Руководство является частью Практического пособия Бюро (SFO Operational Handbook), которое было издано только для внутреннего использования прокурорами ведомства. Согласно дисклеймеру к Руководству, оно публикуется «исключительно в интересах обеспечения прозрачности» и «на него не следует полагаться в качестве правового основания для [получения] консультаций или [принятия] решений».
Вместе с тем, Руководство может использоваться организациями в качестве ориентира при оценке достаточности принимаемых ими антикоррупционных мер, а также при формировании понимания того, на какие недостатки реализуемых организациями комплаенс-программ SFO обращает внимание прежде всего и какие шаги следует предпринять для устранения имеющихся недочетов.
В преамбуле Руководства отмечается, что оно может использоваться прокурорами при определении того:
- будет ли выдвижение обвинений в отношении организации отвечать общественным интересам?
- следует ли предложить организации заключить соглашение об отсрочке судебного преследования (DPA) и, если да, какие условия должны быть включены в такое соглашение?
- отвечает ли организация условиям получения освобождения от ответственности в связи с принятием надлежащих мер, направленных на недопущение совершения правонарушений (раздел 7 Закона о взяточничестве (UK Bribery Act))?
- является ли наличие и характер комплаенс-программы организации важным фактором, который следует учитывать при вынесении приговора?
Далее приводится примерное описание того, что подразумевается под комплаенс-программой: «комплаенс-программа - это [совокупность] внутренних систем и процедур организации, которые помогают обеспечить соответствие деятельности организации и тех, кто в ней работает, требованиям законодательства, а также внутренним политикам и процедурам». При этом такие системы и процедуры должны не просто быть закреплены на бумаге, но и эффективно применяться на практике.
Отмечается, что комплаенс-программа должна выстраиваться с учетом специфики организации, в том числе ее размеров, сферы и характера деятельность. Кроме того, комплаенс-программа должна быть основана на результатах оценки коррупционных рисков. Организации также следует обеспечить проведение систематического мониторинга эффективности своей комплаенс-программы.
Основная часть Руководства разделена на три ключевых раздела:
- Стадии развития комплаенс-программы организации, являющиеся предметом оценки SFO;
- Место оценки комплаенс-программы организации в расследовании, проводимом SFO;
- Принципы оценки комплаенс-программы организации.
В числе стадий развития комплаенс-программы организации, на которых может проводиться ее оценка, в руководстве выделены:
- состояние комплаенс-программы организации на момент совершения правонарушения (может влиять на принятие решение о выдвижении обвинений, а также на освобождение от ответственности в связи с принятием всех возможных мер по недопущению совершения правонарушения или возможности смягчения обвинений),
- текущее состояние комплаенс-программы организации (если на момент совершения нарушений комплаенс-программа организации не была достаточной, однако в дальнейшем компания предприняла шаги по ее совершенствованию, это может повлиять на решение о выдвижении обвинений, о возможности заключении DPA, а также о размере штрафа),
- состояние комплаенс-программы организации в будущем (с организацией может быть заключено DPA, одним из условий которого станет последующее совершенствование ее комплаенс-программы).
В части, касающейся проведения оценки комплаенс-программ в контексте расследований SFO, отмечается, что такую оценку прокурорам следует начинать уже на самой ранней стадии расследования. При этом информация, необходимая для оценки, может быть получена из «различных источников», которые также могут быть источниками «прямых или косвенных доказательств неправомерной деятельности». В частности, SFO может использовать 1) добровольное раскрытие информации и интервью, 2) принудительное раскрытие информации и документов и 3) показания свидетелей и, в отдельных случаях, подозреваемых.
Дополнительно отмечается, что организации следует иметь «множество письменных отчетов» о своей комплаенс-программе. Таким образом, организациям следует учитывать, что уже на первоначальной стадии расследования SFO может потребовать от них представления различных документов, позволяющих оценить их комплаенс-программу, таких как антикоррупционные политики и процедуры, реестры подарков и знаков гостеприимства, отчеты и руководства по проведению обучения сотрудников, материалы о проведении оценки рисков и т.п.
Наконец, в заключительной части Руководства представлены «шесть принципов», которыми следует руководствоваться организации при разработке и внедрении комплаенс-программы и которые учитываются SFO при ее оценке. Фактически они представляют собой краткое изложение выпущенного в 2011 году Минюстом Великобритании Руководства о процедурах, которые могут быть приняты коммерческими организациями для предотвращения случаев взяточничества со стороны связанных с ними лиц. К «шести принципам» отнесены:
- пропорциональность внедряемых мер – система антикоррупционных политик и процедур должна выстраиваться с учетом рисков взяточничества, с которыми сталкивается организация, а также характера, масштаба и сложности ее деятельности, быть ясной, доступной, эффективно применяться на практике,
- вовлеченность высшего руководства компании – высшее руководство должно на личном примере демонстрировать нетерпимость ко взяточничеству и способствовать принятию и реализации на практике антикоррупционных политик и процедур,
- проведение оценки рисков – организация должна периодически оценивать характер и степень подверженности потенциальным внешним и внутренним рискам взяточничества,
- проведение оценки контрагентов (дью-дилидженс) – организации необходимо проводить пропорциональную и риск-ориентированную оценку в отношении лиц, которые оказывают или будут оказывать услуги для или от имени организации,
- создание каналов коммуникации и проведение обучения – политики и процедуры организации должны быть донесены до всех сотрудников в доступной и понятной форме, в том числе в ходе обучения; для сфер/должностей с повышенными рисками коррупции может проводиться специальное обучение; целесообразным может стать также информирование и обучение контрагентов организации,
- проведение мониторинга и оценки
Несмотря на то, что с момента вступления в должность директора SFO в 2018 году Лизы Ософски (Lisa Osofsky) количество методических материалов ведомства по вопросам корпоративной ответственности возросло, критики все же отмечают отсутствие необходимой прозрачности процесса расследований и оценки комплаенс-программ организаций, в том числе недостаточную детализированность изданного Руководства.
Например, документ с похожим названием (Evaluation of Corporate Compliance Programs), принятый в США, дает организациям гораздо более полное представление о том, как именно прокуроры оценивают «достаточность» принятых комплаенс-программ. Указанный документ включает в себя три раздела, для каждого из которых выделены ключевые оцениваемые аспекты:
I. Является ли комплаенс-программа организации хорошо продуманной?
- Оценка рисков
- Политики и процедуры
- Обучение и информирование
- Структура конфиденциального информирования и процесс проведения расследований
- Взаимодействие с контрагентами
- Слияния и поглощения
II. Применяется комплаенс-программа должным образом?
- Обязанности руководителей высшего и среднего звена
- Автономность и ресурсы
- Стимулирование и дисциплинарные меры
III. Работает ли комплаенс-программа организации на практике?
- Постоянное улучшение, периодическое тестирование и мониторинг
- Расследование неправомерной деятельности
- Анализ и исправление последствий расследуемого правонарушения
По каждому из указанных аспектов в документе даются дополнительные разъяснения, а также приводится своеобразный «чек-лист» конкретных анализируемых показателей и вопросов, которые задают прокуроры Минюста США при их рассмотрении.
Например, для такого аспекта, как «Оценка рисков», прокуроры принимают во внимание
- Процесс управления рисками,
- Риск-ориентированное распределение ресурсов и
- Обновления и пересмотры.
При этом для оценки, например, «Процесса управления рисками» прокуроры задают себе следующие вопросы:
- Какую методику использовала организация для выявления, анализа и принятия мер [по минимизации] конкретных рисков, с которыми она сталкивается?
- Какую информацию или показатели компания собирала и использовала для помощи в обнаружении рассматриваемых типов нарушений?
- Каким образом [сбор] такой информации или показателей соотносится с комплаенс-программой организации?