Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
Опубликовано руководство по совершенствованию работы антикоррупционных органов

Программа развития ООН (United Nations Development Programme UNDP) представила руководство по повышению эффективности деятельности специализированных антикоррупционных органов стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (ASEAN)* (Strategic Programming for Anti-Corruption Agencies, далее – Руководство).

Авторы Руководства подчеркивают, что результаты деятельности таких органов часто не оправдывают имеющиеся в отношении них ожидания, в том числе из-за отсутствия у них структурированного подхода к подготовке и анализу данных, получаемых в ходе мониторинга и оценки результативности работы.

Среди барьеров, затрудняющих демонстрацию результатов работы антикоррупционных органов и достижения поставленных ими целей, исследователи выделяют:

1) сложность мониторинга и оценки реальной эффективности принимаемых мер по предупреждению, выявлению и борьбе с коррупцией в связи с:

  • недостатком количественных данных для проведения анализа, в том числе для установления причинно-следственных связей между деятельностью антикоррупционных органов и снижением уровня коррупции,
  • зависимостью показателей эффективности от субъективных оценок представителей государства, бизнес-сектора, населения, основанных на результатах различных исследований (Индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index CPI), Индикаторы качества государственного управления (Worldwide Governance Indicators – WGI) и иные), а также сообщениях в СМИ, в частности, о громких коррупционных делах;

2) отсутствие системы показателей, используемых для мониторинга и оценки эффективности деятельности антикоррупционных органов и основанных на контролируемых изнутри условиях.

Для решения указанных проблем в краткосрочной перспективе авторы Руководства дают антикоррупционным органам следующие рекомендации:

  • выявить сферы, характеризующиеся наиболее высоким уровнем коррупционных рисков и/или представляющие особый интерес для государства и общества в целом (здравоохранение, образование и т.п.) и сосредоточить внимание на противодействии коррупции в таких сферах;
  • сконцентрироваться на случаях «бытовой» коррупции, в борьбе с которой проще применять структурированный подход и легче достигать результатов, воздействуя при этом на восприятие уровня коррупции населением;
  • принимать меры по предупреждению коррупции;
  • устанавливать реалистичные цели своей деятельности.

В долгосрочной перспективе исследователи предлагают антикоррупционным органам воспользоваться подходом по созданию систем оценки эффективности, основанных на подготовке и демонстрации доказательств, опирающихся на измеримые результаты и позволяющих связать их деятельность с достижением стратегических целей в области противодействия коррупции. Соответствующий подход включает 4 этапа:

Этап 1. Определение целей – «Чего мы хотим достичь?»

Первым шагом должно стать установление целей деятельности антикоррупционных органов. Как отмечают авторы Руководства, поставленные цели должны как минимум согласовываться с целями, сформулированными на более высоких уровнях, в частности, в национальных стратегиях развития и национальных антикоррупционных стратегия, а также быть горизонтально связаны с реформами в других сферах, например, регулированием государственной службы.

Кроме того, для того, что использоваться в качестве критериев для оценки эффективности деятельности антикоррупционных органов, цели должны:

  • быть четкими, ясными и достижимыми, но в то же время амбициозными;
  • принимать во внимание правовые, культурные, политические и иные особенности страны, а также особенности регулирования в выявленных сферах, наиболее подверженных коррупции или особо значимых с точки зрения общественных интересов;
  • учитывать возможности антикоррупционного органа и системы противодействия коррупции в целом;
  • включать не только абстрактные понятия, такие как «снижение уровня коррупции» или «повышение прозрачности», но и конкретные результаты, например, улучшение качества предоставления государственных и муниципальных услуг.

Этап 2. Разработка плана действий для достижения целей – «Как мы можем этого достичь?»

Далее антикоррупционным органам предлагается определить перечень релевантных и реальных в реализации мер по достижению поставленных целей. Для этого предлагается обратиться к Теории изменений (ТИ)**, согласно которой для установления причинно-следственных связей между деятельностью антикоррупционных органов и достигнутыми результатами требуется построить хронологическую последовательность того, что должно произойти (цепочка результатов), дополнив ее предположениями (предпосылками), влияющими на достижение результата. Например:

  1. если антикоррупционный орган выделит человеческие и финансовые ресурсы на проведение обучающих мероприятий по вопросам борьбы с мошенничеством в сфере государственных закупок при подтверждении предположения о том, что это повысит потенциал уполномоченных на проведение закупок сотрудников в области противодействия правонарушениям, то результатом работы выступит создание более подготовленных для борьбы с мошенничеством должностных лиц;
  2. повышение квалификации таких сотрудников, в свою очередь, при подтверждении предположения о том, что более квалифицированные служащие смогут и захотят выявлять больше случаев мошенничества, будет способствовать повышению качества государственных закупок;
  3. повышение качества государственных закупок, при подтверждении предположения о том, что необнаруженное мошенничество раньше действительно являлось ключевой причиной снижения качества закупок и не заменялось другими формами коррупции (сговор и иные), позволит снизить уровень коррупции в сфере государственных закупок.

Этап 3. Достижение результатов и получение соответствующих доказательств – «Реализуются ли программы и проекты в соответствии с планом и достигаются ли намеченные результаты?»

До начала реализации антикоррупционных проектов авторы Руководства предлагают антикоррупционным органам определить ключевые показатели их эффективности, которые должны строиться на количественных и качественных данных при использовании различных подходов к измерению уровня коррупции, в том числе с помощью оценки восприятия, опыта, косвенных данных и т.д.

При этом подчеркивается, что применяться для этого могут как первичные данные международных организаций, на которых далее строятся индексы и иные оценки, так и сведения, собранные антикоррупционными органами самостоятельно.

Такие показатели при этом должны:

  • быть измеримыми и описывать то, что будет измеряться;
  • быть конкретными и соответствовать целям;
  • позволять оценивать прогресс в достижении целей и выявлять причинно-следственные связи;
  • не включать цели и не задавать направления для изменений.

Так, в рассмотренном выше примере в качестве показателей эффективности могут выступить: объем денежных средств и сумма человеко-дней, необходимых для проведения обучающих мероприятий, количество таких мероприятий и участников и т.д.

При этом, по мнения авторов Руководства, для оценки эффективности в антикоррупционных органах в обязательном порядке должны создаваться специальные подразделения, отвечающие за определение ключевых показателей эффективности и последующие мониторинг и оценку деятельности антикоррупционных органов в соответствии с ними.

Этап 4. Демонстрация результатов и их связывание с деятельностью антикоррупционных органов – «Осведомлены ли заинтересованные стороны о достигнутом прогрессе и считают ли они его результатом нашей деятельности?»

После достижения определенных результатов при реализации антикоррупционных проектов рекомендуется обеспечить доведение информации о таких результатах до широкого круга лиц посредством:

  • регулярной публикации понятных и прозрачных фактических данных о деятельности антикоррупционных органов через различные каналы коммуникации, в частности, через социальные сети;
  • предоставления вышестоящим государственным органам отчетности, основанной на данных, позволяющих определить, что выделяемые бюджетные средства расходовались разумно и в соответствии с планом, а поставленные цели были максимально эффективно достигнуты;
  • взаимодействия с заинтересованными сторонами, в том числе с неправительственными организациями, которые могут, среди прочего, принимать участие в оценке эффективности работы антикоррупционных органов;
  • принятия отдельного документа, охватывающего вопросы взаимодействия органов с заинтересованными сторонами и открытости их деятельности, например, в форме Стратегии сотрудничества, а также выделения для соответствующей работы специального подразделения или сотрудника.

*Руководство разработано в рамках проекта UNDP «Продвижение справедливой деловой среды в странах ASEAN» (Promoting a Fair Business Environment in ASEAN), финансируемого правительством Великобритании и Программой экономических реформ в странах ASEAN (ASEAN Economic Reform Programme), и основано на сведениях о деятельности Национальной комиссии по борьбе с коррупцией Таиланда (คณะ กรรมการ ป้องกัน และ ปราบปราม การ ทุจริต แห่ง ชาติ), собранных в ходе реализации программы поддержки деятельности Комиссии.

**Теория изменений – это подход к разработке и оценке документов стратегического планирования, мер государственной политики или отдельных проектов и программ, направленный на получение и визуализацию наиболее полного и последовательного перечня действий, необходимых для достижения конечного результата (эффекта).

Темы
Антикоррупционные органы

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.