска на практике? Есть ли в действующей системе управления рисками недостатки? Именно оценка рисков, как отмечено в документе, является отправной точкой при создании соответствующей системы мер: крайне важно, чтобы принимаемые меры были соразмерны выявленным рискам.
  3. Антикоррупционные стандарты. В организации должны быть установлены внутренние антикоррупционные правила: антикоррупционная политика и система антикоррупционных стандартов. Кроме того, необходимо определить лиц, ответственных за соблюдение таких правил, а также четко прописать ответственность в случае их нарушения.
  4. Информирование и обучение. В организации должны быть предусмотрены механизмы информирования об установленных правилах, а также проводиться регулярное антикоррупционное обучение как для сотрудников, так и для контрагентов.
  5. Оценка добросовестности контрагентов. Организация должна внедрить систему оценки контрагентов (подробнее данный вопрос рассматривается в третьей части Кодекса) и управления коррупционными рисками, возникающими при взаимодействии с иными лицами.
  6. Раскрытие информации о коррупционных нарушениях. В организации должны быть внедрены механизмы, позволяющие сообщать о возникающих подозрениях фактов коррупции, предусмотрены меры защиты заявителей, а также определены процедуры подготовки отчетности о соответствующей деятельности.
  7. Мониторинг эффективности мер. Организация должна иметь систему внутреннего контроля, регулирующую эффективность реализации антикоррупционных мер, регулярно проводить мониторинг, оценку и корректировку принятых мер в случае необходимости.

II. Подарки

Вторая часть Кодекса содержит руководящие принципы в отношении получения и дарения подарков и иных выгод. К таким выгодам могут относиться деньги, подарочные карты, товары, услуги, скидки, займы, оплата путешествий, билеты на мероприятия, спонсорство, выплата комиссионных, трудоустройство, получение приоритета в очереди, престижная награда и т.д., то есть вещи, имеющие материальную или нематериальную ценность для получателя.

При этом в Кодексе речь идет о регулировании такой выгоды, которая:

а) получена лицом не от своего работодателя,

б) при иных условиях предполагала бы, что получающее ее лицо должно за нее заплатить,

в) получена в связи с выполнением лицом своих должностных обязанностей,

г) получена лицом непосредственно или через третьих лиц.

Незначительные подарки, свойственные обычной трудовой деятельности, например, кофе и выпечка/фрукты на рабочем собрании, не считаются выгодами по смыслу Кодекса.

Ограничения, налагаемые в связи с получением подарков, в документе рассматриваются применительно к трем категориям получателей:

  1. лица, выполняющие функции государственного управления [в отношении дарителя] или ответственные за государственные закупки, [в которых участвует даритель],
  2. иные лица, замещающие должности в государственном секторе или в организациях, финансируемых государством,
  3. представители организаций частного сектора.

1) Подарки реципиентам из первой категории в связи с выполнением ими соответствующих функций запрещены: как для лиц, непосредственно принимающих решения, так и для лиц, которые могут повлиять на принятие таких решений. Примеры функций государственного управления включают принятие решений о разрешении на ресторанную деятельность или на строительство. При этом, хотя в большинстве случаев функции государственного управления возлагаются на государственные органы, к указанной категории получателей подарков могут относиться и сотрудники организаций, которым по закону поручено осуществление государственных полномочий, например, при осмотре транспортных средств.

Если подарок вручается не в связи выполнением указанных выше функций (например, благодарственный букет цветов на мероприятии, проводимом организаций, в отношении которой служащий не принимает соответствующих решений), то его получение допустимо.

2) Вторая категория реципиентов включает лиц, замещающих должности в государственном секторе, то есть деятельность которых финансируется за счет налогов и сборов, а также ведущих деятельность, финансируемую государством, то есть деятельность, при которой государство предоставляют финансовую компенсацию за саму операцию. Примеры деятельности, финансируемой государством, включают частную деятельность в области здравоохранения, образования и социальной защиты.

При оценке допустимости дарения подарка таким лицам Кодексом рекомендуется учитывать следующие факторы:

1. влияет ли подарок (или может ли он повлиять) на решение получателя или выполнение им своих должностных обязанностей в связи с экономической или персональной ценностью такого подарка для получателя; при этом недопустимыми в связи со своей ценностью считаются как минимум:

  • подарки в виде денег и денежных ссуд,
  • завещательные распоряжения,
  • товары и услуги для личного использования и персональные скидки на товары и услуги,
  • право использовать автомобиль, лодку, дом для отпуска или что-либо подобное для личного пользования,
  • оплата отдыха или отпуска,
  • оплата услуг сексуального характера или визитов в стрип-клубы и порнографические клубы,
  • выгоды, которые могут привести к тому, что получатель окажется в зависимом положении от дарителя;

2. было ли дарение подарка прозрачным, то есть уведомил ли даритель о подарке своего руководителя или предпринял ли иные предусмотренные внутриведомственными документами действия по раскрытию сведений о подарке;

3. является ли подарок «умеренно ценным», то есть насколько он по экономическим или иным причинам может быть значимым для получателя и влиять на его деятельность; при этом оценку умеренности следует проводить совокупно для всех подарков, полученных от одного дарителя: как отмечено в Кодексе, возможны ситуации, когда каждый такой подарок по отдельности выглядит «умеренным», но общая ценность всех подарков явно выходить за рамки «умеренности». При оценке «умеренности» следует также учитывать следующие аспекты:

  • должность получателя: к некоторым сотрудникам предъявляются более строгие требования в отношении подарков, например, к лицам, которые принимают или могут влиять на принятие решений, касающихся контрактов с государством, к представителям отдельных сфер, например, здравоохранения и социального обеспечения; кроме того, необходимо учитывать положение получателя по отношению к дарителю – подарки лицам, тем или иным образом связанным с принятием решений в отношении дарителя, свидетельствует о нарушении;
  • ценность подарка для получателя: риск того, что предоставляемая выгода является ненадлежащей, возрастает в случае, если она является ценной для получателя (экономически и лично), а также в случае повторяющихся подарков от одного дарителя. Например, как отмечено в Кодексе, постоянная оплата государственным служащим обедов или кофе будет рассматриваться в суде как форма подкупа;
  • отношение подарка к рабочим обязанностям получателя: риск того, что предоставляемая выгода является ненадлежащей, увеличивается и в том случае, когда ее предоставление не является «обычным» при реализации получателем его трудовых обязанностей. Например, еда и напитки, предлагаемые участникам мероприятий, на которые приглашается широкий круг лиц и целью которых является установление контактов, обмен информацией о деятельности, как правило, не будут считаться чем-то недопустимым.

3) Применительно к реципиентам третьей категории – представителям организаций бизнес-сектора – положения, касающиеся недопустимых подарков, в основном схожи с теми, что представлены в Кодексе для второй категории. Дополнительно при оценке «умеренности» подарка в частном секторе следует учитывать повод, в связи с которым он преподносится. Так, получение подарка в ходе текущих деловых переговоров с работодателем или принципалом получателя или во время выполнения текущего задания может указывать на его ненадлежащий характер. Например, приглашение партнеров на рождественский ужин или иное подобное мероприятие, которое в обычное время считалось бы нормальной практикой, во время переговоров по соглашению является недопустимым.

III. Контрагенты

В третьей части Кодекса рассматриваются порядок оценки добросовестности контрагентов (дью-дилидженс). К контрагентам, согласно документу, относятся лица, назначенные компанией для представления ее интересов в конкретном вопросе, которым она предоставляет финансовые или иные активы: например, агенты, консультанты, представители, дочерние компании, брокеры или бизнес-посредники, поставщики и т.п.

Как национальное, так и зарубежное законодательство о борьбе со взяточничеством требует от шведских компаний проведения надлежащей комплексной проверки лиц и организаций, представляющих компанию. В противном случае компания может оказаться виновной в финансировании подкупа по неосторожности – уголовного преступления, предусмотренного шведским законодательством.

В этой связи в организации должна быть выстроена система проверки контрагентов, учитывающая ее особенности (размер, форму собственности, сферу деятельности и т.д.), а также назначено лицо (лица), ответственное за обеспечение функционирования такой системы и оценки соответствующих коррупционных рисков. Такая система проверки должна предусматривать:

  • оценку рисков при работе с контрагентами, включая риски, связанные со страной, в которой ведет деятельность или зарегистрирован контрагент, отраслевые риски, причину выбора именно этого контрагента (например, был ли он рекомендован покупателем или должностным лицом) сумму, тип и структуру компенсации заключаемых контрактов или соглашений, а также наличие у контрагента связей с должностными лицами государственных органов и организаций. С учетом различных факторов по результатам оценки рисков контрагентов можно разделить на категории по уровню риска: например, низкий, средний или высокий;
  • проверку каждого отдельного контрагента, целью которой является определение того, существует ли реальная необходимость прибегать к услугам данного контрагента и оправдано ли его привлечение. Проверка должна быть пропорциональна категории риска (низкий-средний-высокий), определенной в рамках оценки рисков, и включает: анализ общих сведений о контрагенте, структуры бенефициарного владения, оценку финансового положения контрагента и его требований относительно оплаты своих услуг, наличия у контрагента необходимого опыта, а также принятых контрагентом мер по предупреждению коррупции и его репутации (в том числе фактов привлечения к ответственности или судебных разбирательств, касающихся нарушения антикоррупционного законодательства);
  • оценку контрагентов по результатам проверок: если в результате проверки контрагента не было выявлено «красных флажков», процесс заключения соглашения с ним может быть продолжен; если же соответствующие признаки были обнаружены, организации следует провести оценку возможности минимизации связанных с ними рисков либо, если это не представляется возможным, прервать процесс заключения соглашения.

Существующая в организации система проверки контрагентов должна предусматривать обязательную проверку всех новых контрагентов, а также периодическую переоценку текущих контрагентов. При этом переоценку текущих контрагентов рекомендуется проводить в случае каких-либо существенных изменений в деятельности контрагента (например, в случае изменений структуры собственности контрагента или возникновения подозрений в его участии в неправомерной деятельности) и в зависимости от категории риска. Так, для контрагентов из категории «низкого риска» оценка проводится сотрудниками в рамках текущей операционной деятельности, в случае «среднего риска» может потребоваться привлечение специалиста по комплаенсу или иного лица, не связанного с операционной деятельностью, которое отвечает за функционирование систему проверки контрагентов, в случае «высокого риска» (крупные суммы контрактов и ведение деятельности на сильно коррумпированных рынках) может быть целесообразным проводить оценку на уровне совета директоров.


*Институт противодействия коррупции (Institutet Mot Mutor) – это шведская некоммерческая организация, основанная в 1923 году и ведущая деятельность по продвижению стандартов этического поведения в бизнесе и противодействию взяточничеству и иным видам коррупции, прежде всего посредством просвещения, информирования и оказания консультационной поддержки компаниям, торговым объединениям, СМИ и органам власти. Руководство Институтом осуществляют Торговая палата Стокгольма (Stockholms Handelskammare), Ассоциация местных и региональных органов власти Швеции (Sveriges Kommuner & Regioner) и Конфедерация предприятий Швеции (Svenskt Näringsliv).

Темы
Стандарты поведения
Комплаенс

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.