О том, что компания Vitol была привлечена к ответственности за подкуп иностранных должностных лиц, 3 декабря объявили Министерство юстиции США (DOJ) и CFTC. Согласно материалам дела, компания оплачивала фиктивные услуги консультантов, которые передавали часть денег в виде взяток должностным лицам государственных компаний в Бразилии (Petrobras), Эквадоре (Petroecuador) и Мексике (PEMEX) с целью заключения контрактов на покупку/поставку нефтепродуктов и получения конфиденциальной информации. Общая сумма взяток за период 2005-2020 гг. составила около $10 млн.
В результате разбирательства Минюст заключил с Vitol Inc., американским дочерним предприятием нидерландской Vitol Holding B.V., соглашение об отсрочке судебного преследования и обязал компанию выплатить уголовный штраф в размере $135 млн: из них $45 млн будет выплачено в рамках параллельного разбирательства властям Бразилии, а оставшиеся $90 млн – властям США.
Кроме уголовных санкций, на компанию были наложены гражданско-правовые санкции в рамках разбирательства CFTC, которое регулятор вел совместно с DOJ: $12,8 млн Vitol выплатит в качестве возвращения незаконно присвоенного имущества, полученного в результате реализации коррупционной схемы, и еще $16 млн – в качестве штрафа за манипуляции с ценами на нефть (изначально сумма штрафа составляла $83 млн, однако была снижена на $67 млн в связи с выплатами в разбирательствах DOJ и Бразилии).
Дело против Vitol стало первым случаем, когда CFTC привлекла зарубежную компанию за подкуп иностранных должностных лиц. Как правило, возможность неамериканской компании попасть под санкции США за зарубежную коррупцию связывают с Законом США о коррупционных практиках за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act – FCPA) и соответствующими полномочиями Минюста и Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), которые являются его ключевыми правоприменителями. Однако CFTC, в ведении которой находятся нарушения Закона о товарных биржах (Commodity Exchange Act – CEA), в определенных случаях также может привлекать зарубежные компании за взяточничество. Речь здесь идет о ситуациях, когда подкуп иностранных чиновников влияет на цены на сырьевых рынках США: в таком случае взятки могут рассматриваться как нарушение положений CEA, касающихся, например, заключения контрактов с целью мошенничества или введения в заблуждение (§6b) или запрета на манипулирование и предоставление ложной информации (§9). Последний вариант использовался регулятором в деле Vitol: получая от государственных компаний непубличную информацию об их прогнозируемом спросе, предложении и стратегическом планировании на рынках нефтепродуктов во всем мире, включая рынки США, Vitol увеличивала свою прибыль от физической торговли и торговли производными финансовыми инструментами на международных нефтяных рынках.
Выход CFTC на арену экстартерриториального правоприменения является заметным событием как минимум потому, что означает увеличение рисков для зарубежных компаний попасть под санкции США. Как отмечают эксперты, особо значимым является тот факт, что участие в этом процессе CFTC еще больше расширяет круг компаний, к которым могут применяться санкции. В частности, Комиссия по торговле товарными фьючерсами обладает полномочиями в отношении компаний, которые не попадают под юрисдикцию SEC (т.е. которые не подают отчетность в SEC), например, хедж-фондов, которые не обязаны регистрироваться в SEC, но действуют как операторы инвестиционного пула. Кроме того, правоприменение со стороны CFTC может отчасти восполнить существующий пробел с использованием криптовалют для передачи взяток: в связи с тем, что криптовалюты могут квалифицироваться как «товар» согласно CEA, их использование для подкупа иностранных должностных лиц может подпадать под юрисдикцию CFTC.
В настоящее время расследование ведется в отношении еще двух компаний-конкурентов Vitol, крупнейших нефтетрейдеров Glencore и Trafigura, которые с большой долей вероятности также будут привлечены к ответственности не только DOJ и/или SEC, но и CFTC.