Соответствующий Закон от 12 мая 2022 года №16 «О доходах от преступной деятельности (возврат и управление)» (Proceeds of Crime (Recovery and Management) Act, 2022) включает, в том числе, следующие положения:
Арест, конфискация и реализация незаконно нажитого имущества
Ключевой новеллой Закона стало введение в действие механизма конфискации активов, приобретенных на средства, полученные противоправным путем (далее – незаконные активы), без вынесения обвинительного приговора.
Теперь после обращения уполномоченных государственных органов суд в рамках гражданского разбирательства может вынести постановление об аресте (preservation order) активов, в отношении которых имеются разумные основания полагать, что они:
- были получены в результате незаконной деятельности, независимо от того, находятся ли они сейчас у лица, обвиняемого в совершении правонарушения, или были переданы им третьим лицам;
- представляют собой орудие или предмет совершения правонарушения;
- являются имуществом, в отношении которого не было заявлено прав собственности (unclaimed property).
После вынесения судом такого постановления соответствующие активы должны быть переданы в управление специализированными подразделениями уполномоченных государственных органов.
При этом суд может обязать их назначить управляющих имуществом, в полномочия которых войдет, в том числе:
- ведение бизнеса, иной предпринимательской деятельности, если арестованным активом является такой бизнес/деятельность;
- продажа или иная реализация арестованных активов в случае, если речь идет о скоропортящихся или подверженных различным формам повреждения активах, или в случае нецелесообразности их хранения и т.д.
В период действия постановления об аресте уполномоченные государственные органы могут подать в суд ходатайство о конфискации всего или части арестованных активов, а суд, в свою очередь, может вынести постановление о конфискации в гражданско-правовом порядке (forfeiture order) в случае установления на основании баланса вероятностей того, что соответствующие активы:
- прямо или косвенно представляют собой доходы от незаконной деятельности;
- использовались для содействия незаконной деятельности.
После вынесения постановления о конфискации соответствующие активы должны быть переданы во владение специализированных подразделений уполномоченных государственных органов. Указанные подразделения обязаны реализовать конфискованные активы, путем продажи или любым иным способом, и внести вырученные, а также конфискованные денежные средства на специальный счет.
При этом уполномоченный орган может направить в суд ходатайство на запрет реализации активов (restraint order) в случае, если:
- подсудимый был осужден за преступление (был обвинен в совершении преступления), и в отношении активов подсудимого было вынесено постановление об уголовной конфискации (confiscation order) или у суда имеются разумные основания полагать, что такое постановление может быть вынесено;
- подсудимый был обвинен в совершении преступления, и суд убежден в виновности подсудимого и имеет разумные основания полагать, что в отношении активов подсудимого может быть вынесено постановление об уголовной конфискации;
- к ходатайству прилагается документ, в котором отражены разумные основания для запрета реализации активов.
Счет конфискованных активов
Закон предусматривает учреждение в Центральном банке Нигерии (Central Bank of Nigeria) специального счета конфискованных в рамках уголовных и гражданско-правовых разбирательств активов (Confiscated and Forfeited Properties Account), на который будут зачисляться:
- денежные средства, вырученные от реализации, управления или иной формы распоряжения конфискованными активами;
- доходы от любых конфискованных активов, приобретенных в результате злоупотребления служебным положением или коррупции;
- денежные средства, полученные из иных юрисдикций в рамках механизма взаимной правовой помощи по уголовным делам или в результате репатриации доходов от незаконной деятельности;
- денежные средства, полученные уполномоченными государственными органами от имени федерального правительства в рамках разбирательств, связанных с нарушением Закона и других соответствующих нормативных правовых актов.
Создание специализированных подразделений
Согласно принятому нормативному акту, полномочия по конфискации и возврату незаконных активов, а также по управлению ими и их реализации возлагаются на специализированные подразделения по управлению незаконно нажитым имуществом (Proceeds of Crime Management Directorate), которые должны быть созданы в ряде уполномоченных государственных органов, в том числе в:
- Комиссии по экономическим и финансовым преступлениям (Economic and Financial Crimes Commission);
- Независимой комиссии по борьбе с коррупцией и другими связанными с ней преступлениями (Independent Corrupt Practices and other Related Offences Commission);
- Бюро по контролю соблюдения кодексов поведения (Code of Conduct Bureau);
- полиции Нигерии (Nigeria Police Force);
- Департаменте государственной службы (Department of State Services) и др.
В функции таких подразделений войдет:
- надлежащее и эффективное управление незаконными активами, конфискованными в пользу федерального правительства, в том числе при участии назначаемых ими управляющих;
- установление порядка обращения с незаконными активами;
- обеспечение подотчетности в области управления незаконными активами;
- подготовка рекомендаций по проведению обучающих мероприятий в области управления незаконными активами и смежных вопросов.
В задачи самих уполномоченных государственных органов, кроме создания вышеуказанных подразделений, включается:
- создание и поддержание в актуальном состоянии баз данных всех конфискованных и возвращенных активов этих органов, а также назначаемых специализированными подразделениями управляющих, лиц, проводящих аукционы, страховщиков и иных лиц, вовлеченных в реализацию конфискованного имущества;
- взаимодействие с Федеральным министерством юстиции (Federal Ministry of Justice) с целью возврата и дальнейшего управления незаконными активами, конфискованными в иных юрисдикциях в пользу федерального правительства, правительств штатов, иных жертв правонарушений или в интересах населения, а также с иными государственными органами за пределами Нигерии, выполняющими схожие функции;
- обеспечение возмещения ущерба жертвам правонарушений в случае конфискации незаконных активов и т.д.
Санкции
Закон также содержит положения об ответственности за несоблюдение установленных требований в случае:
- сознательной реализации активов, на которые наложен судебный запрет, – соответствующее нарушение наказывается лишением свободы на срок до 2 лет и/или штрафом в размере не менее 5 млн нигерийских найр (около 721 тыс. рублей);
- раскрытия информации, которая может нанести ущерб судебному разбирательству, а также фальсификации, сокрытия, уничтожения или совершения иных действий с документами, имеющими отношение к разбирательству, или допущения таких действий – наказывается лишением свободы на срок до 2 лет и/или штрафом в размере не менее 2 млн нигерийских найр (около 288 тыс. рублей);
- отказа уполномоченному лицу в доступе в любое помещение в процессе обыска, неподчинения требованиям такого лица, нападения или воспрепятствования такому лицу при реализации ордера на обыск и/или постановления об аресте, сокрытия или попытки сокрытия от уполномоченного лица документов или иных предметов, связанных с совершением правонарушения или подлежащих изъятию, и т.д. – наказывается лишением свободы на срок от 2 лет и/или штрафом в размере 5 млн нигерийских найр.