Документ предназначен для использования министерствами, подведомственными им агентствами и иными ведомствами при разработке внутренних политик по регулированию конфликта интересов и распространяется на государственных служащих всех рангов, замещающих должности как на постоянной, так и на временной основе.
Как отмечается в Руководстве, необходимыми элементами для эффективного выявления и последующего урегулирования конфликтов интересов является декларирование служащими внешних интересов (outside interests), а также открытое обсуждение регулирования таких интересов между служащими и руководством.
В целом, решение о том, какие интересы следует декларировать, принимается служащим самостоятельно – для этого ему необходимо оценить, насколько тот или иной интерес имеет отношение или пересекается с его должностью/обязанностями. Вместе с тем, в Рекомендациях приводится минимальный перечень подлежащих декларированию интересов, включающий:
- личные интересы – наличие семейных или иных личных отношений, которые могут повлиять на объективность служащего;
- финансовые интересы – возможность получить финансовую выгоду в процессе выполнения обязанностей или намеренно помешать кому-то другому получить финансовую выгоду;
- владение акциями организаций, в [успешной] деятельности которых заинтересованы его коллеги, руководство или, если применимо, орган;
- работа по совместительству – любая иная оплачиваемая работа, а также деятельность, которая не оплачивается напрямую, но может принести финансовую выгоду третьим лицам;
- деятельность на добровольной основе;
- предыдущие места работы и иные типы занятости, в том числе замещение выборных должностей;
- коммерческие интересы – наличие интереса в какой-либо организации (включая руководство ей), для продвижения которого служащий может использовать свое служебное положение;
- осведомленность об инсайдерских сделках;
- наличие прямых или косвенных финансовых или иных личных интересов, которые могут быть восприняты как ставящие под угрозу беспристрастность и независимость служащих в процессе закупок;
- иные значимые интересы.
В соответствии с Руководством, декларировать внешние интересы служащие должны:
- при поступлении на службу (в том числе в форме прикомандирования);
- при переходе с одной должности на другую (в том числе в форме прикомандирования);
- на постоянной основе – в частности, служащие Высшей государственной службы (Senior Civil Service – SCS) должны ежегодно подтверждать актуальность своих деклараций интересов;
- в процессе найма – полезным является декларирование интересов еще на этапе собеседования для определения совместимости интересов кандидата с возлагаемыми на него обязанностями.
Одновременно декларированию подлежат внешние интересы членов семьи и близких друзей служащего в той степени, в которой он осведомлен о таких интересах. Перечень «членов семьи» при этом является открытым и может включать, например, супругу (супруга) служащего, его детей, родителей, братьев и сестер, однако в каждом конкретном случае круг таких лиц определяется отдельно, с учетом таких факторов, как регулярность контактов и близость семейных связей. Так, отсутствие у служащего личных контактов с братом или сестрой, скорее всего, будет означать и отсутствие необходимости декларировать их интересы, в то время как интересы некровных родственников, связанных со служащим через заключение брака, с которыми он регулярно поддерживает связь, могут заслуживать внимания с точки зрения возможных конфликтов интересов (например, если должность служащего позволяет заключать контракты с организацией, в которой работают такие родственники).
После получения декларации интересов ответственное лицо в государственном органе оценивает представленные сведения с точки зрения наличия признаков конфликта интересов. Как правило, соответствующие функции возлагаются на линейного руководителя служащего, однако в отдельных случаях к обсуждению дополнительно может привлекаться иное лицо, например, другой служащий или непосредственный руководитель. Кроме того, в локальных актах органа целесообразно предусмотреть, что в случае возникновения «деликатных вопросов» при заполнении декларации служащие могут обратиться за консультацией непосредственно к директору по персоналу или в канцелярию постоянного секретаря.
По результатам анализа декларации ответственным лицом могут быть выявлены признаки:
- реального конфликта интересов – когда существующий внешний интерес влияет или мог повлиять на способность должностного лица надлежащим образом выполнять свои обязанности;
- потенциального конфликта интересов – когда способность должностного лица надлежащим образом выполнять свои обязанности может быть подвержена влиянию внешнего интереса в будущем;
- мнимого конфликта интересов – когда способность надлежащим образом выполнять возложенные на служащего обязанности может быть обоснованно воспринята как подверженная влиянию внешнего интереса (т.е. когда разумный наблюдатель может предположить, что имеет место конфликт интересов).
В случае выявления признаков конфликта интересов уполномоченное лицо должно определить и задокументировать необходимые меры реагирования (по возможности – при согласовании со служащим). Такие меры могут включать, например:
- заключение соглашения об отсутствии конфликта интересов, в том числе мнимого, – соответствующая мера может быть принята в случае, если в процессе открытого обсуждения будет признано, что конфликт интересов не выявлен;
- отстранение служащего от деятельности, вызывающей конфликт интересов, например, изменение обязанностей, отказ от принятия решений и т.д.;
- установление более тщательного контроля за деятельностью служащего, находящегося в ситуации конфликта интересов, пересмотр существующих планов работы или дополнительное раскрытие всей соответствующей информации другим лицам, вовлеченным в процесс принятия решений, и т.д.
При этом, согласно Руководству, в то время как меры по урегулированию реальных конфликтов интересов должны приниматься в обязательном порядке, потенциальные или мнимые конфликты интересов могут оставаться неурегулированными при условии принятия эффективных мер по смягчению их последствий.