Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Новой Зеландии внесены изменения в законодательство о заявителях

В Новой Зеландии изменен режим раскрытия информации о нарушениях и порядок защиты заявителей.

Закон от 13 мая 2022 года № 20 «О защищенном раскрытии информации (О защите заявителей)» (Protected Disclosures (Protection of Whistleblowers) Act 2022), вступивший в силу 1 июля 2022 года, предусматривает следующие изменения:

1. Защищаемое разоблачение

Закон изменяет определение «серьезного правонарушения», раскрытие информации о котором позволяет заявителю претендовать на защиту. Теперь под таким правонарушением подразумевается:

  • преступление;
  • действия или бездействие, несущие серьезную опасность здоровью и безопасности населения или отдельных лиц, окружающей среде;
  • действия или бездействие, затрудняющие соблюдение законодательства, в том числе в области предотвращения, выявления и расследования правонарушений, а также обеспечения справедливого судебного разбирательства;
  • нецелевое, в том числе связанное с коррупционными правонарушениями, использование государственных средств;
  • действия или бездействие со стороны служащего (работника), которые носят репрессивный или дискриминационный характер, совершены в результате грубой халатности либо являются существенным случаем недолжного управления.

Заявитель может раскрывать информацию о соответствующих нарушениях как в государственном, так и частном секторах.

2. Каналы раскрытия информации

Принятый Закон дополняет требования к внутренним каналам, которые должны быть созданы во всех органах (организациях государственного сектора), устанавливая обязанность включения во внутренние правила раскрытия информации:

  • запрета на принятие работодателем репрессивных мер в отношении лиц, раскрывающих информацию;
  • перечня обстоятельств, в которых информация о нарушении может быть передана в уполномоченный орган;
  • порядка предоставления практической помощи и консультирования заявителей (например, оценки всех рисков, связанных с раскрытием информации);
  • описания порядка соблюдения конфиденциальности данных заявителя.

3. Порядок раскрытия и обработки информации

Что касается порядка раскрытия информации, то с принятием Закона заявители получили право сразу обращаться в компетентные государственные органы, без необходимости предварительного раскрытия информации через внутренние каналы органа (организации)*.

Соответствующие органы, в свою очередь, в течение 20 рабочих дней с момента раскрытия информации обязаны:

  • подтвердить получение информации от заявителя;
  • рассмотреть соответствующую информацию и принять решение о необходимости начала расследования;
  • проверить, была ли данная информация раскрыта через иные каналы;
  • принять меры реагирования, в частности, 1) начать расследование, 2) принять или рекомендовать меры по пресечению правонарушения, 3) передать полученные сведения в иной уполномоченный орган или организацию, которой касается раскрытая информация, или 4) уведомить заявителя, что никаких действий в отношении деяний, описанных в сообщении, не требуется;
  • информировать заявителя о своих действиях, предпринимаемых в отношении раскрытой информации.

4. Защита заявителей

Принятый Закон закрепил запрет на принятие работодателем репрессивных мер в отношении лица, раскрывшего информацию о нарушении, и конкретизировал перечень таких мер. В частности, мерами репрессивного характера признаются:

  • увольнение, требование или принуждение уйти на пенсию или в отставку;
  • несоблюдение трудовых прав, в частности, воспрепятствование продвижению по службе или переводу, лишение дополнительных льгот, возможностей для обучения, нарушение иных трудовых прав, которые предоставляются другим работникам, обладающим аналогичными или почти аналогичными квалификацией, опытом или навыками и ведущими трудовую деятельность в аналогичных или почти аналогичных обстоятельствах;
  • ограничение прав, включая любое неблагоприятное воздействие на занятость, эффективность работы или удовлетворенность работой, в обстоятельствах, в которых другие работники, занимающие аналогичные должности, не подвергаются или не подверглись бы такого рода дискриминации.

Одновременно Закон установил для работодателя запрет относиться или угрожать относиться к работнику хуже, чем к другим сотрудникам, ведущими трудовую деятельность в аналогичных или почти аналогичных обстоятельствах, в связи с тем, что такой работник:

  • раскрыл или намеревается раскрыть информацию о противоправном деянии или побудил иное лицо на раскрытие информации;
  • предоставил определенные сведения в связи с раскрытием информации заявителем.

*Ранее Законом от 3 апреля 2000 г. №7 «О защищенном раскрытии информации» (Protected Disclosures Act 2000) раскрытие информации по внешним каналам было разрешено только в случае, если:

  • заявитель на разумных основаниях полагал, что руководитель органа (организации) причастен (может быть причастен) к правонарушению, о котором он хочет сообщить;
  • незамедлительное обращение в уполномоченный государственный орган оправдано срочностью вопроса или иными исключительными обстоятельствами;
  • в течение 20 рабочих дней с момента раскрытия информации через внутренние каналы не было предпринято каких-либо мер реагирования.
Темы
Заявители о коррупции

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.