Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
Минюст США обновил руководство по оценке эффективности комплаенс-программ
Н.С. Горбачева

Министерство юстиции США (Department of JusticeDOJ) обновило свое руководство «Оценка комплаенс-программ организаций» (Evaluation of Corporate Compliance Programs), используемое прокурорами в ходе уголовных разбирательств*.

Бизнес
Бизнес

Впервые руководство было выпущено в 2017 году и представляло собой относительно небольшой «чек-лист» из вопросов, которые должны задавать себе прокуроры для оценки комплаенс-программ организаций при принятии решения о необходимости вынесения обвинений и наложении санкций.

В 2019 году руководство было обновлено: список вопросов значительно расширился и был дополнен комментариями, предоставляющими прокурорам дополнительные ориентиры при анализе комплаенс-программ. Кроме того, изменилась сама структура руководства – оно было разделено на три раздела, в соответствии с тремя “фундаментальными вопросами“, которые должны задавать себе прокуроры:

  1. Является ли комплаенс-программа хорошо продуманной?
  2. Эффективно ли применяется комплаенс-программа?
  3. Работает ли комплаенс-программа на практике?

Обновление от июня 2020 года вносит некоторые дополнительные поправки в предшествующую версию, основанные на накопленном за это время опыте прокуроров и полученных ими комментариях от представителей бизнес-сектора и иных заинтересованных сторон.

В частности, в новой версии руководства уточнено, что при оценке комплаенс-программы каждой конкретной организации учитываются такие факторы, как ее размер, сфера и география деятельности, регуляторная (нормативная правовая) среда, в которой функционирует компания, и иные внешние и внутренние факторы, а также что оценка комплаенс-программы должна учитывать ее состояние как на момент совершения преступления, так и на момент вынесения обвинительного решения.

Одновременно прокурорам рекомендовано принимать во внимание возможное влияние на структуру комплаенс-программы организации требований зарубежного законодательства: для этого им следует выяснить у компании, какие именно положения такого законодательства стали основанием для принятия соответствующего решения по выстраиванию комплаенс-программы и как компания будет поддерживать целостность и эффективность своей комплаенс-программы, соблюдая при этом такие требования зарубежного законодательства.

Кроме того, изменился один из «фундаментальных вопросов»: вместо того, чтобы оценивать «эффективность применения» комплаенс-программы (вопрос № 2), прокурорам рекомендуется сосредоточиться на оценке того, выделены ли надлежащие ресурсы и предоставлены ли необходимые полномочия для того, чтобы комплаенс-программа эффективно функционировала.

Остальные дополнения руководства, распределенные по разделам, представлены ниже.

Оценка рисков. Обновленное руководство уделяет повышенное внимание необходимости осуществления оценки рисков «в динамике». Так, в руководстве отмечается, что при анализе системы оценки рисков задача прокуроров – понять, почему компания решила внедрить комплаенс-программу в том виде, в котором она есть, а также почему и как комплаенс-программа организации менялась с течением времени. При рассмотрении вопроса об обновлении и пересмотре системы оценки рисков прокурорам следует выяснить, ограничиваются ли они определенным моментом во времени или основываются на постоянном доступе к оперативным данным и информации о реализации различных функций компании. Кроме того, в раздел добавлен новый индикатор «Усвоенные уроки», предусматривающий необходимость оценки того, предусмотрены ли в компании механизмы отслеживания и учета уроков, вынесенных из имевших место нарушений как внутри самой компании, так и в иных компаниях, ведущих деятельность в той же отрасли или регионе.

Политики и процедуры. Данный раздел дополнен вопросами об удобстве используемого для публикации политик и процедур компании формата, а также о необходимости отслеживания того, к каким опубликованным документам чаще всего обращались сотрудники, чтобы увидеть, какие политики вызывают повышенное внимание.

Обучение и информирование. В обновленном руководстве прокурорам дополнительно рекомендуется оценивать наличие в организации механизмов, позволяющих работникам задавать вопросы (как очно, так и онлайн), которые возникли у них в ходе обучения, а также выяснить, проводится ли в компании оценка влияния обучения на поведение и деятельность сотрудников.

Структура конфиденциального информирования и процесс проведения расследований. В данном разделе повышенное внимание в обновленном руководстве уделено функционированию «горячей линии», по которой сотрудники могут сообщить о замеченных нарушениях. В частности, прокурорам следует рассмотреть вопрос о том, осведомлены ли сотрудники о «горячей линии» и чувствуют ли себя комфортно при ее использовании, а также о наличии в организации периодической оценки эффективности работы «горячей линии», например, посредством отслеживания хода работы с обращением от начала до конца.

Взаимодействие с контрагентами. В данном разделе также сделан акцент на необходимость комплаенс-контроля «в динамике»: прокурорам рекомендовано обратить внимание на то, осуществляет ли организация управление рисками, связанными с контрагентами, на протяжении всего срока взаимодействия с ними или только в момент первичного вступления в отношения с контрагентами?

Слияния и поглощения. В обновленной версии руководства отмечается важность не только проведения процедуры дью-дилидженс при слияниях и поглощениях, но и последующей своевременной интеграции приобретаемой компании в существующую систему комплаенса и внутреннего контроля.

Автономность и ресурсы. Прокурорам рекомендуется уделять внимание тому, как компания инвестирует средства в дальнейшее развитие персонала, ответственного за комплаенс и контроль, а также оценивать доступность для ответственных сотрудников необходимых ресурсов данных с тем, чтобы они могли осуществлять своевременный и эффективный мониторинг и/или проверку политик, механизмов контроля и сделок компании, существующие препятствия для доступа к таким ресурсам и действия, предпринимаемые компанией для устранения таких препятствий.

Стимулирование и дисциплинарные меры. В руководстве отмечается необходимость оценки того, предусмотрен ли в компании мониторинг проводимых расследований и примененных по их результатам дисциплинарных мер ответственности с целью отслеживания последовательности применения санкций.

Постоянное улучшение, периодическое тестирование и мониторинг. В данном раздел вновь сделан акцент на необходимость функционирования комплаенс-программы «в динамике»: прокурорам рекомендовано уделить внимание вопросу о том, проводится ли компанией анализ и обновление комплаенс-программы с учетом уроков, вынесенных из имевших место нарушений внутри компании или в других компаниях, сталкивающихся с аналогичными рисками.

* Несмотря на то, что руководство является внутренним документом Минюста США, предназначенным для использования прокурорами, оно будет весьма полезным и для организаций бизнес-сектора, которые могут использовать его для лучшего понимания того, что ждет от них государство при разработке и внедрении комплаенс-программ

Темы
Уголовное преследование
Комплаенс

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.