Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
Минюст США разъяснил, является ли выплата вознаграждения за помощь в покупке акций нарушением FCPA

Министерство юстиции США (Department of JusticeDOJ) опубликовало ответ на запрос организации о том, будет ли выплата ей вознаграждения нарушать​ нормы Закона о коррупционных практиках за рубежом (Foreign Corrupt Practices ActFCPA).

Бизнес
Бизнес

Запрос на разъяснение* поступил от международной компании с головным офисом в США, выступающей в качестве инвестиционного консультанта и управляющей направленными на обслуживание институциональных инвесторов частными фондами (далее – Заявитель).

Согласно представленной информации, в начале 2017 года Заявитель собрался приобрести пакет акций дочерней компании иностранного инвестиционного банка, большая часть акций которого принадлежит государству, в стране А (Компания А). Для помощи в приобретении он привлек дочернюю компанию указанного банка в стране Б (Компания Б), а через год, не добившись результата, – еще и финансовую компанию - своего местного делового партнера. В начале 2019 года Заявителю удалось приобрести акции Компании А, а через месяц Компания Б потребовала вознаграждение за оказанную помощь.

Заявитель попросил Минюст разъяснить, будет ли выплата Компании Б $237 500 (0,5% от номинальной стоимости вложенных активов) за предоставленные аналитические и консультационные услуги расцениваться как нарушение FCPA и являться поводом для расследования со стороны ведомства.

DOJ заявил, что не видит доказательств, свидетельствующих о коррупционном намерении предложить, пообещать или предоставить какие-либо ценности иностранному должностному лицу в связи с предполагаемым платежом Компании Б, отметив, что выплаты иностранным правительствам или их органам/организациям FCPA не запрещены. Допуская, что Компания Б может считаться «организацией иностранного правительства» (instrumentality), а ее сотрудники – иностранными должностными лицами, Минюст не усматривает нарушений FCPA, так как вознаграждение передавалось непосредственно дочерней компании, а не отдельным ее сотрудникам.

Кроме того, как отмечает DOJ, механизм передачи вознаграждения полностью прозрачен, отсутствуют признаки того, что запрашивающая вознаграждение сторона намеревается перенаправить или предполагает, что полученные средства будут перенаправлены кому-либо, [являющемуся иностранным должностным лицом], а также получено подтверждение от руководителя отдела комплаенса Компании Б о том, что платеж поступит на корпоративный банковский счет Компании Б, будет использоваться только в интересах данной компании для общих корпоративных целей и не будет перенаправлен ни в какую другую организацию.

Наконец, по мнению Минюста, Заявитель запросил и получил от Компании Б конкретные законные услуги, а также представил информацию (которую подтвердил руководитель отдела комплаенса компании Б), свидетельствующую о том, что предполагаемый платеж соизмерим с оказанными услугами и является коммерчески обоснованным.

В этой связи DOJ уведомил Заявителя, что не намерен предпринимать какие-либо правоприменительные действия в связи с выплатой указанного платежа Компании Б.


*DOJ наделен функциями по представлению разъяснений о том, будет ли конкретная практическая (но не гипотетическая, а ожидаемая в действительности) ситуация являться нарушением FCPA: соответствующие обезличенные ответы ведомство публикует в отдельном разделе своего сайта. За все время выполнения указанных функций (с 1980 года; до 1993 года разъяснения назывались Review Procedure Releases, после – Opinion Procedure Releases) Минюст давал разъяснения всего 62 раза, последнее было опубликовано в 2014 году, то есть около шести лет назад.

Одной из причин, по которой организации не часто обращаются в ведомство за разъяснениями, является длительность рассмотрения таких обращений и необходимость представлять дополнительную информацию. Так, в рассматриваемом случае, как отмечено в ответе Минюста, компания обратилась со своим вопросом в ноябре 2019 года, в январе, феврале, июне и июле 2020 года направляла дополнительные сведения по запросу Минюста, и в результате получила ответ только в середине августа 2020 года.

Хотя разъяснения Минюста не имеют прецедентной значимости, его мнение о том, что рассмотренное по поступившему запросу организации поведение не нарушает FCPA, будет являться опровержимой презумпцией при принятии решения о возможном возбуждении правоприменительного действия на основании описываемого в запросе поведения.

Темы
Уголовное преследование
Подкуп ИДЛ

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.