Россия
За прошедший год в России был предпринят ряд шагов по совершенствованию антикоррупционного законодательства и механизмов его практической реализации.
Так, в начале года в отечественном законодательстве был установлен запрет на участие в государственных закупках для лиц, привлеченных к ответственности за коррупционные правонарушения. В целях реализации указанных норм Генеральной прокуратурой Российской Федерации запущен реестр юридических лиц, привлеченных к ответственности по статье 19.28 КоАП РФ («Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»).
В части, касающейся антикоррупционных ограничений, запретов и обязанностей, было раскрыто понятие «иностранные финансовые инструменты», на владение и пользование которыми для отдельных категорий публичных должностных лиц в России установлен запрет. Кроме того, были смягчены ограничения на участие должностных лиц в деятельности некоммерческих организаций и установлен перечень лиц, на которых распространяется обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. А в рамках методического обеспечения данного направления Минтрудом России были опубликованы рекомендации по последующему трудоустройству бывших государственных и муниципальных служащих.
В законодательстве, регулирующем представление должностными лицами сведений о доходах и расходах, установлена обязанность проверки деклараций муниципальных должностных лиц руководителями субъектов, обязанность представлять сведения лиц, поступающих на обучение в организации высшего образования, находящиеся в ведении органов безопасности, а также предусмотрено освобождение от такой обязанности лиц, поступающих на военную службу по призыву. Также изменена сама форма представления сведений о доходах и расходах, в которую внесен дополнительных раздел «Сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение отчетного периода в результате безвозмездной сделки», в котором указываются данные о заключенных безвозмездных сделках (в противовес разделу «Сведения о расходах», предусматривающему фактически отражение возмездных сделок).
Одновременно в законодательстве были уточнены полномочия подразделений кадровых служб государственных органов по профилактике коррупционных правонарушений и расширен перечень лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции. Обсуждалась также возможность создания механизмов контроля за расходами бывших должностных лиц, в контексте которой нами был рассмотрен зарубежный опыт такого рода антикоррупционного декларирования и основные сложности, возникающие в связи с его использованием.
В целях предупреждения коррупции в России был создан Реестр должностных лиц, уволенных за коррупционные правонарушения (так называемый «черный список»), вступающий в силу с 1 января 2018 года. В данном реестре будут в течение 5 лет хранится сведения о должностных лицах, к которым было применено такое дисциплинарное взыскание, как увольнение (освобождение от должности) в связи с утратой доверия. Россия, кстати, не единственная страна, в которой предпринимаются меры по размещению в открытом доступе сведений о коррупционерах в качестве одной из форм противодействия коррупции.
Продолжаются попытки закрепления в отечественном законодательстве положений о защите лиц, сообщающих о коррупционных нарушениях. В настоящее время данное направление в России остается довольно новым и плохо изученным. В этой связи нашими экспертами был подготовлен большой доклад о законодательном регулировании служебных разоблачений и защиты заявителей в зарубежных странах, который будет опубликован в 2018 году, и, мы надеемся, послужит отправной точкой для активизации дальнейшего обсуждения создания и совершенствования подобных механизмов в России.
Вместе с тем, не все запланированные Национальным планом противодействия коррупции на 2016-2017 годы мероприятия были реализованы в установленный период. В частности, в 2017 году обсуждались, но так и не были предприняты необходимые меры по совершенствованию законодательства в части предотвращение и выявления конфликта интересов. Кроме того, так и не были подготовлены два предусмотренных планом чрезвычайно важных с практической точки зрения методических документа: новый обзор типовых ситуаций конфликта интересов и методические рекомендации по вопросам привлечения к юридической ответственности за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.
Хотелось бы надеяться, что совершенствование механизмов предотвращения, выявления и урегулирования конфликта интересов продолжится уже в рамках реализации следующего Национального плана противодействия коррупции, наряду с деятельностью по иным ключевым направлениям, таким как противодействие коррупции в государственных закупках, применение информационных технологий в борьбе с коррупцией, развитие законодательства в сфере контроля за расходами должностных лиц и механизмов его практической реализации.
Зарубежные страны
В зарубежных странах в 2017 году также продолжалась борьба с коррупционными проявлениями, в том числе на международных площадках. Так, на очередном саммите «Группы двадцати» был принят ряд стратегических антикоррупционных документов, например, устанавливающих основные принципы привлечения к ответственности юридических лиц. В развитие решений, принятых на Антикоррупционном саммите, состоявшемся в прошлом году в Лондоне, в 2017 году был создан Международный координационный центр по борьбе с коррупцией. Целью его деятельности станет обеспечение взаимодействия правоприменительных органов разных стран в расследовании и привлечении к ответственности коррумпированных элит и возвращении похищенных активов.
Две страны – Литва и Коста-Рика – присоединились к Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, а Япония, спустя 14 лет после подписания, наконец ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции.
Ряд мер был принят государствами в контексте борьбы с подкупом иностранных должностных лиц. Так, в Канаде в законодательство были внесены изменения, признающие платежи иностранным должностным лицам за «упрощение формальностей» незаконными. А вот в США такие платежи по-прежнему признаются законной практикой. Вместе с тем, в Соединенных Штатах в этом году была обновлена политика правоприменения положений Закона о коррупционных практиках за рубежом для юридических лиц. Политика, опубликованная Минюстом США, призвана предоставить дополнительные возможности для смягчения мер ответственности компаниям, обнаружившим факт совершения неправомерных деяний, нарушающих нормы FCPA, в зависимости от их действий в такой ситуации.
В ряде стран также приняты меры по противодействию коррупции в организациях частного сектора. Так, в Украине утверждена Типовая антикоррупционная программа для юридических лиц, в Аргентине введена уголовная ответственность юридических лиц за коррупцию, а в Бразилии опубликованы руководящие указания об особенностях заключения соглашений о смягчении наказания для организаций, обвиняемых в коррупции.
Продолжилось распространение по миру законодательства о служебных разоблачениях и защите заявителей. В 2017 году законодательство о защите заявителей было принято в Италии. Законом, вступившим в силу 29 декабря, были установлены отдельные механизмы служебных разоблачений для государственного и частного секторов, а также возможность заявителей обращаться за защитой от репрессий. После многолетнего обсуждения соответствующий закон был принят и в Нигерии. Среди прочего, он предусматривает возможность получения разоблачителями вознаграждения за совершенное раскрытие общественно значимой информации о правонарушении.
Продолжается использование странами в борьбе с коррупцией информационных технологий. Так, в 2017 году была запущена онлайн-платформа хода расследования «Автомойка», ставшего одним из самых громких и обсуждаемых коррупционных скандалов последних лет. Коррупционное расследование, инициированное в Бразилии и послужившее, в том числе причиной импичмента президента страны, затронуло и многие другие страны Латинской Америки, включая высших должностных лиц, например, действующего и двух бывших президентов Перу и президента Колумбии. А совместными усилиями неправительственных организаций, экспертов по открытым данным, представителей государственных органов, гражданского общества и журналистов подготовлен практический инструмент по использованию информационной открытости для предупреждения и противодействия коррупции – Руководство по использованию открытых данных для борьбы с коррупцией.
Значительные шаги по борьбе с коррупцией и отмыванием доходов, были предприняты в Великобритании. В частности, была принята комплексная антикоррупционная стратегия на 2017-2022 годы, в которой для каждого из 6 приоритетных направлений противодействия коррупции выделены ключевые цели и обозначены основные необходимые для этого мероприятия. Кроме того, в этом году в Великобритании было введено понятие «богатства необъяснимого происхождения» и установлены полномочиях Верховного суда принимать решение о проверке любой собственности, вызывающей сомнение в ее приобретении на законно полученные доходы (по ходатайству правоприменительных органов). Такие меры были приняты в контексте борьбы с отмыванием доходов и связаны с тем, что Соединенное Королевство и принадлежащие Великобритании территории в настоящее время считаются одним из самых популярных мест приобретения дорогостоящей недвижимости – наиболее распространенного способа сокрытия средств, нажитых незаконным путем. Антикоррупционная деятельность в стране велась не только на уровне законодательного регулирования: в 2017 году в Великобритании были впервые применены технологии искусственного интеллекта в ходе расследования коррупционных нарушений в Rolls-Royce.
Еще одним принятым в 2017 году стратегическим документом стала четырехлетняя стратегия реформирования государственной службы в Мьянме, которая является продолжением ведущихся в стране антикоррупционных реформ. А на Ямайке был принят Закон о комиссии по неподкупности, предусматривающий создание единого механизма по предупреждению и противодействию коррупции. Главным его нововведением является создание специального антикоррупционного органа – Комиссии по неподкупности – наделенного, среди прочего, полномочиями по расследованию коррупционных правонарушений и привлечению к ответственности виновных лиц. Внедрялись и иные, зачастую весьма необычные способы предупреждения и борьбы с коррупцией.
К сожалению, не во всех странах «борьба» с коррупцией в уходящем году была направлена на благие цели. Так, в Румынии попытка новой власти принять экстренное распоряжение, предусматривающее декриминализацию некоторых коррупционных преступлений и амнистию для привлеченных к ответственности должностных лиц, привела к массовым протестам и отмене распоряжения до его вступления в силу. В Украине была установлена встреченная волной критики обязанность членов неправительственных организаций и физических лиц, занятых в сфере противодействия коррупции, представлять сведения о своих доходах. Такие нормы в предложенной формулировке, по мнению экспертов, порождают возможность их использования в качестве инструмента давления на представителей гражданского общества, задействованных в сфере противодействия коррупции.