Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Венгрии появится орган для контроля за надлежащим использованием средств ЕС

В Венгрии будет создано ведомство, ответственное за противодействие недобросовестному использованию денежных средств, выделяемых из бюджета Европейского союза (ЕС).

Необходимость появления подобной структуры была обусловлена тем, что Европейская комиссия (European Commission) недавно выступила с предложением заморозить почти 3 млрд форинтов, выделенных Венгрии из средств ЕС, в связи с низкой эффективностью принимаемых ей мер по противодействию коррупции. Чтобы сохранить возможность получения финансирования от ЕС, стране был предложен перечень шагов по соблюдению принципов верховенства права, одним из которых стало создание органа по обеспечению неподкупности для предотвращения, выявления и противодействия мошенничеству, конфликтам интересов и коррупции, а также иным незаконным действиям и нарушениям в рамках использования любой финансовой поддержки со стороны ЕС.

Согласно Закону от 10 октября 2022 года №XXVII «О контроле использования бюджетных средств Европейского Союза» (2022. évi XXVII. törvény az európai uniós költségvetési források felhasználásának ellenőrzéséről), для этих целей в стране будут учреждены Управление по обеспечению неподкупности и Рабочая группа по борьбе с коррупцией.

Управление по обеспечению неподкупности

На Управление по обеспечению неподкупности (Integritás Hatóság, далее – Управление) будут возложены следующие функции:

  • проведение расследований, инициируемых по запросу компетентных органов, самостоятельно в силу своих полномочий или на основании поступившей от заявителей информации о случаях мошенничества, коррупции, конфликта интересов и иных нарушений, которые могут нанести ущерб эффективному использованию бюджета ЕС или финансовым интересам ЕС, в том числе в процессе реализации проектов, частично финансируемых ЕС; при этом Управление сможет проводить расследования в отношении нарушений, совершенных до его создания;
  • уведомление о выявленных по результатам расследований нарушениях компетентных органов, в частности, Европейского бюро по борьбе с мошенничеством (European Anti-Fraud Office) и Европейской прокуратуры (European Public Prosecutor's Office); следует учитывать, что Управление не является ни судебным, ни правоохранительным органом и потому не может самостоятельно инициировать уголовные разбирательства;
  • направление запросов на проведение расследований в органы, ответственные за контроль использования средств ЕС, или иные компетентные органы и подача судебных исков;
  • проведение оценки рисков в сфере государственных закупок с использованием признанных на международном уровне методологий и при участии международных организаций, включая предоставление консультационной помощи;
  • подготовка ежегодного аналитического отчета для правительства по вопросу соблюдения принципов неподкупности, включающего, в частности, рекомендации по обеспечению добросовестной работы со средствами, выделяемыми ЕС;
  • разработка рекомендаций по обеспечению добросовестного использования средств ЕС для организаций, деятельность которых финансируется из бюджета ЕС, и органов, осуществляющих надзор в данной сфере;
  • контроль за проведением государственных закупок, частично или полностью финансируемых из средств ЕС, в том числе посредством получения всей необходимой информации от организаторов и участников закупок;
  • приостановление процедуры закупок на срок до 2 месяцев в случае подозрения в нецелевом использовании средств ЕС или наложение административных штрафов в случае выявления нарушений;
  • ведение реестра лиц, отстраненных от участия в государственных закупках в связи с совершением правонарушений;
  • заключение с иными органами, в том числе с органами ЕС, соглашений о взаимодействии и обмене информацией для упрощения выполнения поставленных перед Управлением задач и т.д.

Президент и вице-президенты Управления назначаются президентом страны после получения рекомендаций от председателя Государственного аудиторского бюро (Állami Számvevőszék) сроком на 6 лет без возможности переизбрания. При этом на соответствующие должности могут претендовать лица, соответствующие следующим требованиям:

  • имеют высшее юридическое, экономическое и/или финансовое образование и большой профессиональный опыт, в том числе опыт в сфере международных отношений, или занимаются научными исследованиями в сфере государственных закупок и/или противодействия коррупции с правовой или с финансовой точки зрения;
  • не зависят от иных лиц или органов;
  • в течение 5 лет до выдвижения в качестве кандидата не замещали высшие государственные должности: президента, премьер-министра, министра, государственного секретаря, мэра, члена Европейского парламента и т.д.;
  • представили декларации об активах и интересах.

Одновременно для президента и вице-президентов Управления устанавливаются запреты на:

  • владение долями участия в хозяйственных товариществах;
  • выполнение иной оплачиваемой работы, за исключением занятия на безвозмездной основе научной, преподавательской, художественной, корректорской, редакционной и подлежащей правовой охране интеллектуальной деятельности;
  • занятие партийно-политической деятельностью, а также участие в публичных выступлениях от имени или в интересах партии.

Планируется, что Управление начнет свою деятельность не позднее 19 ноября 2022 года.

Рабочая группа по борьбе с коррупцией

Законом также предусматривается создание Рабочей группы по борьбе с коррупцией (Korrupcióellenes Munkacsoport, далее – Группа), которая будет параллельно с Управлением заниматься аналитической работой на безвозмездной основе.

Основными задачами Группы станут:

  • изучение существующей в стране системы антикоррупционных мер и разработка предложений по их совершенствованию в соответствии с Директивой Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2017/1371 от 5 июля 2017 года о борьбе с мошенничеством, затрагивающим финансовые интересы Союза, посредством уголовного права (Directive (EU) 2017/1371 of the European Parliament and of the Council of 5 July 2017 on the fight against fraud to the Union's financial interests by means of criminal law), Конвенцией ООН против коррупции (The United Nations Convention against Corruption) и Уголовным кодексом Венгрии (2012. évi C. törvénya Büntető Törvénykönyvről);
  • подготовка аналитических отчетов об эффективности действующих мер по противодействию коррупции;
  • подготовка ежегодных отчетов, включающих анализ коррупционных рисков в сфере государственного управления и ключевых тенденций в борьбе с коррупцией, предоставление рекомендаций по повышению эффективности принимаемых мер и учету передового опыта в деятельности по предотвращению, выявлению и привлечению к ответственности за коррупционные правонарушения.

В состав Группы войдет 21 человек – президент Группы и равное количество представителей от неправительственных организаций, ведущих деятельность в сферах противодействия коррупции, обеспечения доступа к публичной информации, контроля за осуществлением государственных закупок и защиты прав человека, и государственных органов, в том числе Министерства юстиции (Igazságügyi Minisztérium), Министерства финансов (Pénzügyminisztérium), Национальной налоговой и таможенной службы (Nemzeti Adó- és Vámhivatal), правоохранительных органов и т.д.

Группа будет сформирована до 1 декабря 2022 года.

Темы
Антикоррупционные органы

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.