Деятельность ведомства регулируется Законом от 12 декабря 2022 года № 88 «О Национальной комиссии по борьбе с коррупцией» (National Anti‑Corruption Commission Act 2022).
Комиссия будет выполнять следующие функции:
- проведение расследований, самостоятельно или совместно с иными государственными органами, в отношении являющихся серьезными и/или носящих системный характер коррупционных преступлений, в том числе имевших место до создания Комиссии, а также действий должностных лиц, которые могут привести к таким преступлениям. Объектами правоприменения при этом выступают представители как государственного, так и частного секторов, включая министров, парламентариев, должностных лиц и сотрудников всех государственных учреждений, а также частных компаний и их сотрудников, которые являются подрядчиками (поставщиками услуг) государственных учреждений;
- проведение предварительных расследований, самостоятельно или совместно с иными государственными органами, в отношении иных коррупционных преступлений;
- составление отчетов о проведенных расследованиях, включающих выводы Комиссии, доказательства и материалы, на которых они основаны, а также рекомендации;
- в отдельных случаях – направление материалов для проведения расследований в иные государственные органы, контроль за проведением таких расследований, предоставление органам соответствующих указаний, получение отчетов по результатам расследований;
- проведение оценки коррупционных рисков в государственных органах и разработка мер по их минимизации;
- сбор, хранение и обработка сообщений, поступающих от разоблачителей, в том числе анонимных;
- подготовка отчетов о деятельности Комиссии для Объединенного парламентского комитета по делам Национальной комиссии по борьбе с коррупцией (Parliamentary Joint Committee on the National Anti‑Corruption Commission, далее – Комитет), а также докладов и рекомендаций в части необходимости законодательных и/или административных реформ в сферах, регулируемых Законом, для министра, отвечающего за реализацию положений Закона (далее – Министр);
- проведение обучающих мероприятий по вопросам противодействия коррупции и т.д.
В ходе расследований сотрудники Комиссии смогут:
- запрашивать информацию у государственных органов; предоставление ложной или вводящей в заблуждение информации при этом наказывается лишением свободы на срок до 5 лет;
- проводить слушания, в том числе приглашая к участию лиц, в отношении которых существуют разумные основания полагать, что они располагают сведениями, имеющими отношение к расследованию, требовать предоставления информации и материальных доказательств в ходе таких слушаний. Слушания по умолчанию являются закрытыми, однако в отдельных случаях могут быть публичными. Неявка, непредставление информации и/или доказательств, воспрепятствование проведению слушаний и отказ от ответов на вопросы в ходе слушаний, а также от принесения присяги наказывается лишением свободы на срок до 2 лет, уничтожение материальных доказательств, представление ложных или вводящих в заблуждение сведений и/или материальных доказательств и угрозы в адрес присутствующих на слушании – лишением свободы на срок до 5 лет;
- входить в помещения государственных органов, в отношении должностных лиц которых ведется расследование, получать доступ к необходимым документам, снимать копии и/или изымать документы и т.д.
Комиссия будет действовать как автономный орган, не находящийся в функциональной зависимости от правительства страны, контроль за которым будет осуществлять Комитет и определяемый в нем Инспектор по делам Национальной комиссии по борьбе с коррупцией (Inspector of the National Anti‑Corruption Commission, далее – Инспектор).
Возглавит ведомство Национальный комиссар по борьбе с коррупцией (National Anti‑Corruption Commissioner, далее – Комиссар), назначаемый Генерал-Губернатором (Governor‑General) на основе рекомендаций Министра, ранее одобренных Комитетом, на 5 лет без права переизбрания. Комиссару при этом запрещается заниматься иной оплачиваемой деятельностью без разрешения Министра.
Кроме общих положений о деятельности Комиссии, принятый Закон содержит нормы, касающиеся защиты лиц, сообщающих о коррупционных правонарушениях.
В частности, разоблачителем, согласно нормативному акту, признается лицо, которое:
- направляет информацию о коррупционном правонарушении Комиссару, Генеральному инспектору по вопросам разведки и безопасности (Inspector‑General of Intelligence and Security, далее – Генеральный инспектор) или Инспектору;
- дает показания и/или предоставляет материальные доказательства коррупционного правонарушения в ходе расследования Комиссара, Генерального инспектора или Инспектора.
Меры по защите заявителей включают:
- освобождение заявителя от уголовной, административной и гражданской ответственности в связи с раскрытием информации, а также от применения договорных и/или иных средств правовой защиты;
- предоставление абсолютной привилегии в судебном процессе в случае обвинений лица, раскрывшего информацию, в клевете;
- запрет на расторжение трудового договора с лицом, раскрывшим информацию, на основании того, что раскрытие информации представляет собой нарушение договора;
- защита от принятия в отношении заявителя репрессивных ответных мер. Лица, применяющие меры репрессивного характера, в отношении разоблачителей, подлежат лишению свободы на срок до 2 лет.
К репрессивным мерам при этом, согласно Закону, относятся:
- увольнение;
- причинение физического вреда при исполнении трудовых обязанностей заявителем;
- понижение в должности, отказ от продвижения работника по службе или нарушение иных трудовых прав работника;
- дискриминация.
UPD. Комиссия начала действовать 1 июля 2023 года.