Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Португалии появится общий режим защиты заявителей

В Португалии принят нормативный правовой акт, регулирующий раскрытие информации о нарушениях и защиту заявителей.

Соответствующий Закон от 20 декабря 2021 года № 93/2021 «Об установлении общего режима защиты заявителей» (Lei n.º 93/2021 Estabelece o regime geral de proteção de denunciantes de infrações) направлен на имплементацию положений Директивы 2019/1937/ЕС Европейского парламента и Совета от 23 октября 2019 года о защите лиц, сообщающих о нарушениях законодательства Союза.

Каналы раскрытия информации

Принятый документ устанавливает обязанность предусмотреть внутренние каналы информирования о нарушениях в:

  • организациях государственного и частного секторов, в которых работает 50 и более сотрудников, в том числе филиалах зарубежных компаний, расположенных на территории Португалии;
  • организациях, на которые распространяются требования законодательства Европейского союза о финансовых услугах, продуктах и рынках, предотвращении отмывания денег и финансирования терроризма, безопасности транспорта и защите окружающей среды, вне зависимости от их штатной численности;
  • государственных органах федерального уровня, включая  Администрацию Президента (Presidência da República), Национальное собрание (Assembleia da República), министерства и отраслевые области государственного управления (áreas governativas), Конституционный суд (Tribunal Constitucional), Высший совет по вопросам деятельности судов (Conselho Superior da Magistratura), Высший совет по вопросам деятельности административных и налоговых судов (Conselho Superior dos Tribunais Administrativos e Fiscais), Счетную палату (Tribunal de Contas), Управление Генерального прокурора (Procuradoria-Geral da República), уполномоченные представительства Президента в автономных округах;
  • законодательных собраниях и государственных органах автономных округов;
  • местных органах власти, если в них замещает должности 50 и более человек, а численность населения соответствующего муниципального образования превышает 10 000 человек.

Создаваемые внутренние каналы должны позволять безопасно раскрывать информацию и отслеживать дальнейшие действия, предпринимаемые на основании полученных сведений, с тем, чтобы гарантировать исчерпывающее и добросовестное рассмотрение сообщений, сохранность раскрываемой информации, конфиденциальность личности заявителя и иных лиц, упоминаемых в сообщении, сохранность анонимности заявителя (в случае, если информация была раскрыта анонимно), недоступность информации для иных лиц, не уполномоченных на работу с сообщениями заявителей.

Кроме того, в таких органах и организациях должны быть определены лица (подразделения), ответственные за получение и рассмотрение сообщений, расследование соответствующих нарушений, принятие мер реагирования и доведение соответствующей информации до сведения заявителя. Указанные лица должны быть независимыми и беспристрастными, обеспечивать конфиденциальность, защиту и неприкосновенность данных, не допускать ситуаций конфликта интересов, а также предварительно пройти специальное обучение, а соответствующие органы и организации – раз в три года проводить обязательный мониторинг эффективности функционирования системы раскрытия информации и, в случае необходимости, принимать меры по совершенствованию действующих механизмов.

Одновременно Закон возлагает на отдельные государственные органы и организации обязанность создать каналы для приема внешних сообщений о нарушениях, если такие нарушения относятся к сфере их полномочий. Соответствующие механизмы должны быть предусмотрены в:

  • Государственной прокуратуре (Ministério Público) – в том числе, для раскрытия информации о нарушениях, совершенных сотрудниками Национального комитета по борьбе с коррупцией (Mecanismo Nacional Anticorrupção – MENAC);
  • органах уголовной полиции (Órgãos de Polícia Criminal);
  • Банке Португалии (Banco de Portugal);
  • независимых административных органах (органах, осуществляющих функции контроля и надзора в определенных секторах или сферах деятельности – прим. ред.);
  • институтах публичного права (находящихся в непрямом управлении государства или региональных органов власти учреждениях и фондах – прим. ред.);
  • генеральных инспекциях и аналогичных органах, а также других центральных службах, находящихся в прямом управлении государства и наделенных административной автономией;
  • местных органах власти;
  • общественных объединениях.

В случае отсутствия органа, который может рассмотреть соответствующее сообщение, или если содержащаяся в нем информация о нарушении касается непосредственно компетентного органа, заявитель может обратиться в MENAC.

Указанные компетентные органы и организации должны ежегодно представлять Национальному собранию отчет о работе с сообщениями заявителей, содержащий сведения о:

  • количестве полученных сообщений, расследованиях, начатых на основании таких сообщений, и их результатах;
  • характере и типе нарушений, выявленных заявителями;
  • иной релевантной для целей совершенствования механизмов подачи и рассмотрения сообщений и защиты заявителей информации.

Статус заявителя и порядок раскрытия информации

Согласно принятому Закону, заявителем является физическое лицо, раскрывающее информацию о нарушении, ставшую ему известной в связи с исполнением должностных (трудовых) обязанностей, которое было совершено, совершается или совершение которого можно обоснованно ожидать, а также о попытках сокрытия такого нарушения, если такое лицо действует добросовестно и имеет серьезные основания полагать, что информация на момент ее раскрытия является достоверной.

Заявителем может быть:

  • работник организации частного, социального или государственного сектора, служащий органа власти;
  • поставщик, подрядчик или субподрядчик органа (организации), а также любое лицо, действующее под их контролем или руководством;
  • акционер или лицо, входящее в административные, управляющие, надзорные или контрольные органы организации, включая неисполнительных членов;
  • волонтер или стажер, осуществляющий деятельность в органе (организации) на платной или безвозмездной основе;
  • бывший сотрудник организации, бывший служащий органа власти;
  • лицо, являющееся кандидатом на должность или находящееся на ином этапе преддоговорных отношений с органом (организацией).

Действие Закона распространяется на раскрытие информации, касающейся следующих нарушений:

  • преступления или административные правонарушения в таких сферах, как государственные закупки, финансовые услуги, продукты и рынки, а также отмывание денег и финансирование терроризма, защита конфиденциальности и личных данных, сетевой и информационной безопасности и некоторых иных;
  • действия или бездействие, противоречащие финансовым интересам Европейского союза и наносящие им ущерб;
  • действия или бездействие, противоречащие правилам внутреннего рынка, включая правила конкуренции и оказания государственной помощи, а также налогообложения;
  • насильственные преступления, терроризм, незаконный оборот оружия, пассивная коррупция и хищение, отмывание денег и иные преступления, предусмотренные Законом от 11 января 2002 года № 5/2002 «О мерах по борьбе с организованной преступностью и финансовыми и экономическими преступлениями» (Lei n.º 5/2002 Estabelece medidas de combate à criminalidade organizada e económico-financeira).

Приоритетным способом для раскрытия информации, согласно нормам Закона, является использование внутренних каналов в организации. Однако в определенных случаях заявитель может обратиться в компетентные органы (организации), в которых предусмотрены механизмы для принятия внешних сообщений о нарушениях, или раскрыть известные ему сведения публично, например, в СМИ.

Так, сообщение о нарушениях может быть подано в компетентные органы (организации), если:

  • в органе (организации), где замещает должность заявитель, отсутствуют внутренние каналы для раскрытия информации;
  • использовать существующие в органе (организации) внутренние каналы раскрытия информации могут только служащие (работники) данной организации, а заявитель не является сотрудником органа (организации);
  • имеются разумные основания полагать, что без внешнего вмешательства нарушение не будет раскрыто/устранено или существует высокий риск принятия в отношении заявителя ответных репрессивных мер;
  • сведения о рассмотрении жалобы, поданной с использованием внутренних каналов, не представлены заявителю в заявленные сроки;
  • нарушение является уголовным преступлением или административным правонарушением, наказуемым штрафом в размере более €50 000 (около 4 356 500 рублей).

К публичному раскрытию информации заявитель может обратиться только в случае, если:

  • есть разумные основания полагать, что нарушение может представлять угрозу общественным интересам, не может быть эффективно раскрыто/устранено компетентным органом или существует высокий риск принятия в отношении заявителя ответных репрессивных мер даже при использовании внешних каналов;
  • по результатам раскрытия информации через внутренний и внешний каналы не было предпринято своевременных мер по раскрытию/устранению нарушения.

Защита заявителей

Лицу, обладающему статусом заявителя, должна предоставляться защита в связи с раскрытием им информации о нарушении.

Кроме того, на защиту могут претендовать:

  • лица, которые оказывали ту или иную помощь заявителю при раскрытии им информации о нарушении;
  • лица, связанные с заявителем, например, коллеги или члены семьи, которые могут стать объектом репрессивных мер;
  • организации, которые принадлежат заявителю или контролируются им, в которых он осуществляет трудовую деятельность или с которыми иным образом связан профессиональными отношениями.

Защита заявителей и иных лиц предполагает:

  • обеспечение защиты свидетелей в рамках уголовного процесса;
  • соблюдение гарантий доступа к судам для охраны их прав и интересов;
  • оказание заявителям необходимой помощи компетентными органами с целью гарантии их защиты;
  • освобождение заявителя от ответственности за несоблюдение в связи с раскрытием информации каких-либо требований о конфиденциальном характере такой информации или ограничений на получение такой информации;
  • ограждение от принятия в отношении заявителя в течение двух лет с момента раскрытия информации о нарушении репрессивных ответных мер – действий или бездействия, которые прямо или косвенно наносят или могут нанести заявителю необоснованный материальный или нематериальный ущерб.

При этом, согласно Закону, к репрессивным мерам относятся:

  • изменение условий труда (выполняемых функций, количества часов работы, места работы, размера вознаграждения), а также отказ от продвижения работника по службе или нарушение иных трудовых прав работника;
  • приостановление действия трудового договора;
  • негативная оценка работы или предоставление отрицательной характеристики для последующего трудоустройства;
  • отказ в переводе с работы на условиях срочного договора на постоянную, если работник имел законные ожидания в отношении такого перевода, а также непродление срочного трудового договора;
  • увольнение;
  • включение в «черный список», основанный на общеотраслевом соглашении, которое может привести к невозможности трудоустройства заявителя в отрасли в будущем;
  • расторжения договора поставки или оказания услуг.

Применение к заявителю дисциплинарных взысканий в течение двух лет с момента раскрытия информации о нарушении также будет рассматриваться как неправомерное действие репрессивного характера.

Перечисленные меры, принимаемые работодателем, не будут считаться репрессивными только в случае, если последний сможет доказать отсутствие связи между реализованной мерой и фактом раскрытия информации заявителем.

Санкции

В Законе также содержатся положения о применении мер административной ответственности за несоблюдение установленных требований, в частности:

  • в случае воспрепятствования подаче или рассмотрению сообщения о нарушении, применения ответных репрессивных мер к заявителю в связи с раскрытием им информации о нарушении, несоблюдения конфиденциальности сведений о заявителе, а также в случае, если заявитель сознательно раскрывает не соответствующую действительности информацию  на виновное лицо налагается штраф в размере от €1000 до €25 000 (от 86 860 рублей до 2 171 500 рублей) для физического лица и от €10 000 до €250 000 (от 868 600 рублей до 21 715 000 рублей) для юридического лица;
  • в случае отсутствия в организации каналов раскрытия информации или их несоответствия требованиям Закона, непроведения обучения для сотрудников, ответственных за рассмотрение сообщений и принятие мер реагирования, несоблюдения прав заявителя, связанных с раскрытием информации, например, отказа от личной встречи, неуведомления заявителя о получении и рассмотрении сообщения, и некоторых иных нарушений на виновное лицо налагается штраф в размере от €500 до €12 500 (от 43 430 рублей до 1 085 750 рублей) для физического лица и от 1 000 до 125 000 (от 86 860 рублей до 10 857 500 рублей) для юридического лица.

Закон вступает в силу через 180 дней после его опубликования, то есть в июне 2022 года.

Темы
Заявители о коррупции
Меры ответственности

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.