Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Великобритании опубликованы рекомендации по регулированию конфликта интересов

Кабинет министров Великобритании (Cabinet Office) опубликовал Рекомендации по декларированию и регулированию внешних интересов на государственной службе (Guidance on Declaration and management of outside interests in the Civil Service).

Документ предназначен для использования министерствами, подведомственными им агентствами и иными ведомствами при разработке внутренних политик по регулированию конфликта интересов и распространяется на государственных служащих всех рангов, замещающих должности как на постоянной, так и на временной основе.

Как отмечается в Руководстве, необходимыми элементами для эффективного выявления и последующего урегулирования конфликтов интересов является декларирование служащими внешних интересов (outside interests), а также открытое обсуждение регулирования таких интересов между служащими и руководством.

В целом, решение о том, какие интересы следует декларировать, принимается служащим самостоятельно – для этого ему необходимо оценить, насколько тот или иной интерес имеет отношение или пересекается с его должностью/обязанностями. Вместе с тем, в Рекомендациях приводится минимальный перечень подлежащих декларированию интересов, включающий:

  • личные интересы – наличие семейных или иных личных отношений, которые могут повлиять на объективность служащего;
  • финансовые интересы – возможность получить финансовую выгоду в процессе выполнения обязанностей или намеренно помешать кому-то другому получить финансовую выгоду;
  • владение акциями организаций, в [успешной] деятельности которых заинтересованы его коллеги, руководство или, если применимо, орган;
  • работа по совместительству – любая иная оплачиваемая работа, а также деятельность, которая не оплачивается напрямую, но может принести финансовую выгоду третьим лицам;
  • деятельность на добровольной основе;
  • предыдущие места работы и иные типы занятости, в том числе замещение выборных должностей;
  • коммерческие интересы – наличие интереса в какой-либо организации (включая руководство ей), для продвижения которого служащий может использовать свое служебное положение;
  • осведомленность об инсайдерских сделках;
  • наличие прямых или косвенных финансовых или иных личных интересов, которые могут быть восприняты как ставящие под угрозу беспристрастность и независимость служащих в процессе закупок;
  • иные значимые интересы.

В соответствии с Руководством, декларировать внешние интересы служащие должны:

  • при поступлении на службу (в том числе в форме прикомандирования);
  • при переходе с одной должности на другую (в том числе в форме прикомандирования);
  • на постоянной основе – в частности, служащие Высшей государственной службы (Senior Civil Service – SCS) должны ежегодно подтверждать актуальность своих деклараций интересов;
  • в процессе найма – полезным является декларирование интересов еще на этапе собеседования для определения совместимости интересов кандидата с возлагаемыми на него обязанностями.

Одновременно декларированию подлежат внешние интересы членов семьи и близких друзей служащего в той степени, в которой он осведомлен о таких интересах. Перечень «членов семьи» при этом является открытым и может включать, например, супругу (супруга) служащего, его детей, родителей, братьев и сестер, однако в каждом конкретном случае круг таких лиц определяется отдельно, с учетом таких факторов, как регулярность контактов и близость семейных связей. Так, отсутствие у служащего личных контактов с братом или сестрой, скорее всего, будет означать и отсутствие необходимости декларировать их интересы, в то время как интересы некровных родственников, связанных со служащим через заключение брака, с которыми он регулярно поддерживает связь, могут заслуживать внимания с точки зрения возможных конфликтов интересов (например, если должность служащего позволяет заключать контракты с организацией, в которой работают такие родственники).

После получения декларации интересов ответственное лицо в государственном органе оценивает представленные сведения с точки зрения наличия признаков конфликта интересов. Как правило, соответствующие функции возлагаются на линейного руководителя служащего, однако в отдельных случаях к обсуждению дополнительно может привлекаться иное лицо, например, другой служащий или непосредственный руководитель. Кроме того, в локальных актах органа целесообразно предусмотреть, что в случае возникновения «деликатных вопросов» при заполнении декларации служащие могут обратиться за консультацией непосредственно к директору по персоналу или в канцелярию постоянного секретаря.

По результатам анализа декларации ответственным лицом могут быть выявлены признаки:

  • реального конфликта интересов – когда существующий внешний интерес влияет или мог повлиять на способность должностного лица надлежащим образом выполнять свои обязанности;
  • потенциального конфликта интересов – когда способность должностного лица надлежащим образом выполнять свои обязанности может быть подвержена влиянию внешнего интереса в будущем;
  • мнимого конфликта интересов – когда способность надлежащим образом выполнять возложенные на служащего обязанности может быть обоснованно воспринята как подверженная влиянию внешнего интереса (т.е. когда разумный наблюдатель может предположить, что имеет место конфликт интересов).

В случае выявления признаков конфликта интересов уполномоченное лицо должно определить и задокументировать необходимые меры реагирования (по возможности – при согласовании со служащим). Такие меры могут включать, например:

  • заключение соглашения об отсутствии конфликта интересов, в том числе мнимого, – соответствующая мера может быть принята в случае, если в процессе открытого обсуждения будет признано, что конфликт интересов не выявлен;
  • отстранение служащего от деятельности, вызывающей конфликт интересов, например, изменение обязанностей, отказ от принятия решений и т.д.;
  • установление более тщательного контроля за деятельностью служащего, находящегося в ситуации конфликта интересов, пересмотр существующих планов работы или дополнительное раскрытие всей соответствующей информации другим лицам, вовлеченным в процесс принятия решений, и т.д.

При этом, согласно Руководству, в то время как меры по урегулированию реальных конфликтов интересов должны приниматься в обязательном порядке, потенциальные или мнимые конфликты интересов могут оставаться неурегулированными при условии принятия эффективных мер по смягчению их последствий.

Темы
Конфликт интересов
Стандарты поведения

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.