В России приняты Федеральный закон от 28 декабря 2016 года №489-ФЗ «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон от 28 декабря 2016 года №505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия «иностранные финансовые инструменты».
Так, закон вводит запрет на участие в закупках юридических лиц, подверженных административному наказанию за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ (Незаконное вознаграждение от имени юридического лица). Данный запрет действует в течение двух лет с момента вынесения решения о применении такого наказания (период установлен по аналогии со сроком включения информации о юридических лицах в Реестр недобросовестных поставщиков).
В предыдущей версии Федерального закона №44-ФЗ уже содержался запрет участия в закупках в случае, если физическое лицо - участник закупки либо руководитель, члены коллегиального исполнительного органа или главный бухгалтер юридического лица - участника закупки осуждены за преступления в сфере экономики (до снятия с них такой судимости), а также в случае применения к ним наказания в виде дисквалификации или запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, связанной с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом закупки.
С целью создания условий для своевременного получения заказчиками информации о наличии вышеобозначенных оснований отказа в допуске к закупкам Генеральной прокуратурой РФ совместно с Минэкономразвития России в настоящее время прорабатывается вопрос об автоматизации сбора и хранения данных сведений и интеграции соответствующего реестра в Единую информационную систему в сфере закупок.
Ранее Федеральный закон от 7 мая 2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», устанавливающий, в том числе запрет для отдельных категорий лиц владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, а также иные содержащие отсылку на данный запрет законодательные акты не давали определения иностранных финансовых инструментов.
Указанное обстоятельство создавало потенциальную возможность формирования неоднозначной правоприменительной практики.
- ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты, выпущенные за рубежом;
- доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах зарубежных организаций (структур без образования юридического лица);
- договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, и договоры займа, одной из сторон которых является иностранная структура;
- кредитные договоры, заключенные с иностранными банками и иными кредитными организациями;
- учрежденное в соответствии с законодательством иностранного государства доверительное управление имуществом, учредителем и (или) бенефициаром которого является лицо, на которое распространяется установленный Федеральным законом №79-ФЗ запрет.
В пояснительной записке к закону оговорено, что установленный запрет включает в себя как прямое, так и косвенное (через третьих лиц) владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами.