Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Аргентине опубликованы рекомендации по противодействию коррупции в государственных организациях

Управление по борьбе с коррупцией Аргентины (Oficina Anticorrupción, далее – Управление) опубликовало Руководство по разработке и внедрению комплаенс-программ в организациях с государственным участием (Guía para el desarrollo de Políticas de Integridad en Empresas con Participación Estatal, далее – Руководство).

Бизнес
Бизнес

Законом от 1 декабря 2017 года №27.401 «Уголовная ответственность юридических лиц» (Ley 27.401, Ley de Responsabilidad Penal de Personas Jurídicas Privadas, далее – Закон об уголовной ответственности юридических лиц) на юридических лиц, в том числе с государственным участием, были возложены обязательства по противодействию коррупции, в частности, по разработке и внедрению комплаенс-программ. Руководство было подготовлено Управлением с целью конкретизации соответствующих требований в отношении:

  • государственных предприятий (Sociedades del Estado);
  • компаний смешанной формы собственности (Sociedades de Economía Mixta);
  • организаций, деятельность которых регулируется в соответствии с Общим законом от 3 апреля 1972 года №19.550 «О товариществах» (Ley 19/550, Ley General De Sociedades);
  • частных компаний, контрольный пакет акций которых принадлежит государству (Sociedades Anónimas Con Participación Mayoritaria) или в которых государство владеет не менее 51% уставного капитала (SAPEM);
  • частных компаний с миноритарным участием государства (Sociedades Anónimas Con Participación Estatal Minoritaria).

1. Публичные должностные лица

Как отмечается в Руководстве, первым шагом по внедрению системы мер противодействия коррупции в государственной организации является определение круга сотрудников, относящихся к категории «публичных должностных лиц», на которых будут распространяться установленные законодательством антикоррупционные стандарты.

При определении перечня таких лиц следует принимать во внимание тип организации, формат взаимодействия с органами власти, порядок назначения совета директоров и т.д. В частности, к ним могут быть отнесены:

  • лица, осуществляющие функции представителя власти, а также приравниваемые нормами законодательства к лицам, замещающим государственные должности, или государственным служащим;
  • лица, действующие от имени государства;
  • работники, уполномоченные на управление ресурсами компании, выделяемыми из бюджета государства, а также сотрудники, ответственные за осуществление закупок;
  • заместители назначаемых государством директоров и иные.

Для указанных категорий лиц рекомендуется устанавливать как минимум следующие стандарты поведения:

  • принятие решений, ставящих в приоритет общественные интересы, а не личные;
  • добросовестное и беспристрастное исполнение обязанностей, включая принятие мер по недопущению конфликта интересов;
  • отказ от любой выгоды для себя или третьих лиц, предлагаемой в связи с замещением должности;
  • соблюдение антикоррупционных ограничений и запретов, в том числе касающихся получения подарков, выполнения иной оплачиваемой работы и т.п.;
  • декларирование активов, своих и близких родственников;
  • соблюдение принципов подотчетности и прозрачности деятельности;
  • эффективное использование вверенных в рамках исполнения обязанностей ресурсов;
  • раскрытие информации о нарушениях, в том числе коррупционных, о которых им стало известно, а также сотрудничество в ходе последующего расследования, и т.п.

2. Картирование рисков

После составления перечня публичных должностных лиц организации, разрабатывающей систему мер по противодействию коррупции, необходимо, в первую очередь, определить основные свойственные ее деятельности коррупционные риски, возможные меры по их минимизации, включая описание обязанностей конкретных сотрудников и ресурсов, необходимых для их реализации, а также требования к дальнейшему мониторингу выполнения соответствующих мер.

Все шаги по составлению карты коррупционных рисков, планированию и реализации мероприятий по их минимизации при этом должны быть задокументированы – наличие такого «бумажного следа» будет иметь особо важное значение в случае, если в будущем в отношении организации будет инициировано уголовное или иное разбирательство.

3. Назначение ответственных лиц (подразделений)

В каждой государственной организации рекомендуется определить лиц (подразделения), ответственных за разработку, внедрение и контроль за реализацией комплаенс-программ, а также наделить их достаточными для этого полномочиями, ресурсами и автономностью и разработать механизм взаимодействия соответствующих лиц (подразделений) с иными подразделениями – юридическими службами, отделом внутреннего аудита, отделом кадров и т.д.

4. Разработка комплаенс-программы

После этого, с учетом составленной карты рисков, потребностей, особенностей и корпоративной культуры организации, разрабатывается ее комплаенс-программа. Такая программа должна включать комплекс действий, направленных на предотвращение совершения коррупционных и иных правонарушений, осуществление контроля за сотрудниками организации и ее контрагентами, расследование фактов совершения правонарушений и привлечение к ответственности, а также на укрепление культуры неподкупности внутри компании.

5. «Тон сверху»

Не менее значимым для организации является формирование у ее высшего руководства приверженности принципам борьбы с коррупционными проявлениями. Такая приверженность может выражаться, например, в:

  • присоединении организации к Национальной стратегии добросовестности (Estrategia Nacional de Integridad);
  • регистрации компании в Реестре добросовестности и прозрачности для организаций (Registro de Integridad y Transparencia para Empresas y Entidades – RITE)*;
  • поддержке проведения учебных и просветительских мероприятий для управленческого персонала;
  • участии в разработке карты коррупционных рисков, а также в мониторинге функционирования комплаенс-программы;
  • утверждении кодекса этики и т.п.

Кроме того, авторы Руководства подчеркивают необходимость использования такого подхода к выбору и назначению руководства, который включал бы в том числе антикоррупционную составляющую. В частности, для них должны быть установлены квалификационные требования, предусматривающие отсутствие нарушений в прошлом, необходимость прохождения предварительного обучения по вопросам профессиональной этики и приверженности принципам неподкупности. Требование о прохождении обучения при этом может устанавливаться и в случае перевода на иную должность, а содержание такого рода обучения должно различаться в зависимости от категории руководителя: в то время как для менеджеров среднего звена может быть достаточного единоразового вводного курса, для высшего руководства и членов совета директоров целесообразно проводить обучение на постоянной основе, уделяя особое внимание теме конфликта интересов.

6. Внутренние политики по противодействию коррупции

По результатам составления карты рисков государственным организациям рекомендуется разработать/модифицировать локальные нормативные акты, регулирующие вопросы получения неправомерной выгоды, принятия/дарения подарков, расходов на гостеприимство, оплаты поездок и развлечений, благотворительных и спонсорских взносов, регулирования «вращающейся двери», конфликта интересов и т.д. Объем и содержание таких антикоррупционных стандартов при этом должны учитывать особенности конкретной компании. Например, установленные законодательством положения о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в обязательном порядке будут распространяться на сотрудников государственной организации, являющихся публичными должностными лицами, однако в случае необходимости компания может принять решения об их распространении и на иные категории работников.

7. Кодекс этики

Помимо локальных нормативных актов, организациям рекомендуется принять кодекс этики или кодекс поведения. Такой документ необходим для того, чтобы консолидировать информацию обо всех действующих в компании политиках и процедурах, касающихся противодействия коррупции, и увязать их с реальными жизненными ситуациями, которые могут возникнуть в данной конкретной компании. Это, в свою очередь, позволяет облегчить для сотрудников понимание того, как применять соответствующие требования на практике.

8. Декларирование активов

Государственным организациям рекомендуется определить перечень лиц, которые в силу закона или в связи с замещением «чувствительных» должностей обязаны представлять декларации активов. К таким лицам, в частности, могут относиться лица:

  • занимающие руководящие должности;
  • уполномоченные на выдачу разрешений на осуществление какой-либо деятельности или отвечающие за контроль за осуществлением такой деятельности;
  • являющиеся членами комиссий по осуществлению закупок или приемке товаров, работ, услуг или участвующие в процессе принятия решений по закупкам;
  • обладающие полномочиями по управлению ресурсами, контролю или надзору за государственными доходами любого рода и т.д.

9. Антикоррупционное обучение и просвещение

Важным элементом системы мер противодействия коррупции и продвижения культуры неподкупности является антикоррупционное обучение и просвещение. В этой связи каждой государственной организации целесообразно обеспечивать проведение соответствующих мероприятий, определяя их содержание, целевую аудиторию, форму проведения, периодичность, способ документирования и т.п. с учетом выявленных коррупционных рисков и имеющихся у компании ресурсов.

Одновременно организациям рекомендуется руководствоваться следующими принципами:

  • отдавать приоритет обучению лиц, занимающих руководящие должности;
  • при необходимости обращаться за поддержкой к государственным органам, регулирующим политику в сфере обеспечения неподкупности и прозрачности, например, Управлению, Агентству по обеспечению доступа к публичной информации, Генеральной прокуратуре страны, а также реализовывать совместные инициативы с другими организациями;
  • использовать учебные и информационные ресурсы платформы RITE;
  • содействовать проведению обучения для контрагентов;
  • определить необходимость прохождения обучения и повышения осведомленности в качестве одной из обязанностей сотрудников.

10. Эффективное использование ресурсов

Разрабатывая систему мер по предупреждению коррупции, государственные компании должны, среди прочего, обеспечить надлежащее и эффективное управление доверенными им государственными ресурсами и руководствоваться в своей деятельности интересами общества. Согласно Руководству, с этой целью организации могут:

  • разработать и принять документы, регулирующие процедуру проведения закупок и заключения контрактов и гарантирующие соблюдение принципов неподкупности и прозрачности при реализации соответствующей деятельности;
  • обеспечить заключение контрактов с такими поставщиками, которые могут предоставить товары, работы, услуги наилучшего качества по оптимальной цене, а также соответствуют всем техническим и этическим требованиям (например, зарегистрированы в RITE);
  • совместно разрабатывать спецификации закупаемых товаров, работ, услуг с привлечением различных заинтересованных сторон и т.д.

11. Дью-дилидженс

Комплаенс-программы государственных организаций также должны включать процедуры оценки добросовестности контрагентов, включая поставщиков, дистрибьюторов, агентов, посредников и иных третьих лиц, до начала сотрудничества.

Такая оценка предполагает анализ того, какие негативные последствия для организации (юридические, уголовные, репутационные и т.д.) могут иметь те или иные действия контрагентов, определение существующих в связи с этим рисков и принятие решения о дальнейших действиях (от отказа сотрудничать с контрагентом до простого уведомления антикоррупционного подразделения о выявленных рисках). Соответствующая процедура анализа, определяющая, когда, кем и какие сведения о контрагентах будут собираться и анализироваться, должна быть закреплена в локальных актах организации.

Одновременно целесообразным является предварительное ранжирование контрагентов в зависимости от степени риска: чем больше потенциальных рисков несет в себе взаимодействие с контрагентом, тем более широкие требования к соблюдению принципов неподкупности и прозрачности должна предъявлять к нему компания и тем более детальный анализ информации о контрагенте должен проводиться до заключения с ним договора. Такое ранжирование позволит компании оптимально использовать имеющиеся ресурсы.

12. Каналы раскрытия информации о правонарушениях

Не менее важным направлением предупреждения и противодействия коррупции в организациях является создание внутренних каналов раскрытия информации, через которые сотрудники смогут, в том числе анонимно, сообщать о ставших им известными или предполагаемых фактах совершения нарушений, а также системы мер по защите таких лиц от возможных репрессий в связи с разоблачением. Для этого, в частности, необходимо разработать и принять локальные акты, устанавливающие порядок раскрытия информации, включая перечень нарушений, информация о которых может быть раскрыта, и определение лиц, ответственных за прием и работу с сообщениями разоблачителей, процедуру работы с сообщениями и принятия мер реагирования, порядок информирования разоблачителей о ходе расследования и принятых мерах, передачи сведений о нарушениях в компетентные органы и т.д.

13. Расследование и привлечение к ответственности

Для обеспечения надлежащего функционирования принятых антикоррупционных политик и процедур организации необходимо разработать эффективную систему привлечения к ответственности за их несоблюдение, которая должна предусматривать порядок проведения расследований и применения санкций.

Для государственных организаций создание такой системы может быть сопряжено с большими трудностями в связи с тем, что здесь, в отличие от частного сектора, значительно меньше возможностей для принятия стратегических решений о том, следует ли сообщать о выявленных в компании нарушениях в суд или другие надзорные органы, и если да, то когда и как. В этой связи государственным организациям рекомендуется регламентировать процедуру обработки и рассмотрения сообщений, которая позволит им, в случае необходимости, провести эффективное расследование с соблюдением прав и гарантий лиц, в отношении которых оно проводится, по результатам которого должны быть применены эффективные санкции.

При это применительно к сотрудникам, являющимся публичными должностными лицами, порядок привлечения к ответственности уже определен Положением об административных расследованиях (Reglamento de Investigaciones Administrativas), применительно к иным категориям работников порядок устанавливается локальными актами организации.

14. Политика в области прозрачности и участия граждан

В дополнение к внутренним мерам регулирования государственным организациям рекомендуется повышать прозрачность своей деятельности и процесса принятия государственных решений.

С этой целью в компании могут быть приняты правила публичного раскрытия информации о ее деятельности, включающие перечень раскрываемых сведений и сведений, которые в силу закона могут не публиковаться (например, экономические показателями деятельности), порядок их сбора и подготовки к публикации (например, разработка соответствующих баз данных), порядок обработки и защиты персональных данных и т.п.

Кроме того, организация может использовать различные способы повышения вовлеченности граждан в разработку государственной политики, например, обеспечивая проведение общественных слушаний, консультаций, привлекая общественных наблюдателей и т.д.

15. Мониторинг

Наконец, государственным организациям рекомендуется предусмотреть проведение периодического мониторинга эффективности комплаенс-программы. Такой мониторинг может предусматривать внутренний аудит или иные формы контроля, проводящие его сотрудники должны иметь возможность своевременно получать доступ ко всей необходимой информации, а его результаты должны быть доведены до высшего руководства для того, чтобы при необходимости принять решение о внесении изменений в действующие антикоррупционные политики и процедуры.


*Платформа RITE была создана Управлением во исполнение Закона об уголовной ответственности юридических лиц в качестве инструмента для продвижения принципов неподкупности и прозрачности в организациях государственного и частного секторов. В дальнейшем на ее основе будет сформирован реестр для добровольной регистрации организаций, заинтересованных в разработке и внедрении комплаенс-программ.

На платформе представлены:

  • ссылка на реестр и страница регистрации в нем;
  • различные инструменты для оказания помощи в разработке и внедрении комплаенс-программ, включая видео, учебные материалы, типовые формы оценки уже реализуемых в компаниях комплаенс-программ и т.п., а также соглашения с университетами, в которые организации могут обратиться для проведения обучающих мероприятий;
  • новости.

Зарегистрировать в реестре могут как организации, которые только планируют внедрить комплаенс-программу, так и компании, в которых комплаенс-программа уже была реализована. Последние при этом смогут представлять отчеты о ходе реализации своих комплаенс-программ, заполняя соответствующие формы оценки. По результатам оценки комплаенс-программам будет присваиваться один из следующих статусов проработанности: «удовлетворительный», «средний», «продвинутый». В процессе заполнения форм оценки организации также смогут самостоятельно, основываясь на представленных в них передовых практиках и существующих стандартах неподкупности, выявить имеющиеся в их комплаенс-программах недоработки.

Хотя на данный момент регистрация в реестре является добровольной, в дальнейшем, как предполагается, включение в реестр может стать обязательным требованием для организаций определенных отраслей или для компаний, претендующих на получение определенных преимуществ (льгот, субсидий и т.п.).

Темы
Конфликт интересов
Заявители о коррупции
Декларирование
Обучение и просвещение
Комплаенс
Гражданское общество
Стандарты поведения
Прозрачность
Меры ответственности

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.