Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
Опубликовано руководство по продвижению принципов добросовестности в частном секторе
Н.С. Горбачева, В.И. Ожерельева

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) представила Руководство по государственным мерам в рамках продвижения принципов добросовестности в бизнес-секторе (A Resource Guide on State Measures for Strengthening Business Integrity).

Бизнес
Бизнес

Как отмечено в документе, частный сектор в настоящее время играет значимую роль в противодействии коррупции. Важность привлечения бизнес-сообщества к борьбе с коррупцией подчеркивается в таких международных документах, как:

По мнению экспертов ОЭСР, внести вклад в борьбу с коррупцией организации бизнес-сектора могут посредством:

  • участия, совместно с государственными органами, в разработке антикоррупционных нормативных правовых актов, стратегий по борьбе с коррупцией, политик противодействия коррупции;
  • предоставления комментариев в части оценки эффективности используемых в юрисдикции санкций и стимулов, направленных на продвижение принципов добросовестности в частном секторе;
  • вовлечения в повышение осведомленности общественности о вреде коррупции и мерах по борьбе с ней;
  • поддержки государственных инициатив по борьбе с коррупцией;
  • продвижения принципов добросовестности в отрасли и в цепочке поставок и т.д.

При этом для привлечения организаций к борьбе с коррупцией авторы документа рекомендуют государственным органам:

  • сформировать соответствующую правовую базу, в частности, принять антикоррупционные законы, охватывающие частный сектор (например, как в Великобритании и Франции), возложить на компании обязанность обеспечивать прозрачность бенефициарной собственности (например, в Словакии функционирует Реестр бенефициарных собственников), закрепить в законодательстве корпоративную ответственность за совершение коррупционных правонарушений (например, как в Австралии);
  • обеспечивать соблюдение антикоррупционного законодательства, распространяющегося на частный сектор, в том числе за счет предоставления уполномоченным государственным органам достаточной независимости и необходимых ресурсов;
  • продвигать принципы добросовестности в государственных органах, подавая тем самым пример частному сектору;
  • предоставлять организациям частного сектора рекомендации по противодействию коррупции, разработанные в том числе с учетом комментариев бизнес-сообщества;
  • привлекать организации частного сектора к разработке национальной политики и нормативных правовых актов в области борьбы с коррупцией (как, например, в Уругвае, где представители бизнеса принимают активное участие в разработке проекта закона о борьбе с коррупцией);
  • использовать цифровые технологии для повышения уровня прозрачности деятельности субъектов государственного и частного секторов, в том числе создавать единые онлайн-платформы закупок;
  • обеспечивать защитой и предоставлять вознаграждение разоблачителям, сообщающим о коррупционных правонарушениях, как в государственном, так и в частном секторах;
  • координировать действия по продвижению принципов добросовестности в частном секторе на международном уровне для обеспечения компаниям из разных юрисдикций равных условий, в том числе обмениваться опытом и передовыми практиками, а также сотрудничать в проведении расследований и возврате незаконно полученных активов;
  • регулярно оценивать эффективность принимаемых для предупреждения и противодействия коррупции в частном секторе мер и обновлять их в соответствии с результатами и имеющимися потребностями;
  • обеспечить согласованность принимаемых для повышения добросовестности в бизнес-среде мер.

Как отмечают эксперты ОЭСР, достижение высоких показателей добросовестности в бизнес-среде невозможно также без соблюдения баланса между налагаемыми за совершение коррупционных правонарушений санкциями и предлагаемыми в целях повышения антикоррупционного потенциала компаний стимулами. Достижение такого баланса при этом зависит от сложившейся в каждом государстве правовой структуры, экономической ситуации, институциональных и ресурсных возможностей. В частности, установленные санкции должны быть соразмерными размеру организации, тяжести правонарушения и размеру нанесенного ущерба, предупреждать использование незаконных доходов и стимулировать принятие организацией мер по предотвращению аналогичных нарушений в будущем. Такие санкции могут включать:

  • наложение штрафов;
  • возмещение ущерба физическим и/или юридическим лицам, которых закон признает непосредственно пострадавшими от коррупционного акта, а также сообществам или другим социальным группам, которым коррупционными действиями был причинен вред;
  • конфискацию доходов;
  • тюремное заключение лиц, ответственных за коррупционную деятельность;
  • ограничение доступа к определенным государственным услугам, например, экспортным кредитам;
  • приостановление права на участие и/или отстранение недобросовестных компаний от государственных закупок;
  • возложение обязанности по проведению корпоративных реформ, в частности, по изменению состава руководства и/или совета директоров, модификации систем управления, политик и процедур;
  • публичную огласку приговора, что потенциально ведет к репутационным потерям.

Уравновешивающая санкции система стимулов требуется для поощрения компаний за внедрение добросовестных практик, направленных на профилактику и/или выявление коррупционных правонарушений. Такие стимулы могут включать:

  • смягчение ответственности, вплоть до полного освобождения от уголовной ответственности, например, в случае самостоятельного информирования о правонарушении и принятия компанией мер по его предотвращению (так, в Алжире любое лицо, сообщившее органам власти о коррупционном преступлении до начала судебного разбирательства, может быть освобождено от наказания или наказание может быть смягчено, а в Великобритании организация может освобождаться от ответственности за неправомерные действия сотрудников и иных аффилированных с ней лиц в случае, если будет доказано, что организация приняла все возможные меры по недопущению совершения правонарушения);
  • законодательное закрепление в качестве преступления неспособности организации предотвратить коррупционные правонарушения, что будет способствовать принятию организациями мер предупреждения коррупции;
  • предоставление преимущества в рамках государственных закупок компаниям, включенным в перечень предпочтительных подрядчиков;
  • обеспечение компаний, внедривших передовые практики противодействия коррупции, преимущественным доступом к государственным льготам;
  • предоставление прав на защиту инвестиций компаниям, соблюдающим принципы добросовестности;
  • сертификацию организаций, внедряющих передовые практики борьбы с коррупцией (однако, как уже отмечалось экспертами, использование сертификации может создавать риски поверхностной, а зачастую и откровенно недобросовестной оценки принимаемых организациями антикоррупционных мер);
  • публичное признание вклада добросовестных организаций в противодействие коррупции.

Кроме прочего, не менее важными мерами, способствующими продвижению принципов добросовестности в частном секторе, в соответствии с Руководством, являются:

  • коллективные инициативы, объединяющие усилия государственных органов, частных компаний, организаций гражданского общества и иных заинтересованных сторон, в том числе создание отраслевых союзов и антикоррупционных коалиций, заключение государственно-частных партнерств. Например, международная Сеть по борьбе с коррупцией в сфере морского судоходства (The Maritime Anti-Corruption Network – MACN), объединяющая более 180 компаний, создана для укрепления сотрудничества соответствующих организаций, наращивания их потенциала и осуществления ими коллективных действий в области продвижения принципов добросовестности и противодействия коррупции на основе принятых MACN антикоррупционных стандартов;
  • проведение образовательных и просветительских мероприятий, направленных на повышение осведомленности общественности, в частности, потенциальных «посредников», детей, представителей молодежи, о вреде коррупции и мерах по борьбе с ней;
  • принятие мер по достижению инклюзивности, в том числе гендерного равенства, способствующего уменьшению числа случаев ненадлежащего поведения и укреплению структур управления;
  • достижение высокого уровня прозрачности всех процессов, входящих в цепочки поставок.
Темы
Комплаенс

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.