Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
Во Франции внесены поправки в законодательство о заявителях

Во Франции приняты нормативные акты, изменяющие режим раскрытия информации о нарушениях и порядок защиты заявителей.

Закон от 21 марта 2022 года №2022-401 «Об усилении защиты лиц, сообщающих о нарушениях» (Loi No.2022-401 du 21 mars 2022 visant à améliorer la protection des lanceurs d'alerte, далее – Закон №2022-401), вступающий в силу 1 сентября 2022 года, и Органический закон от 21 марта 2022 года №2022-400 «Об усилении роли Защитника прав в вопросах раскрытия информации о нарушениях» (Loi organique No.2022-400 du 21 mars 2022 visant à renforcer le rôle du Défenseur des droits en matière de signalement d'alerte) направлены на имплементацию положений Директивы 2019/1937/ЕС Европейского парламента и Совета от 23 октября 2019 года о защите лиц, сообщающих о нарушениях законодательства Союза и вносят в Закон от 9 декабря 2016 года № 2016-1691 «О прозрачности, борьбе с коррупцией и модернизации экономической жизни» (Loi n° 2016-1691 du 9 décembre 2016 relative à la transparence, à la lutte contre la corruption et à la modernisation de la vie économique, далее – Закон № 2016-1691), Уголовный кодекс (Code pénal), Общий кодекс государственной службы (Code général de la fonction publique), Трудовой кодекс (Code du travail) и ряд иных документов следующие изменения:

1. Каналы раскрытия информации

Одной из ключевых новелл стало частичное изменение приоритетности каналов раскрытия информации.

Ранее Законом № 2016-1691 была предусмотрена «трехступенчатая» процедура раскрытия информации: сначала заявитель должен был подать сообщение через внутренние каналы органа/организации, затем, при отсутствии мер реагирования, – через внешние, сообщив о нарушении в компетентные органы, а в случае безуспешного обращения по обоим каналам, при соблюдении ряда условий, имел право раскрывать ставшую ему известной информацию публично.

Теперь заявитель сможет подать сообщение сразу как через внутренние, так и через внешние каналы раскрытия информации, созданные в компетентных органах, в том числе судебных, учреждениях, органах и агентствах Европейского Союза, уполномоченных на сбор информации о нарушениях положений вышеупомянутой Директивы о защите лиц, сообщающих о нарушениях законодательства Союза, или сообщить о нарушении помощнику Защитника прав (Défenseur des droits), в функции которого войдет:

  • получение и рассмотрение сообщений, расследование соответствующих нарушений, принятие мер реагирования и доведение соответствующей информации до сведения заявителя;
  • перенаправление обращений заявителей в компетентные органы в случае, если Защитник прав или иной орган, в который было подано сообщение, не обладают необходимыми для расследования и принятия мер реагирования полномочиями;
  • присвоение статуса заявителя лицам, раскрывающим информацию о нарушениях, а также оценка соблюдения такими лицами условий для того, чтобы претендовать на защиту, в том числе защиту связанных с ним лиц, и выдача соответствующих заключений в течение 6 месяцев с момента обращения;
  • информирование и консультирование заявителей по вопросам раскрытия информации о нарушениях;
  • составление ежегодного отчета о работе с сообщениями заявителей на основе сведений, подаваемых уполномоченными на получение и рассмотрение сообщений, расследование соответствующих нарушений, принятие мер реагирования и доведение соответствующей информации до сведения заявителя органами, а также представление публичного отчета о функционировании системы защиты заявителей каждые 2 года.

2. Статус заявителя

Закон №2022-401 также изменил определение «лица, сообщающего о нарушениях»: теперь заявителем может считаться физическое лицо, которое, не получая за это прямое финансовое вознаграждение и имея добросовестные намерения, раскрывает информацию о преступлении или правонарушении, предусмотренном национальным законодательством или в нормативными правовыми актами Европейского союза, причинении в результате его совершения ущерба общественным интересам, наличии угрозы его совершения или попытке его сокрытия, а также о нарушении международных обязательств Франции, в том числе положений односторонних актов международных организаций, на основе которых приняты соответствующие обязательства, или попытке сокрытия такого рода нарушения.

При этом уточняется, что заявитель не обязан лично знать о нарушении, о котором он раскрывает информацию: в соответствии с внесенными изменениями, он имеет право заявить о нарушении, о котором ему было сообщено иным лицом в рамках его профессиональной деятельности.

3. Защита заявителей

Согласно внесенным изменения, кроме самого заявителя, на защиту теперь имеет право:

  • физическое лицо или некоммерческая организация, деятельность которой регулируется частным правом, оказывавшие ту или иную помощь заявителю при раскрытии им информации о нарушении;
  • лица, связанные с заявителем, к которым также могут быть применены репрессивные меры воздействия, например, коллеги или родственники;
  • организации, которые принадлежат заявителю или контролируются им, в которых он осуществляет трудовую деятельность или с которыми иным образом связан профессиональными отношениями.

К репрессивным мерам, от применения которых необходимо защищать заявителя и иных лиц, были дополнительно отнесены:

  • запугивание;
  • включение в «черный список», основанный на общеотраслевом соглашении, что может привести к невозможности трудоустройства заявителя в отрасли в будущем;
  • нанесение ущерба репутации, в том числе с использованием социальных сетей;
  • направление на психиатрическое или медицинское обследование.

Перечень мер, направленных на защиту заявителей, также был расширен и теперь включает, среди прочего:

  • освобождение заявителя от уголовной ответственности за раскрытие данных о документах, содержащих конфиденциальную информацию в случае, если он имел к ней законный доступ, а также от гражданской ответственности за ущерб, нанесенный органу (организации) в связи с раскрытием заявителем информации о нарушении;
  • право заявителя, чье финансовое положение значительно ухудшилось в связи с раскрытием им информации о нарушении, на покрытие судебных издержек, которые он может нести в ходе судебного разбирательства по вопросам применения органом (организацией) репрессивных мер;
  • в случае подачи анонимного сообщения или раскрытия информации публично: возможность получения статуса заявителя для лиц, чья личность была рассекречена.

4. Санкции

Закон № 2022-401 также изменил меры ответственности за злоупотребление полномочиями в ходе судебного разбирательства против заявителя или его затягивание: размер штрафа за указанное преступление увеличен с €30 тыс. до €60 тыс., а соответствующее решение о привлечении к ответственности теперь должно публиковаться в Официальном журнале Французской Республики (Journal officiel de la République française), а также в ином (одном или нескольких) печатном или электронном издании.

Темы
Заявители о коррупции

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.