Международное сотрудничество
В 2022 году был проведен ряд международных мероприятий, посвященных различным аспектам противодействия коррупции, включая:
- очередной саммит глав стран «Группы двадцати», на котором были одобрены Принципы высокого уровня G20 по усилению роли аудита в борьбе с коррупцией и некоторые иные документы;
- четвертую сессию Конференции стран-участниц Арабской конвенции против коррупции (АКПК), в рамках которой были определены механизм мониторинга реализации АКПК, механизм, способствующий активизации совместных действий арабских государств, а также принята резолюция, призывающая все государства-участники АКПК присоединиться к Международной оперативной сети правоохранительных органов по борьбе с коррупцией;
- тридцать восьмое заседание Комитета экспертов Межамериканской конвенции против коррупции (МАКПК), в ходе которого были приняты страновые доклады Панамы, Чили и Сальвадора о ходе имплементации МАКПК, а также представлены лучшие практики по борьбе с коррупцией некоторых стран региона;
- Конференцию высокого уровня по вопросам внедрения принципов надлежащего управления и борьбы с коррупцией в странах Африки, на которой были представлены стратегия деятельности Африканского союза и рамочная программа Международного валютного фонда по вопросам надлежащего управления и борьбы с коррупцией в странах Африки, проект Плана действий по внедрению надлежащего управления в странах Африки и проект Стратегии взаимодействия для продвижения полученных в ходе мероприятия выводов.
Кроме того, для повышения эффективности международного сотрудничества в сфере борьбы с финансовыми преступлениями, отмыванием доходов и коррупцией в Интерполе было создано специальное подразделение.
Научно-исследовательская деятельность и измерение коррупции
За прошедший год был опубликован ряд докладов, содержащих общий анализ эффективности деятельности по борьбе с коррупцией, в том числе посвященных соблюдению принципа верховенства права в странах Европейского союза, надлежащему управлению в странах Юго-Восточной Европы, соблюдению положений Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц, а также множество аналитических материалов, рассматривающих более узконаправленные темы или отдельные антикоррупционные инструменты, в том числе касающихся:
- деятельности антикоррупционных судов;
- деятельности специализированных антикоррупционных органов;
- борьбы с коррупцией через изменение социальных норм;
- использования пактов неподкупности в целях противодействия коррупции в государственных закупках;
- оценки эффективности антикоррупционных мер.
Ряд опубликованных исследований был посвящен актуальному вопросу внедрения новых технологий для целей противодействия коррупции, например, исследование Программы развития ООН «Новые технологии для устойчивого развития: перспективы использования для обеспечения добросовестности, доверия и борьбы с коррупцией», в рамках которого были оценены возможности и риски использования для целей противодействия коррупции таких цифровых технологий, как искусственный интеллект, машинное и глубокое обучение, блокчейн и иные технологии распределенных баз данных, анализ больших данных, а также доклад Transparency International о коррупционных рисках использования искусственного интеллекта.
Помимо исследовательских работ, был опубликован ряд антикоррупционных рейтингов, включая Индекс восприятия коррупции, Индекс коррупционных рисков ведения бизнеса, Индекс потенциала в борьбе с коррупцией стран Латинской Америки и Индекс противодействия коррупции в Западном полушарии, а также представлен новый инструмент измерения коррупции – Прогноз коррупционных рисков.
Меры ответственности
В ряде зарубежных стран были приняты меры, направленные на повышение эффективности привлечения к уголовной и иным видам ответственности за коррупцию. В частности, в Португалии и Венесуэле была ужесточена ответственность должностных лиц за коррупционные преступления.
Отдельно следует отметить тенденции в части привлечения к ответственности за транснациональную коррупцию. Так, наиболее активные правоприменители в данной сфере – США – в 2022 году начали включать условие обязательного подтверждения качества комплаенс-программы организации-нарушителя при заключении досудебных соглашений (первым соглашением, предусматривающим соответствующие положения, стало соглашение с компанией Glencore, которая в текущем году также выплатила рекордный корпоративный штраф и властям Великобритании), признали, что обвинения в коррупции и отмывании денег, выдвинутые против иностранного гражданина в рамках FCPA, являются незаконными, а также опубликовали разъяснения того, считается ли нарушением FCPA выплата вознаграждения за освобождение от принудительного тюремного заключения лица, испытывающего проблемы со здоровьем.
Ряд новелл коснулся корпоративной ответственности за коррупцию. Так, в Колумбии была ужесточена ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, в Бразилии – изменены правила привлечения юридических лиц к гражданской и административной ответственности за действия против национальных или иностранных государственных органов, в Португалии – введена ответственность для юридических лиц и аналогичных образований за предоставление или обещание предоставить неправомерную материальную или нематериальную выгоду должностному лицу, неправомерное получение выгоды, торговлю влиянием, растрату и неправомерное участие в экономической деятельности, а в США – опубликован меморандум о корпоративной ответственности за коррупцию, касающийся вопросов привлечения к ответственности отдельных физических лиц, участвовавших в неправомерном поведении организации, привлечение к ответственности юридических лиц, проведение независимого мониторинга при привлечении организации к ответственности, а также прозрачности приоритетов и процедур в сфере корпоративного уголовного правоприменения.
Антикоррупционные стандарты
В отдельных странах были приняты меры по совершенствованию системы ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Так, в Перу были введены ограничения для должностных лиц при переходе из государственного сектора в частный, в ЮАР – запрет на замещение должностей в политических партиях для муниципальных служащих, а в Узбекистане – принят новый Закон о государственной службе, устанавливающий, среди прочего, антикоррупционные стандарты для государственных служащих. В Греции был утвержден новый Кодекс этики и профессионального поведения государственных должностных лиц, устанавливающий для соответствующих лиц принципы добросовестного поведения, а в Великобритании – опубликованы Рекомендации по декларированию и регулированию внешних интересов на государственной службе.
Комплаенс
Ряд стран и международных организаций в 2022 году предприняли шаги по регулированию противодействия коррупции в организациях.
Так, в Китае были введены «черные списки» компаний-взяткодателей и установлено право компетентных органов проводить внешнюю оценку комплаенс-программ организаций при заключении досудебных соглашений. А в Аргентине было опубликовало Руководство по разработке и внедрению комплаенс-программ в организациях с государственным участием.
Управлением ООН по наркотикам и преступности для стимулирования участия бизнес-организаций в противодействии коррупции и соблюдения ими принципов деловой этики был запущен портал, на котором собраны материалы по продвижению принципов неподкупности в частном секторе.
Заявители о коррупции
Необходимость обеспечить имплементацию положений Директивы 2019/1937/ЕС Европейского парламента и Совета от 23 октября 2019 года о защите лиц, сообщающих о нарушениях законодательства Союза, способствовала тому, что во многих европейских странах в этом году были приняты или доработаны законы о защите заявителей, в том числе в Португалии, во Франции и на Кипре.
Ряд иных стран, не входящих в ЕС, также внесли изменения в законодательство о защите заявителей, например, Япония и Новая Зеландия.
Антикоррупционные органы
В некоторых государствах появились специализированные антикоррупционные органы: в частности, на Кипре было создано Независимое управление по борьбе с коррупцией, в Венгрии – Управление по обеспечению неподкупности и Рабочая группа по борьбе с коррупцией, а в Австралии – Национальная комиссия по борьбе с коррупцией.
Иные новеллы законодательства
Принимаемые зарубежными странами меры по борьбе с коррупцией коснулись и некоторых иных сфер, в том числе:
- на Кипре – регулирования лоббистской деятельности;
- в Узбекистане – выявления и оценки коррупционных рисков в государственных органах и организациях;
- в Венесуэле – создания электронных систем сбора, хранения и обработки деклараций об активах;
- в Нигерии – конфискации активов, приобретенных на доходы от преступлений, в рамках гражданского производства.
Российская Федерация
В нашей стране в 2022 году были приняты:
- нормативные правовые акты, направленные на регулирование конфликта интересов в сфере спорта и в рамках закупочной деятельности;
- документ, предусматривающий возможность использования государственной информационной системы в области противодействия коррупции «Посейдон» для оказания содействия органам и организациям в обеспечении деятельности по профилактике коррупционных и иных правонарушений, включая проверки соблюдения ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, анализ сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах, расходах), формирование статистических и информационно-аналитических материалов, обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов и т.д.;
- изменения в законодательство, расширяющие возможности для изъятия незаконно нажитого имущества: в частности, помимо случаев приобретения различного дорогостоящего имущества и иных активов, основанием для изъятия теперь может стать наличие у декларантов, их супругов и несовершеннолетних детей сбережений на банковских счетах, превышающих их доходы.
Кроме того, в конце текущего года был принят Указ Президента от 29 декабря 2022 года №968 «Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции».
Согласно данному нормативному правовому акту, на время проведения специальной военной операции (СВО):
1) лица, принимающие (принимавшие) участие в СВО или непосредственно выполняющие (выполнявшие) задачи, связанные с ее проведением, направленные (командированные) для выполнения задач на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области:
- освобождаются от обязанности представлять сведения о доходах, расходах;
- освобождаются от обязанности направлять предусмотренные нормативными правовыми актами в области противодействия коррупции уведомления, заявления, обращения и иные материалы по вопросам, связанным с исполнением обязанностей, соблюдением ограничений и запретов в данной области, в случае если они принимают участие в СВО или непосредственно выполняют задачи, связанные с ее проведением;
- освобождаются от соблюдения запрета на получение вознаграждений и подарков гуманитарного (благотворительного) характера в связи с участием в СВО или непосредственным выполнением задач, связанных с ее проведением;
2) лица, обязанные представлять сведения о доходах, расходах супруга (супруги), освобождаются от обязанности представлять такие сведения в случае, если их супруги принимают (принимали) участие в СВО или непосредственно выполняют (выполняли) задачи, связанные с ее проведением, направлены (командированы) для выполнения задач на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, призваны на военную службу в рамках мобилизации или оказывают добровольное содействие в выполнении задач, возложенных на Вооруженные силы Российской Федерации;
3) лица, призванные на военную службу в рамках мобилизации, освобождаются от необходимости исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Одновременно на время проведение СВО отменяется необходимость публикации на официальных сайтах государственных органов и организаций сведений о доходах, расходах должностных лиц и предоставления таких сведений общероссийским СМИ.