Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
Саммит G20: краткие итоги для сферы противодействия коррупции

15-16 ноября на Бали (Индонезия) состоялся очередной саммит глав стран «Группы двадцати», на котором, среди прочего, были приняты руководящие принципы по усилению роли органов аудита в борьбе с коррупцией.

По итогам саммита была подписана декларация лидеров, в которой страны-члены G20 подтвердили свою приверженность принципу нетерпимости к коррупции в государственном и частном секторах, а также обязались:

  • способствовать введению уголовной ответственности за взяточничество, в том числе за подкуп иностранных должностных лиц;
  • укреплять международное сотрудничество в сфере борьбы с экономическими преступлениями, включая коррупционные преступления, связанные с организованной преступностью и отмыванием доходов, в том числе через GlobE Network и Сеть экспертов G20 по отказу во въезде (G20 Denial of Entry Experts Network);
  • не допускать возможности предоставления убежища коррупционерам и сокрытия незаконно полученных активов;
  • укреплять взаимодействие в сфере противодействия коррупции с различными заинтересованными сторонами, включая научное сообщество, СМИ, гражданское общество и бизнес-сообщество.

Одновременно на саммите был одобрен ряд документов, ранее подготовленных Рабочей группой G20 по противодействию коррупции (G20 Anti-Corruption Working Group – ACWG):

1. Принципы высокого уровня G20 по усилению роли аудита в борьбе с коррупцией (G20 High-Level Principles on Enhancing the Role of Auditing in Tackling Corruption)

В документе представлены шесть основных направлений повышения эффективности деятельности по противодействию коррупции за счет обеспечения внешнего аудита:

  • вовлечение органов аудита в процесс предупреждения и противодействия коррупции;
  • усиление роли высших органов финансового контроля и служб внутреннего аудита в государственном секторе в выявлении, предупреждении и противодействии коррупции в рамках выполнения ими своих полномочий, а также развитие их потенциала в соответствующих сферах;
  • разработка нормативных правовых актов, включающих положения о принятии мер реагирования в связи с выявлением коррупционных правонарушений по результатам аудита;
  • развитие сотрудничества между высшими органами финансового контроля, службами внутреннего аудита, антикоррупционными органами, правоохранительными органами и иными органами в сфере предупреждения и противодействия коррупции;
  • содействие использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в рамках проведения аудита с целью повышения их потенциала по выявлению коррупционных правонарушений;
  • принятие мер поощрения аудиторов в частном секторе за вовлеченность в выявление правонарушений коррупционного характера и раскрытие информации о них.

2. Мониторинговый отчет ACWG за 2022 год

Очередной отчет Рабочей группы в этом году содержит обзор достигнутых успехов и актуальных проблем, с которыми сталкиваются страны G20 в таких областях как 1) противодействие коррупции в таможенной сфере и 2) борьба с коррупцией в спорте.

2.1. Противодействие коррупции в таможенной сфере

Усилия стран G20 по борьбе с коррупцией в таможенных органах находятся в центре внимания с момента принятия Принципов высокого уровня по противодействию коррупции в таможенной сфере (High-Level Principles for Combating Corruption in Customs) в 2017 году. Как отмечает ACWG, многие страны G20 уже предприняли ряд позитивно оцениваемых с точки зрения борьбы с коррупцией шагов в этой области, в частности:

  • установление обязанности служащих таможенных органов соблюдать принципы неподкупности, в том числе с учетом специфических коррупционных рисков;
  • внедрение рекомендованных Всемирной таможенной организацией (World Customs Organization – WCO), установленных в Таможенном кодексе ЕС (EU Customs Code) и иных документах ЕС (для стран G20, входящих в ЕС) и Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Kyoto Convention) мер по повышению эффективности работы таможенных органов, в частности, принятие кодексов поведения служащих таможенных органов, публикация в открытом доступе всех нормативных правовых актов, в том числе касающихся таможенных процедур, и административных регламентов, регулирующих деятельность таможенных органов, и т.д.;
  • внедрение механизмов контроля и надзора за деятельностью таможенных органов, включая проведение внешнего и внутреннего аудита, назначение специальных подразделений для мониторинга решений высшего руководства таможенных органов, разработку программ управления рисками мошенничества, анализ действующего риск-менеджмента и т.д.;
  • обеспечение наличия достаточных финансовых и человеческих ресурсов для реализации стратегий неподкупности в таможенных органах;
  • формирование культуры неподкупности в таможенных органах посредством обеспечения прозрачности принятия внутренних решений, повышения осведомленности служащих по вопросам неподкупности, принятия кодексов поведения, а также проведения обучающих мероприятий по соответствующей тематике;
  • проведение в соответствии с рекомендациями WCO (Time Release Study) общенациональных исследований сроков выпуска и/или оформления товаров на границе с целью определения эффективности работы таможенных органов;
  • использование ИКТ, в том числе автоматизация функций таможенных органов с целью ускорения таможенных процессов, снижения количества ошибок и минимизации коррупционных рисков, возникающих при непосредственном контакте между служащими таможенных органов и пользователями таможенных услуг;
  • принятие участия в международных форумах и иных мероприятиях, где страны G20 смогут обмениваться опытом и передовой практикой, и т.д.

Однако, как отмечает ACWG, даже при наличии значимого прогресса в области борьбы с коррупцией в таможенной сфере страны G20 все еще сталкиваются с определенными проблемами. В этой связи Рабочей группой были предложены следующие рекомендации по дальнейшему повышению эффективности антикоррупционных мер:

  • участвовать в деятельности ACWG по противодействию коррупции в таможенных органах, в том числе с целью обмена опытом и передовыми практиками, а также налаживания сотрудничества и партнерства между странами G20;
  • развивать сотрудничество между таможенными органами и государственным и частным секторами с целью эффективного внедрения рекомендованных WCO мер, в том числе антикоррупционных, повышения прозрачности их взаимодействия и т.д.;
  • выделять достаточные финансовые и человеческие ресурсы для противодействия коррупции в таможенных органах;
  • расширять использование ИКТ с целью создания более эффективных и прозрачных таможенных процессов;
  • обеспечивать надлежащий контроль за сбором и обработкой сообщений о правонарушениях в таможенных органах;
  • развивать потенциал таможенных органов для приведения их деятельности в соответствие с международными стандартами;
  • обеспечивать проведение оценки коррупционных рисков в деятельности таможенных органов, особенно связанных с организованной преступностью и отмыванием доходов.

2.2. Борьба с коррупцией в спорте

Тема противодействия коррупции в спорте в последние годы все более активно обсуждается на международных площадках и рассматривается в аналитических материалах международных организаций. Так, в прошлом году были приняты Принципы высокого уровня G20 по борьбе с коррупцией в спорте (G20 High-Level Principles on Tackling Corruption in Sport), опубликованы Глобальный доклад о коррупции в спорте Управления ООН по наркотикам и преступности (далееУНП ООН), отчеты УНП ООН и Международного партнерства против коррупции в спорте (International Partnership Against Corruption in Sport) и т.п.

Как отмечает ACWG, меры, принимаемые странами G20 для борьбы со специфическими для сферы спорта формами коррупции, включают:

  • внесение изменений в действующее законодательство, направленных непосредственно на противодействие коррупции в спорте, например, криминализация манипулирования результатами соревнований, незаконных ставок и т.п.;
  • создание специализированных органов по борьбе с коррупцией в спорте, проведение образовательных мероприятий по вопросам противодействия коррупционным преступлениям в спорте в правоохранительных и иных уполномоченных органах;
  • установление обязанности принимать меры по предупреждению коррупции для спортивных организаций и т.д.

Для дальнейшего повышения эффективности борьбы с коррупцией в сфере спорта ACWG предлагает странам G20 следующие рекомендации:

  • обеспечение проведения мероприятий для обмена опытом и лучшими практиками, в том числе на площадке ACWG;
  • разработка комплексных программ по борьбе с коррупцией в области спорта, с учетом специфических коррупционных рисков, в том числе связанных с организацией крупных спортивных мероприятий, возможностями для деятельности организованной преступности в спорте, манипулированием результатами соревнований, незаконными ставками и т.д., а также релевантных материалов международных организаций, например, УНП ООН;
  • учреждение специализированных органов, ответственных за предупреждение, выявление и пресечение коррупционных правонарушений в спорте, их обеспечение достаточными финансовыми и человеческими ресурсами и необходимым уровнем автономности, публикация отчетов о деятельности таких органов, доступных для широкого круга лиц;
  • обеспечение сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией в спорте между правоохранительными, судебными, антикоррупционными, законодательными, исполнительными органами и спортивными организациями;
  • сбор сведений о коррупционных правонарушениях в сфере спорта, включая данные судебных дел, разработка/корректировка с учетом таких сведений государственной антикоррупционной политики в спортивной сфере и оценка эффективности существующих механизмов обмена информацией и сотрудничества.

3. Аналитический доклад «Сборник лучших практик обеспечения участия гражданского общества и антикоррупционного обучения» (Compendium of Good Practices on Public Participation and Anti-Corruption Education)

Соответствующий документ был подготовлен ACWG с целью изучения перспектив вовлечения гражданского общества в противодействие коррупции, в том числе за счет организации обучающих и просветительских мероприятий по вопросам этики, неподкупности и борьбы с коррупцией, а также использования ИКТ для мониторинга и оценки процессов принятия решений, подачи сообщений о нарушениях, участия в общественных обсуждениях и т.д.

Как отмечают авторы доклада, сотрудничество между государством и гражданским обществом положительно влияет на эффективность деятельности по противодействию коррупции, в том числе за счет повышения прозрачности и подотчетности. Для содействия такому сотрудничеству целесообразно обеспечить принятие нормативных правовых актов, регулирующих такое взаимодействие, или включать соответствующие положения в антикоррупционную стратегию/план по борьбе с коррупцией страны. Например, в Аргентине был принят Указ от 3 декабря 2003 года №1172/2003 «О доступе к общественной информации» (Decreto 1172/2003 Acceso a la Informacion Publica), закрепляющий право всех заинтересованных лиц участвовать в разработке законопроектов до их представления в парламент. В Индонезии действует Постановление Правительства от 18 сентября 2018 года №43 «О порядке участия общества в предупреждении и противодействии коррупции» (Tata Cara Pelaksanaan Peran Serta Masyarakat dan Pemberian Penghargaan dalam Pencegahan dan Pemberantasan Tindak Pidana Korupsi), предусматривающий меры поощрения участия граждан в антикоррупционной деятельности, в том числе раскрытия информации о нарушениях.

Помимо нормативных основ, странам G20 предлагается сформировать каналы обратной связи, по которым граждане смогут обращаться в государственные органы, в том числе по вопросам эффективности антикоррупционных программ. Например, в действующей в Китае правительственной сети (Chinese Government Network) граждане могут обратиться в управление делами главы исполнительной власти через функцию «У меня есть, что сказать премьеру» («I Have a Word for the Premier»); аналогичные функции существуют во всех государственных и муниципальных органах.

Кроме того, важную роль в вовлечение гражданского общества в противодействие коррупции играет организация соответствующих обучающих и просветительских мероприятий для населения. Для повышения их эффективности авторы доклада предлагают, в первую очередь, повышать потенциал преподавателей в вопросах антикоррупционного обучения: в ряде стран G20 с этой целью уже разработаны соответствующие меры, например, в России, Сингапуре, Испании и некоторых иных странах G20 проводятся специализированные семинары для преподавателей.

Наконец, для обеспечения более активного участия граждан в борьбе с коррупцией ACWG рекомендует:

  • обеспечивать обмен опытом и лучшими практиками в области участия гражданского общества и антикоррупционного просвещения по вопросам этики, неподкупности и борьбы с коррупцией в рамках международных антикоррупционных форумов;
  • обеспечивать доступность антикоррупционного обучения;
  • предоставлять заинтересованным сторонам, в том числе представителям гражданского общества, возможность вносить вклад в борьбу с коррупцией и т.д.

4. Аналитический доклад «Механизмы надзора и нормативная правовая база, регулирующие деятельность профессиональных юристов в сфере снижения рисков отмывания коррупционных доходов» (G20 ACWG Compendium on Supervisory Measures and Regulatory Framework for Legal Professionals to Mitigate Corruption-Related Money Laundering Risks)

В документе представлен анализ существующих в странах G20 подходов к регулированию деятельности профессиональных юристов с точки зрения борьбы с отмыванием коррупционных доходов: такие специалисты нередко становятся соучастниками различных коррупционных преступлений, обеспечивая сокрытие неправомерно полученных активов.

Как отмечено в докладе, многие страны G20 уже предприняли ряд шагов для противодействия вовлечению профессиональных юристов в отмывание доходов, в частности:

  • приняли нормативные правовые акты, регулирующие деятельность профессиональных юристов;
  • внедрили механизмы предотвращения участия таких специалистов в отмывании доходов, в том числе в рамках ПОД/ФТ, включая привлечение к дисциплинарной, административной и/или уголовной ответственности;
  • используют ИКТ для представления отчетности, осуществления мониторинга и иных мер по повышению эффективности выявления рисков отмывания доходов;
  • ряд стран G20, кроме прочего, имеет правоприменительную практику по делам об отмывании коррупционных доходов при помощи профессиональных юристов.

Однако в данной сфере все еще остается множество нерешенных проблем, включая:

  • ограничение соответствующих расследований юридической или профессиональной тайной;
  • затруднение обмена информацией между юрисдикциями;
  • нехватка финансовых и человеческих ресурсов;
  • длительность расследований, в том числе из-за необходимости обращаться к механизмам международной правовой помощи, и т.д.

Авторы доклада предлагают странам G20 следующие рекомендации по повышению эффективности борьбы с отмыванием коррупционных доходов через профессиональных юристов:

  • провести анализ действующего законодательства, регулирующего борьбу с отмыванием доходов, а также ратифицировать и внедрить в национальное законодательство нормы, основанные на рекомендациях международных организаций, в частности, ФАТФ;
  • обмениваться опытом и лучшими практиками по вопросам борьбы с неправомерным использованием международной финансовой системы;
  • разрабатывать рекомендации для профессиональных юристов с целью разрешения противоречий между соблюдением юридической и/или профессиональной тайны и раскрытием информации о правонарушениях;
  • развивать сотрудничество между правоохранительными органами, иными представителями государственного сектора и ассоциациями профессиональных юристов с целью оперативного обмена информацией между различными юрисдикциями и т.д.

5. Справка «Снижение коррупционных рисков в секторе возобновляемой энергетики» (G20 ACWG Background Note on Mitigating Corruption Risks in Renewable Energy)

Документ посвящен вопросам снижения коррупционных рисков в секторе возобновляемой («зеленой») энергетики, которая в последние годы становится все более популярной.

Как отмечено в Справке, на данный момент только несколько стран G20 провели обширные исследования коррупционных рисков в соответствующей сфере. В основном такие риски касались процесса выработки государственной политики, проведения государственных закупок, строительства, а также добычи и продажи важнейших минералов. При этом ключевым риском было названо взяточничество, а наиболее подверженной коррупции сферой – государственные закупки.

Одновременно, авторы документа обратили внимание на выявленную связь снижения коррупционных рисков в секторе возобновляемой энергетики с внедрением принципов экологического, социального и корпоративного управления (ESG), способствующих в том числе прозрачности деятельности организаций.

Учитывая новизну и малоизученность темы, эксперты ACWG дают в Справке следующие рекомендации:

  • продолжить обсуждение возможностей минимизации коррупционных рисков в секторе возобновляемой энергетики в рамках работы ACWG, а также обеспечить сбор релевантной информации за счет участия в деятельности других рабочих групп, международных форумов и иных мероприятий;
  • повышать эффективность принимаемых антикоррупционных мер в данной сфере, в том числе за счет повышения прозрачности государственных закупок, криминализации любых форм взяточничества, обеспечения эффективного правоприменения соответствующих норм и т.д.;
  • повышать осведомленность населения о коррупционных рисках в секторе возобновляемой энергетики;
  • способствовать внедрению принципов надлежащего управления во всей цепочке создания стоимости продукции в секторе возобновляемой энергетики;
  • способствовать внедрению принципов ESG и систем отчетности в странах G20 с учетом национального и регионального контекста.
Темы
Отмывание
Заявители о коррупции
Коррупция в спорте
Обучение и просвещение
Комплаенс
Коррупция в сфере государственных закупок
Гражданское общество
Международное сотрудничество
ИКТ
Стандарты поведения
Прозрачность
Меры ответственности

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.