Результаты CRF размещены на отдельном портале вместе с Индексом общественной неподкупности (Index for Public Integrity – IPI) и Индексом прозрачности (Transparency Index – T-Index). При этом на портале использованы различные средства визуализации индексов и данных CRF для удобства ознакомления с ними пользователей, в частности:
- для обоих индексов и CRF представлены интерактивные карты, позволяющие посмотреть результаты измерений для каждой страны; при этом для индексов реализована возможность фильтрации по годам, регионам и уровню доходов населения;
- для индексов отображаются обобщенные рейтинги стран, в которых государства ранжируются в зависимости от общего количества баллов и от баллов, полученных по конкретным показателям;
- для CRF представлена возможность сравнения его результатов для стран по регионам;
- отдельно собрана информация по каждой стране – в форме профиля, включающего общие сведения о стране (регион, уровень доходов населения, численность населения и т.д.), ее результаты индексов и CRF, а также описание основных изменений и тенденций, влияющих на коррупционные риски в стране.
Индекс общественной неподкупности
IPI был разработан еще в 2015 году и с тех пор позиционировался как инструмент, принципиально отличающийся от иных индексов измерения коррупции в связи с тем, что для оценки стран он использует преимущественно объективные данные внешних исследований, а не результаты опросов граждан, представителей бизнес-сообщества или экспертов. В частности, IPI изначально включал следующие показатели:
- административное бремя (administrative burden), рассчитываемый как среднее значение таких показателей, как количество процедур, необходимых для открытия бизнеса, время, необходимое для открытия бизнеса, количество налоговых платежей в год, время уплаты налогов; значения соответствующих показателей брались из результатов исследования простоты ведения бизнеса (Doing Business Dataset) Всемирного банка;
- доступность торговли (trade openness), представляющий собой среднее значение таких показателей, как общее количество документов, необходимых для экспорта и импорта, и время, необходимое для экспорта и импорта, также представленных в исследовании Doing Business Dataset;
- прозрачность бюджета (budget transparency), для определения которого вычисляется среднее значение оценок, полученных в результате ответов на 14 вопросов, которые охватывают вопросы прозрачности в предложениях представителей исполнительной власти по бюджету в исследовании открытости бюджета (Open Budget Survey);
- независимость судебных органов (judicial independence), основанный на ответах на вопрос «Насколько независима от влияния членов правительства, граждан или бизнеса судебная система в Вашей стране?», заданный в рамках опроса руководителей (Executive Opinion Survey) в ходе Всемирного экономического форума;
- цифровизация населения (e-citizenship), представляющий собой среднее значений таких показателей, как процентное соотношение абонентов фиксированного широкополосного доступа, пользователей Интернета и пользователей Facebook к общему количеству граждан страны, полученных из исследования информационно-коммуникационных технологий Международного союза электросвязи (ICT Dataset, International Telecommunication Union) и с сайта международной статистики использования интернета (Internet World Stats);
- свобода СМИ (freedom of the press), включающий результаты одноименного исследования неправительственной организации Freedom House.
В 2021 году первые два показателя были заменены, в связи с недоступностью данных, используемых для их расчета, которые Всемирный банк исключил из своего исследования, на показатели «прозрачность административной деятельности» (administrative transparency), для расчета которого был введен новый индекс – T-Index, и «предоставление онлайн-услуг» (online services), основанный на одноименном показателе, входящем в Индекс развития электронного правительства ООН.
Каждый из показателей оценивается по шкале от 1 до 10, где 10 – наилучший результат, 1 – наихудший. Всего IPI рассматривает 114 стран, для которых в используемых исследованиях имеются непротиворечивые данные (например, Китай, Саудовская Аравии и Азербайджан были исключены из рейтинга в связи с тем, что представленные в отношении них данные не соответствовали этому условию).
Индекс прозрачности
T-Index состоит из двух компонентов:
- прозрачность «де-юре», в рамках которого оценивается наличие у страны нормативных актов и ее участие в международных соглашениях, касающихся вопросов обеспечения прозрачности и подотчетности;
- прозрачность «де-факто», для расчета которого анализируется полнота и доступность информации на 14 онлайн-ресурсах, отобранных в соответствии с категориями прозрачности, выделенными в Конвенции ООН против коррупции, и Целью № 16 в области устойчивого развития**.
Прозрачность «де-юре» является дихотомической переменной – нормативный правовой акт/договор либо есть/ратифицирован, либо нет/не ратифицирован, а прозрачность «де-факто» кодируется трихотомическим образом:
- ресурс находится в открытом и свободном доступе со всей необходимой информацией – 1 балл;
- ресурс существует, но информация либо неполная (по содержанию или охвату), либо доступ тем или иным способом ограничен (например, требуется оплата, доступ имеют только определенные категории пользователей и т.п.) – 0,5 балла;
- ресурс не существует или содержащиеся на нем сведения явно недостаточны для осуществления контроля со стороны граждан (например, имеющиеся данные слишком общие или устаревшие) – 0 баллов.
Оценка страны по обоим компонентам индекса и по самому T-Index представляет собой значение достижения целевого показателя: 6 – для прозрачности «де-юре», 14 – для прозрачности «де-факто» и 20 – для общего индекса.
Прогноз коррупционных рисков
Построение непосредственно самого CRF проводится старшими экспертами ERCAS, профессорами Алиной Мунгиу-Пиппиди (Alina Mungiu-Pippidi) и Майклом Джонстоном (Michael Johnston), и состоит из 3 этапов:
- присвоение предварительных категорий странам на основе оценки компонентов IPI (за исключением «предоставления онлайн-услуг»): на первом этапе составители CRF рассматривают используемые в IPI показатели начиная с 2009 года, выделяют значительные изменения – имеющие значение выше или ниже глобального стандартного отклонения среднего изменения (global standard deviation of average change), из числа которых далее выбирают последовательные изменения – когда страна достигла прогресса/регресса по крайней мере по двум показателям и не регрессировала/прогрессировала по остальным. На основе полученных результатов страны предварительно распределяются по трем категориям: «восходящая тенденция» (выявлены положительные последовательные изменения в управлении коррупционными рисками), «нисходящая тенденция» (выявлены отрицательные последовательные изменения) или «стационарные» (отсутствие изменений);
- оценка радикальных политических событий, произошедших в стране за последние 4 года (например, смена политического режима, наличие политического насилия и т.д.) и соотнесение полученных данных с выявленными на предыдущем этапе долгосрочными тенденциями. Так, присвоение категории «восходящая тенденция» может быть пересмотрено, если в государстве за рассматриваемый период времени имели место жестокие политические репрессии, и наоборот;
- оценка общего спроса на надлежащее управление в обществе посредством повторного анализа показателя «цифровизация населения». Одновременно для особенно неоднозначных случаев или при наличии изменений, характеризующихся значениями ниже статистического порога, на данном этапе осуществляется дополнительная проверка с использованием данных актуального выпуска «Барометра глобальной коррупции» Transparency International, в частности, анализа ответов на вопросы о том, ощущают ли граждане изменения, и если да, то в каком направлении, а также одобряют ли они антикоррупционную политику своего государства.
По итогам проведенной оценки страны делятся на три категории:
- стационарные случаи (stationary cases);
- прогрессирующие государства (improvers);
- регрессирующие государства (backsliders).
Всего CRF охватывает более 120 стран.
Несмотря на то, что разработчики Прогноза коррупционных рисков позиционируют созданный ими инструмент как значительно отличающийся от ранее существовавших подходов к измерению коррупции, некоторые эксперты указывают на «бессмысленность» появления CRF, в частности, обращают внимание на то, что позиции стран в Индексе восприятия коррупции (CPI) и в CRF практически одинаковы, хотя последний, основываясь в том числе на объективных показателях, предположительно должен был бы отличаться от CPI.
*CRF разработан Европейским исследовательским центром по борьбе с коррупцией и формированию государственности при сотрудничестве с Центром государственного управления и борьбы с коррупцией (Anti-Corruption & Governance Center – ACGC) при Центре международного частного предпринимательства (Center for International Private Enterprise – CIPE).
**Цель № 16 в области устойчивого развития – одна из 17 взаимосвязанных целей, разработанных в 2015 году Генеральной ассамблеей ООН в качестве «плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех», которая состоит в содействии построению миролюбивого и открытого общества в интересах устойчивого развития, обеспечении доступа к правосудию для всех и создании эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях.