Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Перу принят закон о регулировании «вращающейся двери»

В Перу принят нормативный правовой акт, устанавливающий антикоррупционные ограничения при перемещении между государственным и частным секторами.

Соответствующий Закон №31564 «О предотвращении и урегулировании конфликта интересов при поступлении и увольнении с государственной службы» (Ley de Prevención y Mitigación del Conflicto de Intereses en El Acceso y Salida de Personal del Servicio Público) отменяет ранее действовавший Закон №27588 «Об установлении запретов и ограничений для государственных служащих, а также лиц, оказывающих услуги государству на договорной основе» (Ley Nº 27588 que establece prohibiciones e incompatibilidades de funcionarios y servidores públicos, así como de las personas que presten servicios al Estado bajo cualquier modalidad contractual) и вводит следующие ограничения:

Ограничения при переходе из частного сектора в государственный

Ключевой новеллой Закона стало установление ограничений для лиц, которые до поступления на государственную службу (трудоустройства в государственную организацию):

  • владели (продолжают владеть) более 1% акций или долей участия в организациях, подпадающих под действие Общего закона №26887 «О компаниях» (Ley General de Sociedades) и Декрета-закона №21621 «Об обществах с ограниченной ответственностью» (Decreto-Ley de la Empresa Individual de Responsabilidad Limitada) и связанных с деятельностью, регулируемой государственным органом (организацией), в котором замещает должность соответствующее лицо, даже если управление организациями осуществляется третьими лицами через фидуциарные или аналогичные компании;
  • занимали должность руководителя, являлись законными представителями или поверенными, оказывали консультационные услуги организациям, указанным в предыдущем пункте, а также связанным с ними компаниям, в том числе прекратившие соответствующие взаимоотношения с такими организациями менее, чем за 1 год до поступления на государственную службу;
  • являлись членами органов управления или руководителями организаций гражданского общества или иных некоммерческих организаций, связанных с деятельностью, регулируемой государственным органом (организацией), в котором замещает должность соответствующее лицо, в том числе прекратившие соответствующие взаимоотношения с такими организациями менее, чем за 1 год до поступления на государственную службу.

Указанным лицам запрещаются следующие формы взаимодействия с соответствующими организациями:

  • личное принятие решений, участие в принятии решений, предоставление консультаций в процессе принятия решений, касающихся таких организаций; указанный запрет действует в течение 3 лет с момента поступления соответствующего лица на государственную службу (трудоустройства в государственную организацию) или до момента продажи акций (долей участия) соответствующей организации;
  • выступление в качестве адвоката, законного представителя, консультанта, спонсора, эксперта или посредника со стороны государственного органа в разбирательствах, касающихся таких организаций; указанный запрет действует до момента завершения соответствующего разбирательства.

Ограничения при переходе из государственного сектора в частный

Одновременно Закон вводит ограничения для лиц, увольняющихся с государственной службы (из государственной организации), включая:

  • руководителей и иных высших должностных лиц государственных органов, членов советов директоров, консультативных советов, комиссий по административным спорам, иных комиссий и других коллегиальных образований в этих органах, выполняющих государственные функции или выступающих от имени государства, в частности, президента, членов Конгресса, министров и их заместителей, президента и членов Исполнительного совета судебной власти (Consejo Ejecutivo del Poder Judicial), Генерального прокурора (Fiscal de la Nación), губернаторов, мэров городов и т.д.;
  • руководителей государственных корпораций и компаний смешанной формы собственности или их представителей в советах директоров;
  • лиц, замещающих государственные должности и должности государственной службы, которые в рамках своих полномочий имели доступ к секретной информации и принимали решения в отношении организаций частного сектора.

Указанным категориям лиц запрещается:

1) в течение 1 года после увольнения из государственного органа (организации) взаимодействовать с организациями частного сектора, в отношении которых такое лицо осуществляло определенные полномочия или выполняло определенные государственные функции, включая следующие формы взаимодействия:

  • трудоустройство в такие организации, в частности, заключение с ними гражданско-правовых договоров и иных контрактов;
  • вхождение в состав совета директоров или замещение руководящих должностей в таких организациях, а также в связанных с ними компаниях;
  • получение от таких организаций материальной или нематериальной выгоды;
  • приобретение, прямо или косвенно, акций или долей участия в таких организациях, их дочерних компаниях, а также в экономически связанных с ними организациях;
  • лоббирование интересов таких организаций;

2) представлять интересы организаций, в отношении которых такое лицо осуществляло определенные полномочия или выполняло определенные государственные функции, в качестве адвоката, законного представителя, консультанта, спонсора, эксперта или посредника в разбирательствах, находящихся на рассмотрении в государственном органе (организации), в котором они замещали должность, за исключением разбирательств, касающихся непосредственно такого лица, его супруги (супруга), родителей или несовершеннолетних детей; в случае, если в период замещения должности бывший служащий (работник) был непосредственно вовлечен в искомое разбирательство, соответствующий запрет действует до момента прекращения разбирательства, в иных случаях – в течение 1 года после увольнения из государственного органа (организации);

3) разглашать секретную или иную конфиденциальную информацию, использовать ее в интересах третьих лиц, в ущерб государству или иным лицам; запрет действует до тех пор, пока такая информация не потеряет соответствующий статус.

Декларирование

Закон также закрепляет обязанность лиц, поступающих на государственную службу (трудоустраивающихся в государственную организацию), подавать декларации соблюдения запретов и ограничений в отдел кадров государственного органа (Oficina de Recursos Humanos) или в отдел логистики (Oficina de Logística). Указанная обязанность действует без ущерба для норм, предусматривающих необходимость представления деклараций интересов Генеральному контролеру Республики (La Contraloría General de la República) в соответствии с Законом №31227 «О передаче Генеральному контролеру Республики полномочий по сбору, хранению и анализу деклараций интересов представителей власти, государственных служащих и кандидатов на государственные должности, а также по привлечению их к ответственности за нарушение соответствующих требований» (Ley Que Transfiere a la Contraloría General de la República la Competencia Para Recibir y Ejercer El Control, Fiscalización y Sanción Respecto a la Declaración Jurada de Intereses de Autoridades, Servidores y Candidatos a Cargos Públicos).

Соответствующие декларации являются публичными, а функции по их контролю возлагаются на Управление по обеспечению институциональной неподкупности (Oficina de Integridad Institucional).

Санкции

Наконец, принятый Закон устанавливает санкции за совершение:

1) незначительных правонарушений:

  • непредставление декларации об интересах;
  • непринятие мер по урегулированию конфликта интересов;

2) серьезных правонарушений – представление ложных сведений в декларации интересов, неполной или заведомо вводящей в заблуждение декларации;

3) очень серьезных правонарушений – несоблюдение закрепленных в Законе ограничений, запретов и обязанностей.

Конкретные виды санкций за соответствующие правонарушения устанавливаются в отдельных нормативных правовых актах, регулирующих деятельность соответствующей категории должностных лиц.

Дополнительно к таким санкциям Законом предусмотрен запрет на заключение контрактов с государственными органами (организациями), а также с частными компаниями, связанными с нарушением положений Закона, на срок до 5 лет для случаев, когда:

  • лица, уволившиеся с государственной службы (из государственной организации), в нарушение запрета представляют интересы организаций частного сектора, связанных с реализуемыми таким лицом в период замещения должности полномочиями или функциями государственного органа (организации), в котором оно замещало должность, в качестве адвоката, законного представителя, консультанта, спонсора, эксперта или посредника в разбирательствах, находящихся на рассмотрении соответствующего государственного органа (организации);
  • лица, переходящие из частного сектора в государственный, нарушают установленные Законом запреты и ограничения.

При этом в случае совершения таких нарушений виновный государственный служащий (работник) вносится в Национальный реестр санкций в отношении государственных служащих (Registro Nacional de Sanciones contra Servidores Civiles), а организации, должностные лица которых нарушили запреты и ограничения, – в перечень компаний, которым запрещено заключать государственные контракты (relación de proveedores inhabilitados para contratar con el Estado).

Темы
Конфликт интересов

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.