Как уже отмечалось, в 2019-2020 гг. Франция недвусмысленно заявила свои права на роль одного из ключевых игроков на международной арене правоприменения в делах о транснациональном подкупе.
Одновременно в последние годы во Франции развивается и деятельность по предупреждению и противодействию коррупции внутри страны, о чем свидетельствуют, в том числе данные представленного отчета AFA.
Проверки и санкции
Согласно отчету, в 2019 году AFA в соответствии с возложенными на него полномочиями было инициировано:
1) 20 проверок в отношении организаций частного сектора, в том числе:
- 3 глобальные проверки (проверки всех направлений деятельности) крупнейших французских компаний, входящих в индекс КЭК-40 (Cotation Assistée en Continu – CAC 40);
- 12 проверок отдельных направлений в компаниях, ведущих свою деятельность в наиболее подверженных рискам коррупции сферах;
- 5 проверок выполнения рекомендаций организациями, в отношении которых проверки проводились в 2017-2018 гг.;
2) 16 проверок в отношении государственных органов и организаций, в том числе:
- 11 глобальных проверок (1 орган центрального управления, 2 ключевых участника Олимпийских игр 2024, 1 спортивная федерация, 1 общественное учреждение, 1 иностранное общество, 2 региона, 2 департамента, 1 государственное жилищное управление);
- 5 проверок выполнения рекомендаций;
3) 4 проверки выполнения судебных решений в общественных интересах (Convention Judiciaire d’Intérêt Public – CJIP), заключенных в 2018-2019 гг.
Кроме того, в 2019 году было вынесено первое решение Комиссии по санкциям AFA о необходимости наложения санкций за непринятие организацией мер по предупреждению коррупции**.
Указанное решение касалось вопроса о наложении максимально возможного штрафа в размере €1 млн на Sonepar в связи с невыполнением рекомендаций AFA, представленных компаниям по результатам проверки в 2017 году. В частности, ведомство заявляло, что компания: не использовала методологию AFA по картированию рисков; не предоставила сотрудникам необходимых указаний относительно поведения в ситуациях конфликтов интересов в своем кодексе поведения; не исправила недостатки, существующие в системе бухгалтерского контроля; не сформировала систему внутреннего аудита; не приняла надлежащих мер по оценке деятельности самой компании и ее контрагентов с точки зрения потенциальных коррупционных рисков.
Однако Комиссия заявила в своем постановлении, что руководящие принципы AFA не являются юридически обязательными и не могут применяться задним числом и что, хотя компания не следовала руководящим принципам, программа соответствия компании соответствует требованиям Sapin II. В результате, в наложении санкций на Sonepar было отказано.
Методическое обеспечение и поддержка
В 2019 году AFA был подготовлен ряд методических материалов, в том числе:
- представлено Практическое руководство по организации функции комплаенса в компаниях (Guide pratique relatif à l’organisation de la fonction conformité en entreprise);
- совместно с Национальной финансовой прокуратурой выпущены Рекомендации по использованию судебных решений, заключаемых в общественных интересах (Lignes directrice sur la mise en œuvre de la convention judiciaire d’intérêt public);
- совместно с Департаментом государственных закупок подготовлено Руководство по контролю коррупционных рисков в процессе государственных закупок (Guide pour maîtriser le risque de corruption dans le cycle de l’achat public), опубликованное в 2020 году;
- опубликовано для общественного обсуждения Практическое руководство по проведению антикоррупционных проверок в контексте слияний и приобретений (Guide pratique «Les vérifications anticorruption dans le cadre des fusions-acquisitions»), переработанная с учетом результатов такого обсуждения версия которого была представлена в 2020 году;
- опубликовано для общественного обсуждения Практическое руководство для организаций по подаркам и политике гостеприимства (Guide pratique sur les politiques cadeaux et invitations en entreprise);
- инициирована разработка практического руководства по противодействию коррупции для малых и средних предприятий, а также разработана «памятка» для организаций малого и среднего бизнеса по вопросам противодействия коррупции, направленная профессиональным федерациям, некоторые из которых разослали ее своим членам,
Кроме того, в 2019 году два государственных органа обратились к AFA за помощью в активизации работы по противодействию коррупции– Министерство по вопросам национального образования, молодежи, высшего образования и исследований и Министерство вооруженных сил. Для них, в частности, было организовано проведение оценки коррупционных рисков (в том числе в образовательных организациях, находящихся в ведении Министерства образования).
Одновременно в своем отчете AFA еще раз напоминает о том, какие преимущества внедрение антикоррупционных мер дает организациям, в том числе малым и средним компаниям, для которых законом не установлена безусловная обязанность их внедрения:
- наказания за коррупционные действия и последствия их совершения одинаковы для компаний любого размера, а принятие антикоррупционных мер помогает снизить риски совершения таких действий сотрудниками;
- программа противодействия коррупции, которую обязаны внедрить крупные компании, предусматривает проведение оценки добросовестности контрагентов; в этой связи для того, что крупные клиенты или поставщики охотнее работали с компанией, ей следует внедрять у себя систему антикоррупционных мер;
- поставщики финансовых средств (банки или частные инвесторы) все чаще включают в требования к своим клиентам или объектам инвестирования критерий соблюдения антикоррупционных мер, в связи с чем принятие таких мер становится обязательным условием для получения финансирования;
- в отношении компаний, ведущих деятельность на международном рынке, обвинения в коррупции могут быть выдвинуты властями иностранных государств (например, США, Великобритании), а эффективная система противодействия коррупции может позволить снизить размеры штрафов.
Исследовательская деятельность
В 2019 году к AFA перешло председательство в Сети органов по предотвращению коррупции (Network of Corruption Prevention Authorities – NCPA), созданной в 2018 году в Хорватии. Под руководством AFA указанная организация инициировала проект глобального картирования антикоррупционных органов, отчет о ходе реализации которого был представлен в 2020 году.
Кроме того, на основе проведенных проверок AFA представила в отчете некоторые выводы относительно качества внедрения мер противодействия коррупции в стране.
1. Частный сектор – основные тенденции:
- увеличивается вовлеченность руководства в антикоррупционную деятельность (хотя часто она все еще остается недостаточной);
- определенные меры антикоррупционной системы, такие как принятие кодекса поведения, обучение и создание внутренних механизмов сообщения о фактах коррупции, являются более легкими для реализации, в то время как другие меры, такие как оценка и картирование коррупционных рисков или дью-дилидженс (оценка контрагентов), имеющие высокую значимость для устойчивости антикоррупционной системы организации, по-прежнему слишком часто страдают от методологических приближений;
- снижается количество нарушений, связанных с непринятием антикоррупционных мер или процедур, наблюдаемые в настоящее время недостатки больше касаются несоблюдения или неприменения таких мер и процедур.
2. Государственный сектор – основные наблюдения:
- достаточно низкий уровень зрелости государственных структур в отношении предотвращения и выявления коррупционных нарушений;
- меры и процедуры для предотвращения и выявления нарушений разрозненны, часто реализуются не в полном объеме и не основываются на оценке рисков;
- направленные на предупреждение коррупции ограничения и обязанности, в частности, касающиеся предотвращения конфликта интересов, соблюдаются неравномерно;
- слабо развит контроль коррупционных рисков: 1) как правило, оценка рисков проводится в отношении функций по распределению европейских фондов и функций внутреннего бюджетного и бухгалтерского контроля, в отношении иных функций оценка проводится крайне редко; 2) лишь отдельные государственные структуры приняли кодексы поведения; 3) функции внутреннего контроля и/или аудита в государственном секторе остаются недостаточно развитыми; 4) при принятии действий по борьбе с мошенничеством не всегда учитывается риск мошенничества с внутренним соучастием.
*AFA было создано в соответствии с Законом № 2016-1691 от 09.12.2016 «О прозрачности, борьбе с коррупцией и модернизации экономической жизни»
(Loi n° 2016-1691 du 9 décembre 2016 relative à la transparence, à la lutte contre la corruption et à la modernisation de la vie économique). Ведомство находится под контролем Министра юстиции Франции и отвечает за координацию и контроль предупреждения и противодействия коррупции в стране, обеспечение методической поддержки органов и организаций, мониторинг соблюдения организациями требований об обязательном внедрении антикоррупционных мер, а также принимает участие в расследованиях и привлечении к ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства.
**Во Франции обязанность принимать меры по предупреждению коррупции установлена для организаций с численностью более 500 человек и годовым оборотом более €100 млн. В случае несоблюдения установленной обязанности к организации могут быть применены такие меры ответственности, как:
- обязательство усовершенствовать систему антикоррупционного комплаенса в течение определенного периода (до 3 лет),
- штраф: для физических лиц (руководство компании) – до €200 тыс., для юридических лиц – до €1 млн.
- по решению AFA может быть официально опубликована информация о недостаточности принимаемых компанией антикоррупционных мер.