Федеральный закон от 6 марта 2022 года № 44-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” и Федеральный закон “О противодействии коррупции”» дополняет Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» статьей 8.2 – Контроль за законностью получения денежных средств.
Согласно указанной статье, лица, ответственные за проведение проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера служащих (работников), в случае выявления фактов поступления на счета декларанта, его супруги (супруга), несовершеннолетних детей в банках и иных кредитных организациях денежных средств, превышающих их совокупный доход за 3 предшествующих года, должны будут потребовать у должностного лица подтвердить легитимность получения указанных средств.
В случае невозможности предоставить такие подтверждения или представления недостоверных сведений об их происхождении информация о выявленных фактах будет передана в органы прокуратуры. Прокуроры при поступлении к ним соответствующих материалов могут:
- в срок, не превышающий 4 месяцев со дня получения указанных сведений, обратиться в суд с иском об изъятии в денежном эквиваленте той части средств, законность получения которой не была подтверждена (если размер взыскиваемых средств превышает 10 тыс. рублей), либо
- в течение 10 дней с момента их поступления начать проверку законности полученных средств; такая проверка при этом может быть инициирована в том числе в отношении бывшего должностного лица, но не позднее 6 месяцев со дня его увольнения.
В случае принятия органами прокуратуры решения о проведении проверки должностное лицо вправе давать пояснения и предоставлять дополнительные материалы об источниках получения средств, а также обращаться к прокурору с ходатайством о проведении с ним беседы, которое подлежит обязательному удовлетворению. Органы прокуратуры, в свою очередь, могут просить предоставить необходимые пояснения непосредственно должностное лицо и иных физических лиц, а также запрашивать у государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера декларанта, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и источниках поступления денежных средств на их счета. Соответствующие запросы в органы и организации при этом могут направлять Генеральный прокурор, его заместители, прокуроры субъектов Российской Федерации, военные и иные специализированные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации.
По результатам проверки в срок, не превышающий 4 месяцев с момента получения материалов, ставших основанием для начала проверки, органы прокуратуры также могут обратиться в суд с иском об изъятии в денежном эквиваленте той части средств, законность получения которой не была подтверждена (если размер взыскиваемых средств превышает 10 тыс. рублей).
Внесение соответствующих изменений позволит до определенной степени восполнить существующие пробелы в законодательстве, регулирующем контроль за расходами чиновников, которое, в частности, до принятия рассматриваемого нормативного правового акта охватывало только случаи приобретение должностными лицами определенных активов – земельных участков, иных объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, – но не учитывало имеющиеся у них банковские сбережения.