Наказание взяткодателей
Первый документ – «Положение о дальнейшем содействии расследованию случаев дачи и получения взяток» (关于进一步推进受贿行贿一起查的意见, на момент публикации заметки соответствующий документ отсутствовал в свободном доступе) – является значимой вехой в реализации кампании по борьбе с коррупцией в Китае и в совокупности с прошлогодними поправками в уголовное законодательство, предусматривающими ужесточение наказания для негосударственных должностных лиц, демонстрируют изменение подхода страны к правоприменению в делах о взяточничестве и смещение фокуса внимания с взяткополучателей на взяткодателей.
Предполагается, что документ будет применяться к юридическим и физическим лицам, которые вовлечены либо в широкомасштабные коррупционные схемы, либо в передачу/предложение крупных сумм взяток, либо во множественные случаи подкупа, и охватывать широкий спектр отраслей, в том числе охрану окружающей среды, финансы, социальное страхование, медицинское обслуживание и образование, реализацию крупных и приоритетных проектов и т.д.
Основная новелла, предусмотренная документом – введение «черных списков» физических и юридических лиц, включая международные компании, причастных к подкупу как государственных служащих, так и субъектов частного сектора в Китае. При этом потенциальные санкции для таких лиц могут оказаться весьма серьезными – вплоть до запрета на доступ к рынкам Китая и лишения права вести бизнес в Китае.
Как полагают некоторые эксперты, в связи с изданием документа расследования возможных коррупционных практик компаний в Китае, проводимые в других странах (например, в США, которые нередко привлекают компании за подкуп китайских чиновников в рамках правоприменения FCPA – так, около 50 из 182 дел, возбужденных в период 2008-2021 гг. в отношении юридических лиц, касались подкупа должностных лиц в Китае), теперь потенциально могут привести к «уголовному преследованию под копирку» в Китае и применению соответствующих санкций, и наоборот – власти иных стран могут принять решение о возбуждении уголовного разбирательства на основании действий китайских правоприменителей в соответствии с представленным документом.
Издание Положения, таким образом, вновь подтверждает прослеживающуюся применительно к случаям транснациональных коррупционных преступлений тенденцию последних лет: зарубежными странами все более активно используется подход, при котором компания, урегулировав дело о взяточничестве с правоприменительными органами одной страны, может одновременно стать объектом расследования и/или вынесения обвинений фактически в тех же нарушениях в другой стране.
Внешняя оценка комплаенс-программ
Второй документ – Руководство по созданию механизма внешнего надзора и оценки соответствия компаний, участвующих в деле (для применения в судебных разбирательствах) (关于建立涉案企业合规第三方监督评估机制的指导意见(试行)) – будет использоваться в рамках второго этапа пилотного проекта по реформе корпоративного управления в отдельных регионах Китая* при рассмотрении уголовных дел, касающихся совершения экономических преступлений и преступлений, связанных с исполнением обязанностей (т.е. предполагающих использование функций и обязанностей лица, например, даче взятки государственному служащему), в производственной и коммерческой деятельности компаний, предприятий и других субъектов рынка.
С этой целью Верховная народная прокуратура, Комиссия по надзору и управлению государственными активами Государственного совета, Министерство финансов, Всекитайская федерация промышленности и торговли вместе с Министерством юстиции, Министерством экологии и окружающей среды, Государственная налоговая администрация, Государственная администрация по регулированию рынка и Китайский совет по содействию международной торговле создают центральный Комитет по управлению механизмом внешнего надзора и оценки, а Народная прокуратура, Комиссия по надзору и управлению государственными активами, Министерство финансов и Федерация промышленности и торговли в пилотных регионах – региональные комитеты по управлению механизмом внешнего надзора и оценки.
В функции центрального Комитета при этом входит разработка общих правил и политик и надзор за деятельностью региональных комитетов, а региональные комитеты, в свою очередь, отвечают за формирование и ведение базы данных экспертов по комплаенсу, включая юристов, из различных сфер деятельности и отраслей права, а также за назначение, обучение, оценку и надзор за лицами, проводящими внешнюю оценку комплаенс-программ, включая оценку организаций и их членов в пилотных регионах.
Инициация внешней оценки комплаенс-программ организаций возможна как по требованию Народной прокуратуры, так и при поступлении соответствующего заявления от вовлеченных в разбирательство организаций, физических лиц и их поверенных (защитников).
В случае принятия решения о проведении оценки региональный комитет случайным образом выбирает из базы данных экспертов и формирует из них организацию по проведению внешней оценки, исходя из конкретных обстоятельств дела и типа вовлеченной компании, а также публично уведомляет о создании такой организации.
Указанная организация по проведению внешней оценки запрашивает у компании, в отношении которой инициируется проверка, комплаенс-план, который, как указано в документе, в основном должен быть сосредоточен на структуре внутреннего управления, правилах и положениях, управлении персоналом и других вопросах, тесно связанных с предполагаемым преступлением компании. В течение периода проверки организация по проведению внешней оценки может периодически самостоятельно проверять и оценивать выполнение комплаенс-плана компании и/или требовать, чтобы компания сообщала о выполнении плана в письменной форме на регулярной основе.
Результаты проведенной оценки будут использоваться Народной прокуратурой при принятии решений об арестах и судебном преследовании как в отношении организаций, так и в отношении бизнес-операторов, менеджеров и другого ключевого персонала организаций.
Кроме того, в случае, если на основании результатов оценки Народная прокуратура посчитает, что в компании имеются несовершенные системы, ненадлежащая их реализация, неадекватное управление или скрытые риски незаконной деятельности, которые необходимо своевременно устранить, она может объединить материалы уголовного дела и результаты оценки комплаенс-программы организации и представить рекомендации по устранению выявленных нарушений в соответствующую компанию.
Принятие Руководства, таким образом, создает однозначные правовые основания для применения в делах о коррупции, прежде всего с участием международных компаний, механизма отказа от уголовного преследования, а также создает дополнительные стимулы для организаций, ведущих деятельность в Китае, к разработке и внедрению адекватных комплаенс-программ.
*Пилотный проект по реформе корпоративного управления начался в Китае в 2020 году, когда в шести прокуратурах первого уровня было инициировано использование механизма отказа от уголовного преследования в рамках корпоративных разбирательств. В апреле 2021 года после публикации «Плана по реализации пилотной программы корпоративной реформы соблюдения нормативных требований» начался второй этап пилотного проекта, к реализации которого были привлечены уже десять провинций и муниципалитетов прямого управления, включая Пекин, Ляонин, Шанхай, Цзянсу, Чжэцзян, Фуцзянь, Шаньдун, Хубэй, Хунань и Гуандун, каждый из которых выбрал 1-2 прокуратуры первого уровня для проведения пилотного проекта.