1. Ужесточение корпоративной ответственности
Закон расширяет список правонарушений, за совершение которых юридические лица могут быть привлечены к ответственности. Ранее в него входили только преступления против государственного управления и неправомерное распоряжение государственным имуществом. Теперь санкции на организацию могут быть наложены в следующих случаях:
1. кто-либо из руководящих работников организации был осужден за совершение преступлений против государственного управления, окружающей среды, экономического и социального порядка, финансирование терроризма и организованных преступных группировок, управление ресурсами, связанными с террористической деятельностью и организованной преступностью, или любое поведение, связанное с неправомерным использованием государственного имущества, или заключил досудебное соглашение в соответствии с «принципом возможности» (principio de oportunidad) в ходе расследования указанных правонарушений или соответствующего судебного разбирательства,
и при этом компания прямо или косвенно получила или стремилась получить незаконную выгоду от соответствующего преступления, совершенного ее руководящим работником, своими действиями или бездействием разрешила или допустила его совершение;
2. организация была признана виновной в подкупе иностранного должностного лица (ИДЛ) – прямом или косвенном предоставлении, предложении или обещании предоставить ИДЛ незаконную выгоду в обмен на действия или бездействие.
Одновременно положения Закона конкретизируют категории юридических лиц, в отношении которых могут быть применены санкции за совершение этих правонарушений. К таким лицам относятся:
- организации, являющиеся членами временных совместных предприятий или консорциумов;
- государственные корпорации;
- компании с государственным участием;
- некоммерческие организации, зарегистрированные в Колумбии;
- филиалы иностранных компаний.
Закон также расширяет перечень мер ответственности, применяемых за указанные правонарушения. Возможные наказания теперь включают:
- штраф в размере до 200 000 месячных заработных плат (200 млрд колумбийских песо или около 3 910 548 000 рублей) с обязательным изъятием выгоды, предполагаемой или полученной в результате правонарушения, при этом до 10% наложенного штрафа по решению компетентного органа может быть использовано для внедрения, улучшения или обновления программ прозрачности и деловой этики виновной организации;
- публикация в СМИ и на сайте организации выписки из решения о привлечении к ответственности;
- запрет на получение любого вида материальной помощи или субсидий от государства в течение 10 лет (ранее максимальный срок запрета составлял 5 лет);
- запрет на участие в государственных закупках и заключение государственных контрактов на срок до 20 лет;
- увольнение признанных виновными в правонарушении сотрудников, обладающих управленческими полномочиями, а также отстранение от работы лиц, которые попустительствовали неправомерному поведению.
Кроме того, информация о привлеченной к ответственности организации вносится в специальный публичный реестр.
При этом Закон устанавливает смягчающие и отягчающие обстоятельства, влияющие на применяемые к организации санкции. Так, к смягчающим обстоятельствам относятся:
- признание вины до вынесения постановления о даче показаний, за исключением случаев повторного правонарушения;
- способствование проведению проверки активов обвиняемых лиц;
- проведение проверки контрагентов в процессе приобретения третьей стороной юридического лица, совершившего коррупционное правонарушение;
- добровольное раскрытие информации о совершенном правонарушении и предоставление юридическим лицом доказательств его совершения;
- принятие мер по предотвращению актов коррупции в будущем;
- воздержание от реализации выгод, полученных в ходе коррупционного правонарушения.
Отягчающими обстоятельствами являются:
- нарушение законных прав граждан и организаций;
- приобретение незаконной экономической выгоды;
- повторное совершение правонарушения;
- сопротивление, отказ или воспрепятствование проведению следственных или надзорных действий и нарушение процессуальных прав ответчика;
- воплощение мошеннических схем или использование посредника для сокрытия нарушения или его последствий;
- нежелание исполнять распоряжения компетентного органа или неуважение к соответствующим решениям.
2. Принятие программ прозрачности и деловой этики
Закон устанавливает обязанность организаций принять программы прозрачности и деловой этики в соответствии с требованиями, устанавливаемыми надзорными, инспекционными или контрольными органами исполнительной власти в координации с Секретариатом при Президенте Республики по вопросам прозрачности (Secretaría de Transparencia de la Presidencia de la República, далее – Секретариат по вопросам прозрачности). Программы должны будут разрабатываться с учетом сферы деятельности, коррупционных и иных рисков, размера активов и доходов, штатной численности и миссии компании, а также включать механизмы и стандарты внутреннего аудита.
3. Проведение проверки контрагентов
Изменяется и процесс выявления конечных бенефициаров организаций. Так, от компаний, обязанных внедрять системы предупреждения и управления рисками отмывания денег, финансирования терроризма и распространения оружия или предоставлять информацию в Единый реестр конечных бенефициаров (Registro Único de Beneficiarios Finales), требуется проводить проверку контрагентов, позволяющую идентифицировать:
- физическое лицо или организацию, заключившие сделку или государственный контракт, а также их конечных бенефициаров и структуру собственности;
- цель заключения контракта, а также миссию подрядчика.
4. Ведение финансовой отчетности
В соответствии с принятым документом, перечень возможных правонарушений при ведении финансовой отчетности дополняется:
- ведением двойной бухгалтерии;
- отражением в финансовой отчетности несуществующих расходов или обязательств без корректной идентификации, а также внесением операций ненадлежащим образом;
- использованием поддельных документов;
- раскрытием в финансовой отчетности статей расходов, не соответствующих записям о счетах.
Одновременно Законом вводится особый порядок отражения в финансовой отчетности сведений о выполнении государственных контрактов.
5. Создание системы предупреждения и выявления необоснованного увеличения активов
Согласно Закону, под руководством Генеральной прокуратуры страны (Procuraduría General de la Nación) будет создана автономная система раннего предупреждения и обнаружения необоснованного увеличения активов государственных служащих, которая объединит находящиеся в различных органах власти базы данных с информацией о финансах, интересах и т.д. должностных лиц, а также налоговые и имущественные сведения как самих оцениваемых лиц, так и их супругов, постоянных партнеров и детей, в частности, данные, находящиеся в Административном департаменте государственной службы (Departamento Administrativo de la Función Pública), Национальном управлении записи актов гражданского состояния (Registraduría Nacional del Estado Civil) и иных органах власти. При этом предполагается обеспечить возможность получения соответствующей информации в режиме реального времени.
6. Проведение антикоррупционного обучения
Принятый нормативный правовой акт закрепляет обязанность образовательных учреждений всех уровней, от дошкольных учреждений до университетов:
- предусмотреть учебные программы, посвященные вопросам участия граждан в целях обеспечения прозрачности, эффективного государственного управления и надлежащего использования государственных ресурсов;
- создать должность контролера по делам учащихся (Contralor Estudiantil), который будет отвечать за распространение информации о правах и обязанностях граждан и государства, механизмах участия общества в процессе контроля за принимаемыми государственными решениями и т.д.
7. Функционирование антикоррупционных органов (подразделений)
Закон предусматривает создание в Национальной комиссии по этике (Comisión Nacional de Moralización) двух технических подкомиссий. Одна из них будет заниматься предупреждением коррупции, в частности, разработкой и применением показателей эффективности, результативности и прозрачности функционирования органов власти, координацией проведения образовательных и информационных мероприятий по вопросам этики и морали на государственной службе и т.д. Другая – выявлением и привлечением к ответственности за совершение коррупционных правонарушений лиц, замещающих должности в органах власти на национальном, региональном и муниципальном уровнях.
Одновременно полномочия по поиску, конфискации и возврату незаконных активов за рубежом возлагаются на Управление генерального контролера Республики (Contraloría General de la República), которое теперь обладает правом привлекать к ответственности и налагать штрафы.
В Секретариате по вопросам прозрачности также создается Отдел по антикоррупционному мониторингу (Observatorio Anticorrupcion), который будет собирать, агрегировать и анализировать публичную информацию, в частности, сведения о коррупционных нарушениях, для выявления коррупционных рисков в различных секторах экономики. Кроме того, на основе этих данных Секретариат по вопросам прозрачности будет проводить исследования и разрабатывать документы с целью дальнейшего выдвижения на их основе предложений о внесении изменений в актуальные нормативные правовые акты.
8. Возмещение ущерба от коррупционных правонарушений
Закон закрепляет положения об ущербе, нанесенном государственному имуществу коррупционными правонарушениями, который должен быть компенсирован, как материальными, так и нематериальными средствами.
В тех случаях, когда коррупционное правонарушение причинило вред государственному имуществу, при вынесении приговора помимо обязательства выплатить стоимость доказанного ущерба может быть назначен штраф в размере до одной тысячи минимальных заработных плат (1 млрд колумбийских песо или около 19 455 000 рублей); при этом учитывается серьезность нарушения, степень участия обвиняемого и его экономические возможности.
Полученные в качестве штрафа средства направляются в Фонд возмещения ущерба жертвам коррупционных преступлений (Fondo de Reparación de las Víctimas de Actos de Corrupción), находящийся в ведении Генеральной прокуратуры, и в дальнейшем распределяются следующим образом:
- 40% направляется Генеральной прокуратуре на обеспечение восстановления прав лиц, пострадавших от актов коррупции, и полное материальное и/или нематериальное возмещение нанесенного ущерба;
- 25% — Национальному агентству по вопросам правовой защиты населения (Agencia Nacional de Defensa Jurídica del Estado);
- 25% — Администрации президента (Departamento Administrativo de la Presidencia de la República) на цели, связанные с разработкой планов, программ и политик, направленных на продвижение добросовестности, прозрачности и этики.