Как отмечено в документе, частный сектор в настоящее время играет значимую роль в противодействии коррупции. Важность привлечения бизнес-сообщества к борьбе с коррупцией подчеркивается в таких международных документах, как:
- Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (The United Nations Convention against Corruption);
- Глобальный договор ООН (United Nations Global Compact);
- Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (OECD Convention on Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions);
- Рекомендации ОЭСР по дальнейшей борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (OECD Recommendation for Further Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions).
По мнению экспертов ОЭСР, внести вклад в борьбу с коррупцией организации бизнес-сектора могут посредством:
- участия, совместно с государственными органами, в разработке антикоррупционных нормативных правовых актов, стратегий по борьбе с коррупцией, политик противодействия коррупции;
- предоставления комментариев в части оценки эффективности используемых в юрисдикции санкций и стимулов, направленных на продвижение принципов добросовестности в частном секторе;
- вовлечения в повышение осведомленности общественности о вреде коррупции и мерах по борьбе с ней;
- поддержки государственных инициатив по борьбе с коррупцией;
- продвижения принципов добросовестности в отрасли и в цепочке поставок и т.д.
При этом для привлечения организаций к борьбе с коррупцией авторы документа рекомендуют государственным органам:
- сформировать соответствующую правовую базу, в частности, принять антикоррупционные законы, охватывающие частный сектор (например, как в Великобритании и Франции), возложить на компании обязанность обеспечивать прозрачность бенефициарной собственности (например, в Словакии функционирует Реестр бенефициарных собственников), закрепить в законодательстве корпоративную ответственность за совершение коррупционных правонарушений (например, как в Австралии);
- обеспечивать соблюдение антикоррупционного законодательства, распространяющегося на частный сектор, в том числе за счет предоставления уполномоченным государственным органам достаточной независимости и необходимых ресурсов;
- продвигать принципы добросовестности в государственных органах, подавая тем самым пример частному сектору;
- предоставлять организациям частного сектора рекомендации по противодействию коррупции, разработанные в том числе с учетом комментариев бизнес-сообщества;
- привлекать организации частного сектора к разработке национальной политики и нормативных правовых актов в области борьбы с коррупцией (как, например, в Уругвае, где представители бизнеса принимают активное участие в разработке проекта закона о борьбе с коррупцией);
- использовать цифровые технологии для повышения уровня прозрачности деятельности субъектов государственного и частного секторов, в том числе создавать единые онлайн-платформы закупок;
- обеспечивать защитой и предоставлять вознаграждение разоблачителям, сообщающим о коррупционных правонарушениях, как в государственном, так и в частном секторах;
- координировать действия по продвижению принципов добросовестности в частном секторе на международном уровне для обеспечения компаниям из разных юрисдикций равных условий, в том числе обмениваться опытом и передовыми практиками, а также сотрудничать в проведении расследований и возврате незаконно полученных активов;
- регулярно оценивать эффективность принимаемых для предупреждения и противодействия коррупции в частном секторе мер и обновлять их в соответствии с результатами и имеющимися потребностями;
- обеспечить согласованность принимаемых для повышения добросовестности в бизнес-среде мер.
Как отмечают эксперты ОЭСР, достижение высоких показателей добросовестности в бизнес-среде невозможно также без соблюдения баланса между налагаемыми за совершение коррупционных правонарушений санкциями и предлагаемыми в целях повышения антикоррупционного потенциала компаний стимулами. Достижение такого баланса при этом зависит от сложившейся в каждом государстве правовой структуры, экономической ситуации, институциональных и ресурсных возможностей. В частности, установленные санкции должны быть соразмерными размеру организации, тяжести правонарушения и размеру нанесенного ущерба, предупреждать использование незаконных доходов и стимулировать принятие организацией мер по предотвращению аналогичных нарушений в будущем. Такие санкции могут включать:
- наложение штрафов;
- возмещение ущерба физическим и/или юридическим лицам, которых закон признает непосредственно пострадавшими от коррупционного акта, а также сообществам или другим социальным группам, которым коррупционными действиями был причинен вред;
- конфискацию доходов;
- тюремное заключение лиц, ответственных за коррупционную деятельность;
- ограничение доступа к определенным государственным услугам, например, экспортным кредитам;
- приостановление права на участие и/или отстранение недобросовестных компаний от государственных закупок;
- возложение обязанности по проведению корпоративных реформ, в частности, по изменению состава руководства и/или совета директоров, модификации систем управления, политик и процедур;
- публичную огласку приговора, что потенциально ведет к репутационным потерям.
Уравновешивающая санкции система стимулов требуется для поощрения компаний за внедрение добросовестных практик, направленных на профилактику и/или выявление коррупционных правонарушений. Такие стимулы могут включать:
- смягчение ответственности, вплоть до полного освобождения от уголовной ответственности, например, в случае самостоятельного информирования о правонарушении и принятия компанией мер по его предотвращению (так, в Алжире любое лицо, сообщившее органам власти о коррупционном преступлении до начала судебного разбирательства, может быть освобождено от наказания или наказание может быть смягчено, а в Великобритании организация может освобождаться от ответственности за неправомерные действия сотрудников и иных аффилированных с ней лиц в случае, если будет доказано, что организация приняла все возможные меры по недопущению совершения правонарушения);
- законодательное закрепление в качестве преступления неспособности организации предотвратить коррупционные правонарушения, что будет способствовать принятию организациями мер предупреждения коррупции;
- предоставление преимущества в рамках государственных закупок компаниям, включенным в перечень предпочтительных подрядчиков;
- обеспечение компаний, внедривших передовые практики противодействия коррупции, преимущественным доступом к государственным льготам;
- предоставление прав на защиту инвестиций компаниям, соблюдающим принципы добросовестности;
- сертификацию организаций, внедряющих передовые практики борьбы с коррупцией (однако, как уже отмечалось экспертами, использование сертификации может создавать риски поверхностной, а зачастую и откровенно недобросовестной оценки принимаемых организациями антикоррупционных мер);
- публичное признание вклада добросовестных организаций в противодействие коррупции.
Кроме прочего, не менее важными мерами, способствующими продвижению принципов добросовестности в частном секторе, в соответствии с Руководством, являются:
- коллективные инициативы, объединяющие усилия государственных органов, частных компаний, организаций гражданского общества и иных заинтересованных сторон, в том числе создание отраслевых союзов и антикоррупционных коалиций, заключение государственно-частных партнерств. Например, международная Сеть по борьбе с коррупцией в сфере морского судоходства (The Maritime Anti-Corruption Network – MACN), объединяющая более 180 компаний, создана для укрепления сотрудничества соответствующих организаций, наращивания их потенциала и осуществления ими коллективных действий в области продвижения принципов добросовестности и противодействия коррупции на основе принятых MACN антикоррупционных стандартов;
- проведение образовательных и просветительских мероприятий, направленных на повышение осведомленности общественности, в частности, потенциальных «посредников», детей, представителей молодежи, о вреде коррупции и мерах по борьбе с ней;
- принятие мер по достижению инклюзивности, в том числе гендерного равенства, способствующего уменьшению числа случаев ненадлежащего поведения и укреплению структур управления;
- достижение высокого уровня прозрачности всех процессов, входящих в цепочки поставок.