Соответствующий документ разработан как элемент Национальной системы добросовестности (Εθνικό Σύστημα Ακεραιότητας), реализуемой в рамках Национальной стратегии по борьбе с коррупцией (Εθνικό Στρατηγικό Σχέδιο Καταπολέμησης της Διαφθοράς) и направленной на продвижение принципов добросовестности и подотчетности в государственном секторе. При этом Кодекс принят в дополнение к ранее утвержденному Руководству по надлежащему административному поведению (Οδηγός Ορθής Διοικητικής Συμπεριφοράς), и в тех случаях, когда тот или иной вопрос затрагивается в обоих документах, приоритетными считаются нормы, содержащиеся в Кодексе.
Действие Кодекса распространяется на всех сотрудников государственного сектора, за исключением:
- работников юридических лиц публичного права;
- должностных лиц органов местного самоуправления первого и второго уровней;
- военнослужащих, негражданского персонала Министерства гражданской обороны (Υπουργείων Προστασίας του Πολίτη) и Министерства судоходства и островной политики (Υπουργείων Ναυτιλίας και Νησιωτικής Πολιτικής), сотрудников Национальной разведывательной службы (Εθνικής Υπηρεσίας Πληροφοριών);
- должностных лиц судебных органов, основных членов Государственного юридического совета (Νομικού Συμβουλίου του Κράτους), судмедэкспертов;
- членов преподавательского и исследовательского состава высших учебных заведений, преподавателей школ и колледжей;
- священнослужителей.
Кодекс, среди прочего, устанавливает для соответствующих лиц принципы добросовестного поведения, включая:
- беспристрастность, достигаемую в том числе за счет предотвращения конфликта интересов;
- объективность в процессе выполнения возложенных на них обязанностей;
- прозрачность и подотчетность деятельности.
Для соблюдения указанных принципов должностным лицам рекомендуется:
1) избегать влияния личных интересов – своих или третьих лиц – на выполнение служебных обязанностей, в частности:
- запрашивать отстранение от принятия индивидуальных решений или от участия в принятии решений в составе коллегиальных органов, если такие решения затрагивают интересы должностного лица, его супруги (супруга), кровных родственников до третьей степени родства или лиц, с которыми служащий находится в дружеских или враждебных отношениях;
- уведомлять непосредственного начальника о коррупционных рисках, связанных с выполнением должностным лицом обязанностей;
- не злоупотреблять своим положением в случае перехода из государственного сектора в частный и т.д.;
2) отказываться от материальной и нематериальной выгоды, в том числе:
- не принимать, прямо или косвенно, подарки в связи с выполнением служебных обязанностей;
- отказываться от услуг, предоставляемых в связи с выполнением должностным лицом его служебных обязанностей, в том числе от ссуд, скидок и иных услуг в форме денег, оплаты поездок, развлечений, образования, покупки билетов на мероприятия и т.д., а также от расходов на гостеприимство;
- сообщать руководству о полученных в связи с выполнением должностных обязанностей подарках и возвращать их дарителю или возмещать их стоимость, если это возможно, и т.д.
Дополнительно для того, чтобы должностным лицам было проще понять, как установленные Кодексом нормы применяются на практике, в документе приведены примеры реальных ситуаций, с которыми они могут столкнуться:
- проведение в государственном органе внутреннего расследования в отношении служащего, применяющего репрессивные меры в отношении подчиненных, должностным лицом, находящимся в дружеских отношениях с обвиняемым;
- принятие решения о победителе тендера на государственную закупку комиссией, в состав которой входят бывшие сотрудники компании-участницы;
- получение подарков и услуг от организации, желающей принять участие в государственной закупке, лицом, участвующим в принятии решения о результатах тендера, и т.д.
Кроме того, в Кодексе приведен перечень вопросов, которые может задать себе должностное лицо в случае попадания в подобную ситуацию, например:
- Какими будут краткосрочные и долгосрочные последствия каждого из возможных решений?
- Какими будут последствия в случае бездействия?
- Какое решение не противоречит функциям органа (организации), в котором замещает должность сотрудник государственного сектора?
- Сталкивалось ли должностное лицо с подобными ситуациями ранее и какие действия предпринимало?
и т.п.
Контроль за соблюдением положений Кодекса осуществляется специально назначаемыми руководителями государственных органов ответственными лицами.
При этом, как отмечено в документе, нарушение большинства содержащихся в Кодексе стандартов поведения будет являться дисциплинарным проступком и/или уголовным преступлением в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем Кодекс является лишь дополнением к существующему нормативному регулированию.