Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Португалии внесли изменения в антикоррупционное законодательство

В Португалии в Уголовный кодекс и ряд иных нормативных правовых актов внесены поправки, касающиеся вопросов противодействия коррупции.

Соответствующий Закон от 21 декабря 2021 года №94/2021 «Об утверждении мер, предусмотренных Национальной стратегией по борьбе с коррупцией, о внесении изменений в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и сопутствующие законы» (Aprova medidas previstas na Estratégia Nacional Anticorrupção, alterando o Código Penal, o Código de Processo Penal e leis conexas, далее – Закон), вступивший в силу 21 марта 2022 года, вносит следующие изменения в законодательство:

1. Определение «должностного лица»

Согласно новой редакции статьи 386 Уголовного кодекса, теперь для целей уголовного права к должностным лицам отнесены, в том числе судьи, прокуроры, включая Генерального прокурора (Procurador-Geral), Омбудсмен (Provedor de Justiça), члены Высшего судебного совета (Conselho Superior da Magistratura), Высшего совета по административным и фискальным судам (Conselho Superior dos Tribunais Administrativos e Fiscais) и Высшего совета при прокуратуре (Conselho Superior do Ministério Público), а также нотариусы.

2. Составы преступлений и меры ответственности

Закон от 16 июля 1987 года №34/87 «Преступления лиц, замещающих политические должности», действие которого ранее распространялось в том числе на лиц, замещающих государственные должности, с принятием Закона будет применяться только к лицам, замещающим политические должности.

При этом для лиц, замещающих политические должности, вводятся:

1) новый состав преступления, предполагающий специальную ответственность таких лиц за предоставление или обещание, лично или через посредника, с его согласия или одобрения, неправомерной материальной или нематериальной выгоды лицу, замещающему публичную или высшую государственную должность, должностному лицу или третьему лицу с ведома вышеуказанных лиц;

2) новые виды санкций: в случае осуждения за совершение преступления с наказанием в виде лишения свободы на срок более 3 лет или за коррупционное преступление в дополнение к иным санкциям таким лицам может быть запрещено занимать политическую должность на срок от 2 до 10 лет, если:

  • преступление совершено вследствие злоупотребления должностными полномочиями или серьезного нарушения должностных обязанностей;
  • выявлены условия, ограничивающие возможность такого лица занимать политические должности;
  • лицо было снято с должности в связи с утратой доверия.

Для иных лиц, в том числе должностных лиц, признанных виновными в коррупционных преступлениях, верхний предел возможного срока лишения права на замещение определенной должности, занятие определенной деятельностью или осуществление определенных функций, который ранее мог составить от 2 до 5 лет, повышается до 8 лет.

Меры ответственности за коррупционные преступления для лиц, замещающих высшие государственные должности, закрепляются в Уголовном кодексе и предусматривают:

  • за неправомерное получение или предложение выгоды – лишение свободы на срок от 1 года до 5 лет;
  • за пассивную коррупцию – лишение свободы на срок от 2 до 8 лет (от 2 до 5 лет в случае, если обещанные действия или бездействие не противоречат должностным полномочиям).

Одновременно в Уголовном кодексе устанавливается ответственность за коррупционные преступления для:

  • государственных управляющих;
  • членов органов управления 1) публичных компаний с ограниченной ответственностью, осуществляющих функции исполнительной власти, 2) организаций, в которых государство владеет акциями в случае, если они назначены государством, 3) компаний, осуществляющих свою деятельность в региональном или местном бизнес-секторе, 4) общественных институтов и 5) независимых административных образований (созданных Конституцией или иным нормативным правовым актом органах власти, уполномоченных на выполнение административных функций, но не находящихся в подчинении у какого-либо государственного органа и не имеющих коммерческих интересов – прим. ред.);
  • лиц, замещающих высшие руководящие должности первого и второго уровней, и приравненных к ним лиц, а также старших руководителей муниципальных советов и муниципальных служб.

Теперь они могут быть привлечены к ответственности в форме:

  • лишения свободы на срок от 1 года до 5 лет – за получение неправомерной выгоды;
  • лишения свободы на срок от 2 до 8 лет – за получение выгоды за совершение любого действия или бездействия, противоречащего должностным обязанностям или за предоставление или обещание неправомерной выгоды должностному лицу, в том числе занимающему высшую государственную или политическую должность;
  • лишения свободы на срок от 2 до 5 лет – за совершение любого действия или бездействия, не противоречащего должностным обязанностям, и не создающего преимущества, или предоставление или обещание должностному лицу неправомерной выгоды;
  • лишения свободы на срок до 5 лет или штрафа в размере 600 дней (сумма платы за день определяется судом и варьируется в пределах от €5 до €500 – прим. ред.) – за предложение неправомерной выгоды.

В Уголовный кодекс также вносятся поправки, криминализирующие покушение на совершение такого преступления, как торговля влиянием.

3. Смягчающие обстоятельства

Для лиц, замещающих политические должности, расширен список смягчающих обстоятельств, учитываемых при назначении наказания: теперь на освобождение от ответственности сможет рассчитывать лицо, которое сообщило о совершении преступления до возбуждения уголовного дела и:

  • не совершило обещанные действия (бездействие), противоречащие его должностным обязанностям;
  • содействовало расследованию и внесло решающий вклад в раскрытие преступления;
  • добровольно согласилось на возмещение приобретенной им выгоды; или
  • отказалось предоставлять неправомерную выгоду или потребовало возврата уже предоставленной выгоды до совершения получившим ее лицом действий или бездействия, противоречащих его должностным обязанностям; или
  • отказалось предоставлять неправомерную выгоду или потребовало возврата уже предоставленной выгоды за совершение действий или бездействие, не противоречащих должностным обязанностям лица, принявшего или согласившегося принять выгоду.

4. Ответственность юридических лиц

Принятый Закон вводит для юридических лиц и аналогичных образований, за исключением государственных компаний, организаций, осуществляющих функции публичной власти, и международных организаций, ответственность за предоставление или обещание предоставить неправомерную материальную или нематериальную выгоду должностному лицу или третьему лицу по его указанию или с его ведома, неправомерное получение выгоды, торговлю влиянием, растрату и неправомерное участие в экономической деятельности.

При этом корпоративная ответственность возникает в случае, если правонарушение было совершено:

  • от имени или по поручению юридического лица, в его прямых или косвенных интересах, лицами, выполняющими в нем управленческие функции; или
  • любым иным лицом, действующим от его имени или по его поручению, в его прямых или косвенных интересах, находящимся под руководством лиц, выполняющих в юридическом лице управленческие функции, если его совершение стало возможным в результате нарушения последними своих обязанностей по надзору или контролю.

Одновременно для юридических лиц вводятся иные меры ответственности, в дополнение к штрафам, а именно:

  • вынесение предупреждения;
  • освобождение под гарантию надлежащего поведения;
  • судебный надзор за той частью деятельности юридического лица, в рамках осуществления которой было совершено преступление, и/или за внедрением комплаенс-программы.

Кроме того, согласно изменениям, внесенным в Закон от 29 сентября 1994 года №36/94 «Меры по борьбе с коррупцией и экономическими и финансовыми преступлениями», в случае вынесения обвинений в активном подкупе или предложении неправомерной выгоды юридическое лицо могут обязать внедрить меры по предотвращению соответствующих правонарушений в будущем.

Принятие юридическим лицом мер по недопущению совершения правонарушения до его совершения признается смягчающим обстоятельством, которое обязательно должно учитываться при определении наказания.

Темы
Комплаенс
Меры ответственности
Уголовное преследование

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.