Законом от 1 декабря 2017 года №27.401 «Уголовная ответственность юридических лиц» (Ley 27.401, Ley de Responsabilidad Penal de Personas Jurídicas Privadas, далее – Закон об уголовной ответственности юридических лиц) на юридических лиц, в том числе с государственным участием, были возложены обязательства по противодействию коррупции, в частности, по разработке и внедрению комплаенс-программ. Руководство было подготовлено Управлением с целью конкретизации соответствующих требований в отношении:
- государственных предприятий (Sociedades del Estado);
- компаний смешанной формы собственности (Sociedades de Economía Mixta);
- организаций, деятельность которых регулируется в соответствии с Общим законом от 3 апреля 1972 года №19.550 «О товариществах» (Ley 19/550, Ley General De Sociedades);
- частных компаний, контрольный пакет акций которых принадлежит государству (Sociedades Anónimas Con Participación Mayoritaria) или в которых государство владеет не менее 51% уставного капитала (SAPEM);
- частных компаний с миноритарным участием государства (Sociedades Anónimas Con Participación Estatal Minoritaria).
1. Публичные должностные лица
Как отмечается в Руководстве, первым шагом по внедрению системы мер противодействия коррупции в государственной организации является определение круга сотрудников, относящихся к категории «публичных должностных лиц», на которых будут распространяться установленные законодательством антикоррупционные стандарты.
При определении перечня таких лиц следует принимать во внимание тип организации, формат взаимодействия с органами власти, порядок назначения совета директоров и т.д. В частности, к ним могут быть отнесены:
- лица, осуществляющие функции представителя власти, а также приравниваемые нормами законодательства к лицам, замещающим государственные должности, или государственным служащим;
- лица, действующие от имени государства;
- работники, уполномоченные на управление ресурсами компании, выделяемыми из бюджета государства, а также сотрудники, ответственные за осуществление закупок;
- заместители назначаемых государством директоров и иные.
Для указанных категорий лиц рекомендуется устанавливать как минимум следующие стандарты поведения:
- принятие решений, ставящих в приоритет общественные интересы, а не личные;
- добросовестное и беспристрастное исполнение обязанностей, включая принятие мер по недопущению конфликта интересов;
- отказ от любой выгоды для себя или третьих лиц, предлагаемой в связи с замещением должности;
- соблюдение антикоррупционных ограничений и запретов, в том числе касающихся получения подарков, выполнения иной оплачиваемой работы и т.п.;
- декларирование активов, своих и близких родственников;
- соблюдение принципов подотчетности и прозрачности деятельности;
- эффективное использование вверенных в рамках исполнения обязанностей ресурсов;
- раскрытие информации о нарушениях, в том числе коррупционных, о которых им стало известно, а также сотрудничество в ходе последующего расследования, и т.п.
2. Картирование рисков
После составления перечня публичных должностных лиц организации, разрабатывающей систему мер по противодействию коррупции, необходимо, в первую очередь, определить основные свойственные ее деятельности коррупционные риски, возможные меры по их минимизации, включая описание обязанностей конкретных сотрудников и ресурсов, необходимых для их реализации, а также требования к дальнейшему мониторингу выполнения соответствующих мер.
Все шаги по составлению карты коррупционных рисков, планированию и реализации мероприятий по их минимизации при этом должны быть задокументированы – наличие такого «бумажного следа» будет иметь особо важное значение в случае, если в будущем в отношении организации будет инициировано уголовное или иное разбирательство.
3. Назначение ответственных лиц (подразделений)
В каждой государственной организации рекомендуется определить лиц (подразделения), ответственных за разработку, внедрение и контроль за реализацией комплаенс-программ, а также наделить их достаточными для этого полномочиями, ресурсами и автономностью и разработать механизм взаимодействия соответствующих лиц (подразделений) с иными подразделениями – юридическими службами, отделом внутреннего аудита, отделом кадров и т.д.
4. Разработка комплаенс-программы
После этого, с учетом составленной карты рисков, потребностей, особенностей и корпоративной культуры организации, разрабатывается ее комплаенс-программа. Такая программа должна включать комплекс действий, направленных на предотвращение совершения коррупционных и иных правонарушений, осуществление контроля за сотрудниками организации и ее контрагентами, расследование фактов совершения правонарушений и привлечение к ответственности, а также на укрепление культуры неподкупности внутри компании.
5. «Тон сверху»
Не менее значимым для организации является формирование у ее высшего руководства приверженности принципам борьбы с коррупционными проявлениями. Такая приверженность может выражаться, например, в:
- присоединении организации к Национальной стратегии добросовестности (Estrategia Nacional de Integridad);
- регистрации компании в Реестре добросовестности и прозрачности для организаций (Registro de Integridad y Transparencia para Empresas y Entidades – RITE)*;
- поддержке проведения учебных и просветительских мероприятий для управленческого персонала;
- участии в разработке карты коррупционных рисков, а также в мониторинге функционирования комплаенс-программы;
- утверждении кодекса этики и т.п.
Кроме того, авторы Руководства подчеркивают необходимость использования такого подхода к выбору и назначению руководства, который включал бы в том числе антикоррупционную составляющую. В частности, для них должны быть установлены квалификационные требования, предусматривающие отсутствие нарушений в прошлом, необходимость прохождения предварительного обучения по вопросам профессиональной этики и приверженности принципам неподкупности. Требование о прохождении обучения при этом может устанавливаться и в случае перевода на иную должность, а содержание такого рода обучения должно различаться в зависимости от категории руководителя: в то время как для менеджеров среднего звена может быть достаточного единоразового вводного курса, для высшего руководства и членов совета директоров целесообразно проводить обучение на постоянной основе, уделяя особое внимание теме конфликта интересов.
6. Внутренние политики по противодействию коррупции
По результатам составления карты рисков государственным организациям рекомендуется разработать/модифицировать локальные нормативные акты, регулирующие вопросы получения неправомерной выгоды, принятия/дарения подарков, расходов на гостеприимство, оплаты поездок и развлечений, благотворительных и спонсорских взносов, регулирования «вращающейся двери», конфликта интересов и т.д. Объем и содержание таких антикоррупционных стандартов при этом должны учитывать особенности конкретной компании. Например, установленные законодательством положения о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в обязательном порядке будут распространяться на сотрудников государственной организации, являющихся публичными должностными лицами, однако в случае необходимости компания может принять решения об их распространении и на иные категории работников.
7. Кодекс этики
Помимо локальных нормативных актов, организациям рекомендуется принять кодекс этики или кодекс поведения. Такой документ необходим для того, чтобы консолидировать информацию обо всех действующих в компании политиках и процедурах, касающихся противодействия коррупции, и увязать их с реальными жизненными ситуациями, которые могут возникнуть в данной конкретной компании. Это, в свою очередь, позволяет облегчить для сотрудников понимание того, как применять соответствующие требования на практике.
8. Декларирование активов
Государственным организациям рекомендуется определить перечень лиц, которые в силу закона или в связи с замещением «чувствительных» должностей обязаны представлять декларации активов. К таким лицам, в частности, могут относиться лица:
- занимающие руководящие должности;
- уполномоченные на выдачу разрешений на осуществление какой-либо деятельности или отвечающие за контроль за осуществлением такой деятельности;
- являющиеся членами комиссий по осуществлению закупок или приемке товаров, работ, услуг или участвующие в процессе принятия решений по закупкам;
- обладающие полномочиями по управлению ресурсами, контролю или надзору за государственными доходами любого рода и т.д.
9. Антикоррупционное обучение и просвещение
Важным элементом системы мер противодействия коррупции и продвижения культуры неподкупности является антикоррупционное обучение и просвещение. В этой связи каждой государственной организации целесообразно обеспечивать проведение соответствующих мероприятий, определяя их содержание, целевую аудиторию, форму проведения, периодичность, способ документирования и т.п. с учетом выявленных коррупционных рисков и имеющихся у компании ресурсов.
Одновременно организациям рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
- отдавать приоритет обучению лиц, занимающих руководящие должности;
- при необходимости обращаться за поддержкой к государственным органам, регулирующим политику в сфере обеспечения неподкупности и прозрачности, например, Управлению, Агентству по обеспечению доступа к публичной информации, Генеральной прокуратуре страны, а также реализовывать совместные инициативы с другими организациями;
- использовать учебные и информационные ресурсы платформы RITE;
- содействовать проведению обучения для контрагентов;
- определить необходимость прохождения обучения и повышения осведомленности в качестве одной из обязанностей сотрудников.
10. Эффективное использование ресурсов
Разрабатывая систему мер по предупреждению коррупции, государственные компании должны, среди прочего, обеспечить надлежащее и эффективное управление доверенными им государственными ресурсами и руководствоваться в своей деятельности интересами общества. Согласно Руководству, с этой целью организации могут:
- разработать и принять документы, регулирующие процедуру проведения закупок и заключения контрактов и гарантирующие соблюдение принципов неподкупности и прозрачности при реализации соответствующей деятельности;
- обеспечить заключение контрактов с такими поставщиками, которые могут предоставить товары, работы, услуги наилучшего качества по оптимальной цене, а также соответствуют всем техническим и этическим требованиям (например, зарегистрированы в RITE);
- совместно разрабатывать спецификации закупаемых товаров, работ, услуг с привлечением различных заинтересованных сторон и т.д.
11. Дью-дилидженс
Комплаенс-программы государственных организаций также должны включать процедуры оценки добросовестности контрагентов, включая поставщиков, дистрибьюторов, агентов, посредников и иных третьих лиц, до начала сотрудничества.
Такая оценка предполагает анализ того, какие негативные последствия для организации (юридические, уголовные, репутационные и т.д.) могут иметь те или иные действия контрагентов, определение существующих в связи с этим рисков и принятие решения о дальнейших действиях (от отказа сотрудничать с контрагентом до простого уведомления антикоррупционного подразделения о выявленных рисках). Соответствующая процедура анализа, определяющая, когда, кем и какие сведения о контрагентах будут собираться и анализироваться, должна быть закреплена в локальных актах организации.
Одновременно целесообразным является предварительное ранжирование контрагентов в зависимости от степени риска: чем больше потенциальных рисков несет в себе взаимодействие с контрагентом, тем более широкие требования к соблюдению принципов неподкупности и прозрачности должна предъявлять к нему компания и тем более детальный анализ информации о контрагенте должен проводиться до заключения с ним договора. Такое ранжирование позволит компании оптимально использовать имеющиеся ресурсы.
12. Каналы раскрытия информации о правонарушениях
Не менее важным направлением предупреждения и противодействия коррупции в организациях является создание внутренних каналов раскрытия информации, через которые сотрудники смогут, в том числе анонимно, сообщать о ставших им известными или предполагаемых фактах совершения нарушений, а также системы мер по защите таких лиц от возможных репрессий в связи с разоблачением. Для этого, в частности, необходимо разработать и принять локальные акты, устанавливающие порядок раскрытия информации, включая перечень нарушений, информация о которых может быть раскрыта, и определение лиц, ответственных за прием и работу с сообщениями разоблачителей, процедуру работы с сообщениями и принятия мер реагирования, порядок информирования разоблачителей о ходе расследования и принятых мерах, передачи сведений о нарушениях в компетентные органы и т.д.
13. Расследование и привлечение к ответственности
Для обеспечения надлежащего функционирования принятых антикоррупционных политик и процедур организации необходимо разработать эффективную систему привлечения к ответственности за их несоблюдение, которая должна предусматривать порядок проведения расследований и применения санкций.
Для государственных организаций создание такой системы может быть сопряжено с большими трудностями в связи с тем, что здесь, в отличие от частного сектора, значительно меньше возможностей для принятия стратегических решений о том, следует ли сообщать о выявленных в компании нарушениях в суд или другие надзорные органы, и если да, то когда и как. В этой связи государственным организациям рекомендуется регламентировать процедуру обработки и рассмотрения сообщений, которая позволит им, в случае необходимости, провести эффективное расследование с соблюдением прав и гарантий лиц, в отношении которых оно проводится, по результатам которого должны быть применены эффективные санкции.
При это применительно к сотрудникам, являющимся публичными должностными лицами, порядок привлечения к ответственности уже определен Положением об административных расследованиях (Reglamento de Investigaciones Administrativas), применительно к иным категориям работников порядок устанавливается локальными актами организации.
14. Политика в области прозрачности и участия граждан
В дополнение к внутренним мерам регулирования государственным организациям рекомендуется повышать прозрачность своей деятельности и процесса принятия государственных решений.
С этой целью в компании могут быть приняты правила публичного раскрытия информации о ее деятельности, включающие перечень раскрываемых сведений и сведений, которые в силу закона могут не публиковаться (например, экономические показателями деятельности), порядок их сбора и подготовки к публикации (например, разработка соответствующих баз данных), порядок обработки и защиты персональных данных и т.п.
Кроме того, организация может использовать различные способы повышения вовлеченности граждан в разработку государственной политики, например, обеспечивая проведение общественных слушаний, консультаций, привлекая общественных наблюдателей и т.д.
15. Мониторинг
Наконец, государственным организациям рекомендуется предусмотреть проведение периодического мониторинга эффективности комплаенс-программы. Такой мониторинг может предусматривать внутренний аудит или иные формы контроля, проводящие его сотрудники должны иметь возможность своевременно получать доступ ко всей необходимой информации, а его результаты должны быть доведены до высшего руководства для того, чтобы при необходимости принять решение о внесении изменений в действующие антикоррупционные политики и процедуры.
*Платформа RITE была создана Управлением во исполнение Закона об уголовной ответственности юридических лиц в качестве инструмента для продвижения принципов неподкупности и прозрачности в организациях государственного и частного секторов. В дальнейшем на ее основе будет сформирован реестр для добровольной регистрации организаций, заинтересованных в разработке и внедрении комплаенс-программ.
На платформе представлены:
- ссылка на реестр и страница регистрации в нем;
- различные инструменты для оказания помощи в разработке и внедрении комплаенс-программ, включая видео, учебные материалы, типовые формы оценки уже реализуемых в компаниях комплаенс-программ и т.п., а также соглашения с университетами, в которые организации могут обратиться для проведения обучающих мероприятий;
- новости.
Зарегистрировать в реестре могут как организации, которые только планируют внедрить комплаенс-программу, так и компании, в которых комплаенс-программа уже была реализована. Последние при этом смогут представлять отчеты о ходе реализации своих комплаенс-программ, заполняя соответствующие формы оценки. По результатам оценки комплаенс-программам будет присваиваться один из следующих статусов проработанности: «удовлетворительный», «средний», «продвинутый». В процессе заполнения форм оценки организации также смогут самостоятельно, основываясь на представленных в них передовых практиках и существующих стандартах неподкупности, выявить имеющиеся в их комплаенс-программах недоработки.
Хотя на данный момент регистрация в реестре является добровольной, в дальнейшем, как предполагается, включение в реестр может стать обязательным требованием для организаций определенных отраслей или для компаний, претендующих на получение определенных преимуществ (льгот, субсидий и т.п.).