Пакты неподкупности являются одним из механизмов гражданского контроля и, применительно к сфере закупок, представляют собой трехсторонний имеющий обязательную юридическую силу договор между заказчиком, поставщиком товаров, работ, услуг (ТРУ) и наблюдателем. Такой пакт заключается с целью предупреждения коррупции и мошенничества, в том числе за счет повышения прозрачности государственных (муниципальных) закупок на всех этапах и совершенствования механизмов подотчетности.
В качестве наблюдателя при этом выступает организация гражданского общества (так, нередко третьей стороной пакта становится одно из региональных подразделений TI), отслеживающая соблюдение участниками закупки взятых на себя обязательств и требований законодательства и обеспечивающая публикацию в открытом доступе полученных в ходе осуществления контроля сведений. Наблюдатель совместно с должностными лицами, ответственными за процедуру закупки, составляют пакт с учетом:
- международных принципов обеспечения открытости контрактов;
- положений нормативных правовых актов страны в сфере противодействия коррупции и иным правонарушениям;
- коррупционных рисков, присущих стране/региону/сфере деятельности, в которой осуществляется закупка.
Появившиеся еще в 90-х годах, пакты неподкупности сегодня получают все большее распространение, особенно в странах Европы, в том числе в связи с активным продвижением такого рода механизма на уровне региональных и международных организаций. Так, использование пактов неподкупности как одной из мер обеспечения гражданского контроля было включено в Сборник лучших практик G20 по продвижению неподкупности и прозрачности инфраструктурного развития, Европейская счётная палата (European Court of Auditors) назвала такой инструмент инновационной мерой противодействия мошенничеству, а со стороны Европейского уполномоченного по правам человека (European Ombudsman) пакты неподкупности были удостоены награды «За надлежащее управление» (Award for Good Administration) как «новаторский [способ создания] партнерских отношений между НКО, государственными органами и частными компаниями, способствующий повышению общественного доверия посредством борьбы с коррупцией».
В целом, на сегодняшний день такие пакты используются уже более чем в 25 странах.
Так, например, в 2002 году такой механизм был впервые применен в Мексике в отношении около 100 государственных контрактов, общая стоимость которых превышала $30 млн. Спустя два года, учитывая достигнутые результаты, в частности, более высокую эффективность выявления коррупционных правонарушений при участии наблюдателей, правительство страны приняло решение сделать использование пактов обязательным условием при заключении государственных контрактов выше определенной стоимости, границу которой органы устанавливают самостоятельно.
В 2016 году TI совместно с 11 региональными отделениями в Европейском союзе и иными гражданскими организациями-партнерами приступила к мониторингу эффективности использования пактов неподкупности в рамках пилотного проекта «Пакты неподкупности – механизм гражданского контроля для обеспечения сохранности средств Европейского Союза» (Integrity Pacts – Civil Control Mechanism for Safeguarding EU Funds), финансируемого Европейской комиссией (European Commission). По итогам проекта, длившегося с 2016 по 2021 гг., был проведен анализ 18 закупок на общую сумму около €920 млн в 11 странах ЕС – Болгарии, Венгрии, Греции, Италии, Латвии, Литве, Польше, Португалии, Румынии, Словении и Чехии. Использование пактов неподкупности в рамках соответствующих закупок позволило, среди прочего, достичь следующих результатов:
- в рамках закупки по предоставлению технической помощи в разработке онлайн-системы для управления субсидиями Европейского союза и мониторинга их использования (Technical Assistance for the Development of MS2014+, Чехия), в период осуществления которой государство приняло решение ввести обязательный финансовый сбор с желающих подать ходатайство о пересмотре процедуры заключения контракта, наблюдатель сумел добиться отказа от введенных ограничений как от сдерживающего фактора эффективного функционирования механизма сообщения о потенциальных нарушениях;
- в рамках закупки по строительству водохранилища для предотвращения наводнений на реке Верхняя Тиса (Tisza-Túr Flood Reservoir, Венгрия) участие наблюдателя позволило выявить признаки сговора на этапе реализации проекта и обеспечить проведение проверки необходимости внесения изменений в контракт; кроме того, при участии наблюдателя для организации-подрядчика была установлена обязанность принять комплекс мер по противодействию коррупции;
- в рамках закупки по созданию археологического парка на территории Сибариса (Restoration of the Archaeological Site of Sybaris, Италия) по рекомендации наблюдателя заказчик упростил условия заключения контракта, способствуя тем самым сокращению сроков реализации проекта. Кроме того, наблюдателем было организовано обучение в «школах гражданского мониторинга» (civic monitoring schools) для вовлечения в осуществление контроля государственных закупок представителей местных организаций гражданского общества, в том числе без использования пактов неподкупности;
- в рамках проекта по оказанию технической помощи в получении средств от ЕС местными органами власти в регионе Ломбардия (Technical Assistance to the Lombardy Region, Италия) наблюдателем были обнаружены признаки сговора, так как представленные обоими участниками закупки сметы оказались абсолютно идентичными. Поскольку официальными документами не было предусмотрено какой-либо процедуры урегулирования подобных ситуаций, наблюдатель обратился в Национальное антикоррупционное ведомство (Autorità Nazionale Anticorruzione). Хотя по итогам проведенной ведомством проверки не было выявлено нарушений, в регионе была инициирована разработка порядка разрешения аналогичных проблем в будущем. Кроме того, с подачи наблюдателя организация-подрядчик обеспечила создание современного, безопасного и надежного канала информирования о нарушениях, а также разместила актуальные руководства по борьбе с коррупцией на своем сайте;
- в рамках закупки работ по сохранению и обновлению монастыря Алкобаса (Renovation of the Alcobaça Monastery, Португалия) наблюдатель добился экономии средств за счет корректировки критериев определения стоимости ТРУ на основе анализа аналогичных контрактов, заключенных за последние 3 года.
Однако, несмотря на наличие успешных примеров и постепенное расширение географии использования пактов неподкупности, данный механизм гражданского контроля все еще остается недостаточно широко распространенным, в том числе по следующим причинам:
- возможность эффективного использования только в случае внедрения пактов на всех этапах проведения государственных закупок;
- высокая стоимость и ресурсоемкость;
- колебания и/или отсутствие политической воли со стороны руководства страны и т.д.