Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
На Кипре появится специализированный антикоррупционный орган

На Кипре будет создано Независимое управление по борьбе с коррупцией (Ανεξάρτητης Αρχής κατά της Διαφθοράς Νόμος, далее – Управление).

Согласно Закону от 4 марта 2022 года № 19(I)/2022 «О создании и функционировании Независимого управления по борьбе с коррупцией» (O περί της Σύστασης και Λειτουργίας της Ανεξάρτητης Αρχής κατά της Διαφθοράς Νόμος), Управление будет не только осуществлять координацию деятельности по противодействию коррупции в стране, проводить оценку принятых антикоррупционных мер в органах власти и организациях государственного и частного секторов и обеспечивать реализацию Национальной стратегии по борьбе с коррупцией (Εθνικη Στρατηγικη Κατα Τησ Διαφθορασ), но и проводить расследования фактов возможных коррупционных нарушений.

В частности, в функции Управления войдут:

  • сбор и обработка сообщений о признаках коррупционных правонарушений в государственных органах, органах местного самоуправления, организациях, чья деятельность регулируется публичным правом (учреждениях, созданных в соответствии с законом и полностью или частично финансируемых государством - прим. ред.), иных учреждениях, не являющихся юридическими лицами, созданных в общественных интересах и финансируемых государством, а также организациях частного сектора, которые взаимодействуют с государством, проведение расследований по признакам возможных коррупционных правонарушений, выявленных Управлением самостоятельно или в рамках рассмотрения указанных сообщений от органов (организаций), и дальнейшая передача собранных сведений в компетентные органы. В ходе расследования Управление имеет право запрашивать необходимую информацию у органов власти, в том числе у Генеральной прокуратуры, и фигурирующих в деле организаций, вызывать для получения показаний лиц, которые могут располагать данными о правонарушениях, а также проводить обыски и/или экспертизу на условиях, предусмотренных положениями Уголовно-процессуального кодекса. Кроме того, для сбора и обработки сообщений о коррупционных нарушениях, а также проведения расследований Управление может привлекать специальных инспекторов, не являющихся постоянными сотрудниками, но обладающих необходимыми навыками, знаниями и опытом для оказания ведомству помощи в случае высокой загруженности;
  • оценка коррупционных рисков, присущих той или иной сфере деятельности государственных органов и организаций, определение показателей такой оценки и подготовка рекомендаций по минимизации выявленных рисков, в том числе при поддержке неправительственных организаций, профессиональных объединений, компетентных органов власти и т.д.;
  • сотрудничество с профессиональными объединениями для разработки и внедрения механизмов внутреннего контроля в компаниях частного сектора;
  • информирование организаций частного сектора о передовых практиках и стандартах противодействия коррупции, а также предоставление консультаций по вопросам принятия соответствующих мер и их надлежащего применения;
  • принятие мер по исключению дублирования функций различных государственных органов и организаций в рамках противодействия коррупции;
  • сотрудничество с международными организациями, органами и учреждениями Европейского Союза, зарубежных стран в целях разработки и реализации антикоррупционных программ или стратегических планов, обмена передовым опытом, получения технической помощи;
  • предоставление Президенту ежегодного отчета о работе Управления и т.д.

В состав нового органа войдут пять членов, включая Уполномоченного по вопросам прозрачности (Επίτροπο Διαφάνειας), назначаемых сроком на 6 лет без возможности переизбрания. Для отбора кандидатов на соответствующие должности в стране будет создан специальный Консультационный совет, обеспечивающий выдвижение по 3 претендента на каждую вакантную должность из числа лиц, которые:

  • не замещали должности министра или заместителя министра в течение срока полномочий действующего Президента, и
  • не замещали в течение последних двух лет должности министра, заместителя министра, члена Парламента, депутата Европарламента, должности государственной службы, службы в органах полиции, пожарной службы, военной службы, должности в органах местного самоуправления, в образовательных организациях, в организациях, созданных в общественных интересах, и не находились на партийном посту.

После этого перечень кандидатов будет направлен в Парламентский комитет по правовым вопросам для обсуждения, а итоговое решение о выборе того или иного кандидата будет принимать Президент.

На членов Управления при этом накладывается ряд обязанностей, запретов и ограничений, среди которых:

  • соблюдение конфиденциальности получаемых в рамках исполнения своих должностных обязанностей сведений;
  • представление деклараций об активах в течение трех месяцев с момента назначения и далее каждые три года;
  • уведомление работодателя о наличии прямой или косвенной личной заинтересованности, возникающей в отношении связанных с членами Управления лиц – супругов или родственников по крови или по браку до четвертой степени родства и организаций, в которых член Управления владеет/контролирует не менее 10% голосов на общем собрании или в которых его (ее) супруг (супруга) или иной кровный родственник до четвертой степени родства является директором или владеет/контролирует 51% и более от общего числа акций;
  • запрет на замещение какой-либо иной должности, на занятие иной оплачиваемой деятельностью;
  • предоставление письменного согласия на обеспечение контроля за состоянием банковских счетов и каналами коммуникации в случае возбуждения против члена Управления уголовного дела коррупционной направленности.

В Законе также содержатся положения о применении мер ответственности за несоблюдение установленных требований, в частности:

  • в случае непредставления заявления о наличии прямой или косвенной личной заинтересованности или несоблюдения конфиденциальности сведений, содержащихся в обращении заявителя, к члену Управления могут быть применены такие санкции, как лишение свободы сроком до 7 лет и/или штраф в размере до €350 тыс., к инспектору – лишение свободы сроком до 2 лет и/или штраф в размере до €30 тыс.;
  • в случае, если лицо, направившее в Управление обращение о признаках коррупционного правонарушения, сознательно сообщает не соответствующую действительности информацию, к нему могут быть применены такие меры ответственности, как лишение свободы сроком до 3 лет и/или штраф в размере до €50 тыс.;
  • в случае, если лицо, располагающее необходимыми для проведения расследования по признакам коррупционного правонарушения сведениями, отказывается от дачи показаний без уважительной причины, ему грозит наказание в виде лишения свободы на срок до 1 года и/или штраф в размере до €10 тыс.

 

Несмотря на то, что в общемировом масштабе формирование специализированного антикоррупционного органа в целом можно было бы рассматривать как позитивный шаг, эксперты указывают на очевидные трудности, которые может вызвать выбранный Кипром подход.

Во-первых, наделение Управления полномочиями по проведению расследований коррупционных нарушений может привести к тому, что новое ведомство будет необоснованно дублировать функции существующих органов, ответственных за борьбу с коррупцией в стране – полиции и прокуратуры. Как представляется, в том случае, если государство считает результаты работы действующих структур неудовлетворительными, исправлять ситуацию необходимо за счет принятия мер по совершенствованию деятельности этих структур, а не создания новых органов для выполнения тех же функций, как это, по мнению экспертов, происходит на Кипре.

Во-вторых, как отмечается, предложенный механизм формирования состава Управления – определение перечня кандидатов Консультационным советом, его последующее рассмотрение Парламентским комитетом и направление предложений Президенту – сопряжен с высокими рисками «утечки» информации и оказания недобросовестного политического влияния на процесс выбора будущих членов антикоррупционного ведомства. Кроме того, обеспокоенность вызывает и требование о назначение в качестве руководителя Консультационного совета бывшего судьи Верховного суда, что также может негативно сказаться на автономности нового ведомства, которое фактически окажется в определенного рода зависимости от судебной власти в стране.

Темы
Антикоррупционные органы
Комментарии 0
Спасибо, Ваш комментарий отправлен на обработку

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.