Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
На Кипре принят закон о защите заявителей

На Кипре принят нормативный правовой акт, регулирующий раскрытие информации о нарушениях и защиту заявителей.

Статус заявителя и порядок раскрытия информации

Каналы раскрытия информации

Защита заявителей

Меры ответственности

Статус заявителя и порядок раскрытия информации

В соответствии с Законом от 5 февраля 2022 года №6(I)/2022 «О защите лиц, сообщающих о нарушениях законодательства Союза и национального законодательства» (Ο περί της Προστασίας Προσώπων που Αναφέρουν Παραβάσεις του Ενωσιακού και Εθνικού Δικαίου Νόμος του 2022), заявителем является физическое лицо, раскрывающее ставшую ему известной в ходе исполнения должностных (трудовых) обязанностей информацию о том, что было совершено, совершается или по разумному предположению может быть совершено:

  • преступление или административное правонарушение в сферах, затрагивающих интересы Европейского союза, в том числе проведение государственных закупок, предоставление финансовых услуг, финансовых продуктов и осуществление операций на финансовых рынках, отмывание денег и финансирование терроризма, защита конфиденциальности и личных данных, сетевой и информационной безопасности и некоторых иных;
  • действие или бездействие, противоречащее финансовым интересам ЕС и наносящее им ущерб;
  • действие или бездействие, противоречащее правилам внутреннего рынка ЕС, включая правила конкуренции и оказания государственной помощи, а также налогообложения;
  • уголовное преступление, в том числе коррупционной направленности, предусмотренное национальным законодательством Кипра;
  • преступление или административное правонарушение, которое угрожает или может угрожать безопасности или здоровью граждан;
  • действие или бездействие, которое наносит или может нанести вред окружающей среде;
  • действие или бездействие, нарушающее какие-либо возложенные на лицо юридические обязательства.

Заявителем при этом может быть:

  • работник организации частного или государственного сектора, служащий органа власти;
  • поставщик, подрядчик или субподрядчик органа (организации), а также любое лицо, действующее под их контролем или руководством;
  • акционер или лицо, входящее в состав административного, управляющего, надзорного или контрольного органа компании, включая неисполнительных членов;
  • лицо, имеющее статус «самозанятый»;
  • волонтер или стажер, осуществляющий деятельность в органе (организации) на платной или безвозмездной основе;
  • бывший сотрудник организации, бывший служащий органа власти;
  • лицо, являющееся кандидатом на должность или находящееся на ином этапе преддоговорных отношений с органом (организацией).

Для раскрытия информации указанные лица могут:

  • использовать внутренние каналы – если нарушение может быть устранено собственными силами органа (организации), и заявитель уверен в отсутствии риска применения к нему репрессивных мер;
  • использовать внешние каналы – в иных случаях;
  • сообщить информацию публично, например, в СМИ – только в случае, если 1) в ответ на раскрытие заявителем информации о нарушении по внутренним и/или внешним каналам в установленные сроки не было предпринято надлежащих мер реагирования; или 2) раскрывая информацию о нарушении, заявитель имеет веские основания полагать, что оно может представлять угрозу общественным интересам либо существует иная серьезная чрезвычайная ситуация, при этом раскрытие информации с использованием внутренних и/или внешних каналов с высокой долей вероятности приведет к применению репрессивных мер в отношении лица, подающего сообщение, либо значительно снизит возможность эффективного расследования раскрываемого нарушения.

Каналы раскрытия информации

Согласно Закону, в организациях частного сектора, имеющих в штате 50 и более сотрудников, организациях государственного сектора (вне зависимости от численности) и органах власти должны быть созданы внутренние каналы раскрытия информации. Такие каналы должны обеспечивать защиту конфиденциальности личности заявителя и любого третьего лица, сведения о котором содержатся в подаваемом сообщении, и ограничивать доступ к такой информации неуполномоченных сотрудников. Кроме того, в органе (организации) должно быть определено лицо (подразделение), ответственное за функционирование соответствующего механизма.

Одновременно Законом устанавливается обязанность компетентных органов, уполномоченных на получение сообщений о нарушениях или выполняющих функции по контролю, надзору или расследованию действий, относящихся к сфере применения Закона, создать независимые и автономные внешние каналы раскрытия информации, отвечающие следующим требованиям:

  • обеспечение полноты, сохранности и конфиденциальности информации, предотвращение доступа к ней неуполномоченных должностных лиц, а также предоставление гарантии того, что в случае получения сообщения от заявителя неуполномоченным на его рассмотрение лицом эти сведения будут немедленно переданы ответственному за их обработку сотруднику;
  • предоставление возможности раскрытия информации в письменной и/или устной (по телефону, с использованием голосовых сообщений, в ходе личного приема) форме.

Компетентные органы также обязаны назначить сотрудников, ответственных за обработку сообщений, подаваемых через внешние каналы раскрытия информации. При этом соответствующие лица предварительно должны пройти специальное обучение, а компетентные органы – проводить периодическую оценку эффективности механизма получения сообщений о нарушениях и принятия мер реагирования на них, не реже 1 раза в 3 года.

Защита заявителей

В соответствии с Законом, право на защиту имеют:

  • непосредственно заявитель в случае, если он имел разумные основания полагать, что соответствующая информация была достоверной на момент ее раскрытия, и использовал для раскрытия предусмотренные Законом каналы в установленных Законом случаях, а сама раскрываемая информация подпадает под сферу действия Закона; при этом защита распространяется в том числе на заявителя, который изначально раскрыл информацию анонимно, но впоследствии был идентифицирован и подвергнут репрессивным мерам воздействия;
  • лица, которые оказывали ту или иную помощь заявителю при раскрытии им информации о нарушении;
  • лица, связанные с заявителем, которые также могут подвергнуться репрессивным мерам воздействия, например, коллеги или родственники до четвертой степени родства;
  • организации, которые принадлежат заявителю или контролируются им, в которых он осуществляет трудовую деятельность или с которыми иным образом связан профессиональными отношениями.

Защита заявителей и иных лиц предусматривает:

  • обеспечение защиты свидетелей в рамках уголовного процесса, а также полный доступ к средствам правовой защиты и компенсации за ущерб;
  • соблюдение гарантий доступа к судам для охраны их прав и интересов;
  • оказание заявителям необходимой помощи компетентными органами с целью гарантии их защиты;
  • освобождение заявителя от ответственности за несоблюдение в связи с раскрытием информации каких-либо требований о конфиденциальном характере такой информации или ограничений на получение такой информации;
  • ограждение от принятия в отношении заявителя репрессивных ответных мер – действий или бездействия, которые прямо или косвенно наносят или могут нанести заявителю необоснованный ущерб: любые репрессивные действия в отношении лиц, раскрывающих информацию о нарушениях, являются недопустимыми, а работодатели обязаны принимать меры по защите заявителей от таких действий.

К репрессивным мерам, согласно Закону, относятся:

  • увольнение или иная эквивалентная мера;
  • понижение в должности, отказ от продвижения работника по службе или нарушение иных трудовых прав работника;
  • изменение условий труда (состава обязанностей, места работы, размера заработной платы, рабочего времени и т.д.);
  • отказ в переводе с работы на условиях срочного договора на постоянную, если работник имел законные ожидания в отношении такого перевода, а также непродление (досрочное расторжение) срочного трудового договора;
  • негативная оценка работы или предоставление отрицательной характеристики для последующего трудоустройства;
  • включение в «черный список», основанный на общеотраслевом соглашении, которое может привести к невозможности трудоустройства заявителя в отрасли в будущем;
  • досрочное расторжения договора поставки или оказания услуг;
  • применение мер дисциплинарной ответственности;
  • запугивание, принуждение к каким-либо действиям;
  • дискриминация;
  • нанесение материального и нематериального ущерба, включая клевету, провоцирование финансовых потерь и т.д.;
  • отзыв лицензии или иных разрешающих документов;
  • направление на психиатрическое или медицинское обследование и т.д.

Увольнение, изменение условий труда и принятие иных мер, затрагивающих трудовые права работника (служащего), в отношении лица, раскрывшего информацию о нарушениях, возможно только в том случае, если работодатель сумеет доказать, что оно не связано с раскрытием информации.

Меры ответственности

Закон также содержит положения об уголовной ответственности за несоблюдение установленных требований в случае:

  • воспрепятствования подаче или рассмотрению сообщения о нарушении;
  • применения репрессивных действий в отношении заявителя в связи с раскрытием им информации о нарушении, а также непринятия работодателем мер по недопущению или устранению таких репрессивных действий;
  • инициирования работодателем необоснованного судебного преследования в отношении лица, раскрывающего информацию;
  • несоблюдения конфиденциальности сведений о заявителе;
  • сознательного раскрытия заявителем заведомо недостоверной информации.

За совершение указанных нарушений физическое лицо подлежит лишению свободы на срок до 3 лет и/или наложению штрафа в размере до €30 000, юридическое лицо – наложению штрафа в размере до €30 000.

Одновременно Закон предусматривает возможность двукратного снижения установленных санкций для оказывающих помощь следствию:

  • лиц, признанных виновными в активном подкупе, если информация, представленная такими лицами, позволила возбудить уголовное дело против коррумпированных лиц;
  • лиц, признанных виновными в пассивном подкупе, если в результате их сотрудничества со следствием были возбуждены уголовные дела против иных должностных лиц, вовлеченных в коррупционное преступление, а сами такие лица обеспечили возврат полученной ими неправомерной выгоды.
Темы
Заявители о коррупции
Комментарии 0
Спасибо, Ваш комментарий отправлен на обработку

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.