Закон от 12 июня 2020 года №51 «О частичном пересмотре Закона "О защите заявителей"» (公益通報者保護法の一部を改正する法律, далее – Закон), вступивший в силу 1 июня 2022 года, предусматривает следующие изменения:
1. Создание в организациях систем реагирования на сообщения о нарушениях
Принятый нормативный акт закрепил обязанность юридических лиц со штатной численностью более 300 человек создавать системы реагирования на сообщения о нарушениях, в том числе:
- сформировать каналы раскрытия информации в самой организации, ее дочерних предприятиях, а также иных аффилированных компаниях и обеспечивать их надлежащее функционирование;
- назначить лиц, ответственных за получение и рассмотрение сообщений, расследование соответствующих нарушений и принятие мер реагирования, которые в своей деятельности должны соблюдать конфиденциальность данных о заявителях;
- обеспечить надлежащее проведение внутренних расследований нарушений, в том числе приняв меры для недопущения конфликта интересов;
- обеспечить соблюдение требований по защите заявителей, в том числе запрет на принятие ответных репрессивных мер и предотвращение утечки персональной информации;
- проводить соответствующее обучение работников и т.д.
Организации с количеством сотрудников менее 300 человек, согласно Закону, должны «прилагать максимально возможные усилия» по выполнению обозначенных условий.
Более детально требования к системам реагирования на сообщения о нарушениях рассматриваются в подготовленных Агентством по делам потребителей (消費者庁, далее – CAA) Руководящих принципах надлежащего и эффективного исполнения организациями требований Закона о защите заявителей (公益通報者保護法第 11 条第1項及び第2項の規定に基づき事業者がとるべき措置に関し て、その適切かつ有効な実施を図るために必要な指針), а также в содержащих конкретные примеры Разъяснениях к ним.
2. Статус заявителя и порядок раскрытия информации
Закон расширил круг лиц, имеющих право на получение статуса заявителя и соответствующую защиту. Теперь заявителем может быть:
- работник организации, компании-субподрядчика или иного контрагента, вышедший на пенсию или уволившийся в течение года до раскрытия им информации о нарушении;
- член управляющего органа организации, компании-субподрядчика или иного контрагента.
Законом также были расширены категории информации, раскрытие которой дает заявителю право претендовать на защиту: теперь сфера действия соответствующего законодательства распространяется на сообщения не только об уголовных преступлениях, но и об административных правонарушениях, перечень которых содержится в Законе о защите заявителей и иных нормативных актах, список которых публикуется CAA.
Одновременно Закон изменил требования к внешнему (в компетентные органы) и публичному (в СМИ) раскрытию информации.
Так, теперь заявители имеют право сообщения о нарушениях в уполномоченные государственные органы в случае, если:
- есть веские основания полагать, что нарушения, о которых сообщается, были совершены или в скором времени будут совершены; или
- заявитель полагает, что было совершено или в скором времени будет совершено нарушение, о котором следует сообщить, и представляет документ с указанием своего имени и адреса (местонахождения), а также информации о нарушении, в том числе сведений о причинах, по которым он принял решение заявить о нарушении.
Раскрытие информации через СМИ теперь возможно в случае, если заявитель:
- уверен в правдивости своих слов и
- имеет веские основания полагать, что организация без уважительной причины предала огласке сведения, позволяющие идентифицировать заявителя, или
- понес непоправимый или серьезный материальный ущерб вследствие раскрытия им информации.
3. Защита заявителей
Принятый Закон расширил перечень мер, направленных на защиту заявителей, дополнив его возможностью:
- возмещения убытков заявителю в случае его увольнения в связи с раскрытием информации о нарушении;
- освобождения заявителя от ответственности в случае, если раскрытие им информации о нарушении нанесло ущерб организации.
4. Санкции
Одновременно Закон установил меры ответственности для организаций и их должностных лиц за следующие нарушения:
- отсутствие системы реагирования на сообщения о нарушениях или непринятие мер по повышению эффективности ее функционирования, а также отсутствие назначенных лиц, ответственных за получение и рассмотрение сообщений, расследование соответствующих нарушений и принятие мер реагирования; санкции за такого рода нарушение предусматривают представление компании обязательных к исполнению указаний или рекомендаций со стороны CAA и/или публикацию сведений о компании, не исполняющей требования Закона о защите заявителей, в открытом доступе;
- непредставление по запросу CAA сведений о функционировании системы реагирования на сообщения о нарушениях или представление заведомо недостоверных сведений; в этом случае на организацию может быть наложен штраф в размере до 200 тыс. японских йен (около 85 тыс. рублей по текущему курсу);
- несоблюдение конфиденциальности данных о заявителе (имя и номер сотрудника) без уважительной причины лицами, ответственными за получение и рассмотрение сообщений, расследование соответствующих нарушений и принятие мер реагирования; соответствующее лицо может быть оштрафовано на сумму до 300 тыс. японских йен (около 129 тыс. рублей по текущему курсу).