Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Бразилии внесены изменения в порядок привлечения к ответственности юридических лиц

В Бразилии принят документ, модифицирующий правила привлечения юридических лиц к гражданской и административной ответственности за действия против национальных или иностранных государственных органов.

Соответствующий Указ от 11 июля 2022 года №11.129 «О внесении изменений в Закон от 1 августа 2013 г. №12.846 "О чистой компании"» (Decreto № 11.129, de 11 de julho de 2022 Regulamenta a Lei nº 12.846, de 1º de agosto de 2013, que dispõe sobre a responsabilização administrativa e civil de pessoas jurídicas pela prática de atos contra a administração pública, nacional ou estrangeira) отменяет действие Указа от 18 марта 2015 г. №8.420 «Об особенностях применения Закона "О чистой компании" в части привлечения к административной ответственности юридических лиц за совершение действий, направленных против населения, национальной или иностранной администрации и других мер» (Decreto № 8.420, de 18 de Março de 2015, Regulamenta a Lei no12.846, de 1ode Agosto de 2013, que dispõe sobre a responsabilização administrativa de pessoas jurídicas pela prática de atos contra a administração pública, nacional ou estrangeira e dá outras providências), а также вносит следующие изменения:

1. Предварительное расследование

В Бразилии предварительное следствие является подготовительной административной процедурой, предназначенной для сбора необходимой для установления фактов совершения противоправных действий информации в случае, если у стороны обвинения недостаточно доказательств для возбуждения дисциплинарного расследования, административного разбирательства или начала уголовного преследования.

Указ закрепляет полномочия по проведению предварительного расследования за подразделением внутренней безопасности государственного органа (pela corregedoria da entidade), которому был нанесен ущерб в результате неправомерных действий организации, иным подразделением, обладающим соответствующими функциями, либо специально создаваемой для проведения такого расследования комиссией, состоящей из двух или более членов из числа служащих органа. При этом длительность такого расследования не должна превышать 180 дней (ранее в законодательстве был установлен предельный срок в 60 дней), за исключением случаев, когда вышеуказанный орган предоставляет обоснованное ходатайство о продлении.

Одновременно за уполномоченными на проведение предварительного расследования подразделениями (комиссиями) закрепляются следующие права:

  • ходатайствовать о необходимости превентивного устранения последствий рассматриваемого неправомерного деяния;
  • обращаться к специалистам из иных государственных органов и учреждений или организаций государственного сектора, обладающим техническими или практическими знаниями и навыками в затрагиваемой расследованием области, для оказания содействия в рассмотрении дела;
  • обращаться в судебные органы с ходатайством о принятии судебных мер, необходимых для расследования, включая обыск и арест, как на территории Бразилии, так и за рубежом;
  • запрашивать банковские данные о движении государственных средств, даже если они являются конфиденциальными, налоговую информацию о юридическом лице, в отношении которого проводится расследование, а также необходимые для рассмотрения дела документы и/или сведения у физических и юридических лиц или неправительственных международных организаций.

По окончании предварительного расследования на основе собранной информации органом, против которого было совершено действие, или, если речь идет об органе, находящемся в прямом федеральном государственном управление – соответствующим государственным министром принимается решение о начале административного разбирательства (Processo Administrativo de Responsabilização – PAR).

2. Соглашение о смягчении наказания

Принятый Указ дополняет перечень условий, которые должны быть выполнены юридическим лицом, желающим заключить соглашение о смягчении наказания, следующими:

  • полное возмещение неоспоримой части причиненного ущерба – суммы ущерба, признанного юридическим лицом;
  • конфискация в пользу потерпевшей стороны или государства, в зависимости от обстоятельств, суммы неправомерной выручки или незаконного обогащения, прямо или косвенно полученных организацией в результате совершения нарушения, на условиях и в размерах, определенных в ходе переговоров о заключении соглашения.

В само соглашение теперь, помимо прочего, будут включены положения, касающиеся:

  • уплаты примененных штрафов и возмещения неоспоримой части причиненного ущерба;
  • возможности использования средств, идущих на возмещение неоспоримой части причиненного ущерба, для взаимозачета иного ущерба, который мог быть установлен в ходе иных разбирательств за действия, связанные с теми же нарушениями, которые составляют предмет соглашения.

Кроме того, информация и документы, полученные в результате заключения соглашения о смягчении ответственности, теперь могут быть переданы другим органам власти, если те обязуются не использовать их для применения санкций к юридическому лицу в отношении тех же нарушений, которые были предметом соглашения, или с согласия самого юридического лица.

3. Комплаенс-программы

С принятием Указа были расширены требования к комплаенс-программам, которые, согласно законодательству Бразилии, обязаны внедрить организации, «взаимодействующие с органами государственного управления всех ветвей власти» и организации-победители государственных закупках стоимостью выше 200 млн бразильских реалов (около 2,3 млрд рублей), и наличие которых может учитываться как один из смягчающих факторов в случае привлечения организации к административной ответственности. Теперь соответствующие программы должны, помимо прочего, включать механизмы контроля, касающиеся:

  • взаимодействия с различными контрагентами (поставщики, агенты-посредники, брокеры, консультанты, коммерческие представители, партнеры и т.д.);
  • приема на работу политически значимых лиц, а также их близких родственников и связанных с ними юридических лиц;
  • спонсорства и выплаты пожертвований различного рода (ранее в требования включалось принятие мер контроля только в отношении взносов на политические цели).

4. Санкции

Указ также изменяет наказания для юридических лиц за коррупционные и иные связанные нарушения, устанавливая следующие виды санкций:

  • штраф;
  • специальная публикация обвинительного решения 1) в СМИ с широкой зоной охвата в регионе, где было совершено нарушение, и в регионе, где осуществляет деятельность юридическое лицо, или, если это невозможно, в издании с национальным тиражом, 2) посредством уведомления, размещенного в здании или ином месте, где ведет свою деятельность юридическое лицо, как минимум на 30 дней и 3) на главной странице сайта юридического лица не менее, чем на 30 дней;
  • в случае нарушения правил торгов и заключения государственных контрактов: ограничение на участие в соответствующих торгах и запрет на заключение государственных контрактов.

Кроме того, была скорректирована методология расчета штрафа в части учета смягчающих и отягчающих факторов (например, для юридических лиц, внедривших комплаенс-программы, размер штрафа теперь может быть снижен на 5%, ранее возможное уменьшение штрафа в данном случае составляло 4%), а также формула расчета максимального и минимального размера штрафов:

  • минимальный штраф представляет собой наибольшую из следующих величин: сумма неправомерно полученной выгоды, если ее размер можно оценить, либо 0,1% валового дохода юридического лица за финансовый год, предшествующий возбуждению PAR, либо 6 тыс. бразильских реалов (около 71 тыс. рублей), если у организации отсутствовал такой доход;
  • максимальный штраф представляет собой наименьшую из следующих величин: трехкратная сумма неправомерно полученной выгоды, если ее размер можно оценить, либо 20% валового дохода юридического лица за финансовый год, предшествующий возбуждению PAR, либо 60 млн бразильских реалов (около 710 млн рублей), если у организации отсутствовал такой доход.

При этом было изменено понятие «неправомерно полученной выгоды», под которой теперь понимается денежный эквивалент прямой или косвенной выгоды или прибыли, которая была или могла быть получена юридическим лицом в результате совершения правонарушения.

Одновременно Указом были изменены правила, связанные с включением информации об организациях в Государственный реестр неблагонадежных организаций и организаций, чья деятельность была приостановлена (Cadastro Nacional de Empresas Inidôneas e Suspensas) и Государственный реестр компаний, привлеченных к ответственности (Cadastro Nacional de Empresas Punidas):

  • был расширен перечень сведений, включаемых в реестры – теперь, среди прочего, в соответствующих реестрах должна содержаться информация о размере наложенных санкций, а также о случаях несоблюдения организациями заключенных соглашений о смягчении наказания;
  • был расширен список условий, позволяющих организации подать заявку на исключение из реестра, – в соответствующий список было включено требование о специальной публикации обвинительного решения в отношении организации.

5. Полномочия Генерального контролера Союза

Наконец, принятый Указ расширяет перечень полномочий Генерального контролера Союза (Controladoria-Geral da UniãoCGU), наделяя его правом:

  • возбуждать, проводить расследования и выносить решения в рамках PAR, если дело касается совершения действий против иностранных государственных органов (в этом случае служащие органов и подразделений прямого и косвенного федерального публичного управления должны сообщать в CGU о любых доказательствах таких нарушений, выявленных при исполнении ими своих обязанностей);
  • осуществлять мониторинг внедрения и совершенствования комплаенс-программ организаций;
  • вести переговоры о заключении, заключать и контролировать соблюдение соглашений о смягчении наказания, связанных с неправомерными действиями против федеральных органов исполнительной власти и зарубежных государственных органов.
Темы
Комплаенс

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.