Авторы Руководства подчеркивают, что результаты деятельности таких органов часто не оправдывают имеющиеся в отношении них ожидания, в том числе из-за отсутствия у них структурированного подхода к подготовке и анализу данных, получаемых в ходе мониторинга и оценки результативности работы.
Среди барьеров, затрудняющих демонстрацию результатов работы антикоррупционных органов и достижения поставленных ими целей, исследователи выделяют:
1) сложность мониторинга и оценки реальной эффективности принимаемых мер по предупреждению, выявлению и борьбе с коррупцией в связи с:
- недостатком количественных данных для проведения анализа, в том числе для установления причинно-следственных связей между деятельностью антикоррупционных органов и снижением уровня коррупции,
- зависимостью показателей эффективности от субъективных оценок представителей государства, бизнес-сектора, населения, основанных на результатах различных исследований (Индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index – CPI), Индикаторы качества государственного управления (Worldwide Governance Indicators – WGI) и иные), а также сообщениях в СМИ, в частности, о громких коррупционных делах;
2) отсутствие системы показателей, используемых для мониторинга и оценки эффективности деятельности антикоррупционных органов и основанных на контролируемых изнутри условиях.
Для решения указанных проблем в краткосрочной перспективе авторы Руководства дают антикоррупционным органам следующие рекомендации:
- выявить сферы, характеризующиеся наиболее высоким уровнем коррупционных рисков и/или представляющие особый интерес для государства и общества в целом (здравоохранение, образование и т.п.) и сосредоточить внимание на противодействии коррупции в таких сферах;
- сконцентрироваться на случаях «бытовой» коррупции, в борьбе с которой проще применять структурированный подход и легче достигать результатов, воздействуя при этом на восприятие уровня коррупции населением;
- принимать меры по предупреждению коррупции;
- устанавливать реалистичные цели своей деятельности.
В долгосрочной перспективе исследователи предлагают антикоррупционным органам воспользоваться подходом по созданию систем оценки эффективности, основанных на подготовке и демонстрации доказательств, опирающихся на измеримые результаты и позволяющих связать их деятельность с достижением стратегических целей в области противодействия коррупции. Соответствующий подход включает 4 этапа:
Этап 1. Определение целей – «Чего мы хотим достичь?»
Первым шагом должно стать установление целей деятельности антикоррупционных органов. Как отмечают авторы Руководства, поставленные цели должны как минимум согласовываться с целями, сформулированными на более высоких уровнях, в частности, в национальных стратегиях развития и национальных антикоррупционных стратегия, а также быть горизонтально связаны с реформами в других сферах, например, регулированием государственной службы.
Кроме того, для того, что использоваться в качестве критериев для оценки эффективности деятельности антикоррупционных органов, цели должны:
- быть четкими, ясными и достижимыми, но в то же время амбициозными;
- принимать во внимание правовые, культурные, политические и иные особенности страны, а также особенности регулирования в выявленных сферах, наиболее подверженных коррупции или особо значимых с точки зрения общественных интересов;
- учитывать возможности антикоррупционного органа и системы противодействия коррупции в целом;
- включать не только абстрактные понятия, такие как «снижение уровня коррупции» или «повышение прозрачности», но и конкретные результаты, например, улучшение качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
Этап 2. Разработка плана действий для достижения целей – «Как мы можем этого достичь?»
Далее антикоррупционным органам предлагается определить перечень релевантных и реальных в реализации мер по достижению поставленных целей. Для этого предлагается обратиться к Теории изменений (ТИ)**, согласно которой для установления причинно-следственных связей между деятельностью антикоррупционных органов и достигнутыми результатами требуется построить хронологическую последовательность того, что должно произойти (цепочка результатов), дополнив ее предположениями (предпосылками), влияющими на достижение результата. Например:
- если антикоррупционный орган выделит человеческие и финансовые ресурсы на проведение обучающих мероприятий по вопросам борьбы с мошенничеством в сфере государственных закупок при подтверждении предположения о том, что это повысит потенциал уполномоченных на проведение закупок сотрудников в области противодействия правонарушениям, то результатом работы выступит создание более подготовленных для борьбы с мошенничеством должностных лиц;
- повышение квалификации таких сотрудников, в свою очередь, при подтверждении предположения о том, что более квалифицированные служащие смогут и захотят выявлять больше случаев мошенничества, будет способствовать повышению качества государственных закупок;
- повышение качества государственных закупок, при подтверждении предположения о том, что необнаруженное мошенничество раньше действительно являлось ключевой причиной снижения качества закупок и не заменялось другими формами коррупции (сговор и иные), позволит снизить уровень коррупции в сфере государственных закупок.
Этап 3. Достижение результатов и получение соответствующих доказательств – «Реализуются ли программы и проекты в соответствии с планом и достигаются ли намеченные результаты?»
До начала реализации антикоррупционных проектов авторы Руководства предлагают антикоррупционным органам определить ключевые показатели их эффективности, которые должны строиться на количественных и качественных данных при использовании различных подходов к измерению уровня коррупции, в том числе с помощью оценки восприятия, опыта, косвенных данных и т.д.
При этом подчеркивается, что применяться для этого могут как первичные данные международных организаций, на которых далее строятся индексы и иные оценки, так и сведения, собранные антикоррупционными органами самостоятельно.
Такие показатели при этом должны:
- быть измеримыми и описывать то, что будет измеряться;
- быть конкретными и соответствовать целям;
- позволять оценивать прогресс в достижении целей и выявлять причинно-следственные связи;
- не включать цели и не задавать направления для изменений.
Так, в рассмотренном выше примере в качестве показателей эффективности могут выступить: объем денежных средств и сумма человеко-дней, необходимых для проведения обучающих мероприятий, количество таких мероприятий и участников и т.д.
При этом, по мнения авторов Руководства, для оценки эффективности в антикоррупционных органах в обязательном порядке должны создаваться специальные подразделения, отвечающие за определение ключевых показателей эффективности и последующие мониторинг и оценку деятельности антикоррупционных органов в соответствии с ними.
Этап 4. Демонстрация результатов и их связывание с деятельностью антикоррупционных органов – «Осведомлены ли заинтересованные стороны о достигнутом прогрессе и считают ли они его результатом нашей деятельности?»
После достижения определенных результатов при реализации антикоррупционных проектов рекомендуется обеспечить доведение информации о таких результатах до широкого круга лиц посредством:
- регулярной публикации понятных и прозрачных фактических данных о деятельности антикоррупционных органов через различные каналы коммуникации, в частности, через социальные сети;
- предоставления вышестоящим государственным органам отчетности, основанной на данных, позволяющих определить, что выделяемые бюджетные средства расходовались разумно и в соответствии с планом, а поставленные цели были максимально эффективно достигнуты;
- взаимодействия с заинтересованными сторонами, в том числе с неправительственными организациями, которые могут, среди прочего, принимать участие в оценке эффективности работы антикоррупционных органов;
- принятия отдельного документа, охватывающего вопросы взаимодействия органов с заинтересованными сторонами и открытости их деятельности, например, в форме Стратегии сотрудничества, а также выделения для соответствующей работы специального подразделения или сотрудника.
*Руководство разработано в рамках проекта UNDP «Продвижение справедливой деловой среды в странах ASEAN» (Promoting a Fair Business Environment in ASEAN), финансируемого правительством Великобритании и Программой экономических реформ в странах ASEAN (ASEAN Economic Reform Programme), и основано на сведениях о деятельности Национальной комиссии по борьбе с коррупцией Таиланда (คณะ กรรมการ ป้องกัน และ ปราบปราม การ ทุจริต แห่ง ชาติ), собранных в ходе реализации программы поддержки деятельности Комиссии.
**Теория изменений – это подход к разработке и оценке документов стратегического планирования, мер государственной политики или отдельных проектов и программ, направленный на получение и визуализацию наиболее полного и последовательного перечня действий, необходимых для достижения конечного результата (эффекта).