Конвенция была принята в 1997 году и изначально направлена на противодействие одной из коррупционных практик – подкупу иностранными компаниями должностных лиц других стран в целях получения конкурентных преимуществ. Вместе с тем, ее реализация предполагает внедрение ряда механизмов, воздействие которых выходит далеко за пределы узкой сферы, обозначенной в названии.
На данный момент Конвенцию ратифицировали 35 стран-участниц ОЭСР и 8 стран, не входящих в организацию (в том числе Литва и Коста-Рика). На сайте ОЭСР уже опубликованы отчеты о прохождении новыми членами Конвенции 1ой фазы мониторинга ее имплементации.
В Литве активное и пассивное взяточничество криминализировано путем закрепления в Уголовном кодексе ответственности за получение, обещание принять или согласие получить, требование или провоцирование дачи взятки (ст. 225), посредничество в получении взятки (ст. 226), предложение, обещание, дачу или согласие на дачу взятки (ст. 227).
Согласно докладу о прохождении страной 1ой фазы мониторинга, судебная практика свидетельствует о том, что, среди прочего:
- преступным считается наличие факта предложения, обещания, дачи или согласия на дачу взятки вне зависимости от принятия взятки должностным лицом и (или) последующего совершения им тех или иных действий в интересах взяткодателя;
- под определение взятки в форме иных личных преимуществ попадают, например, оказание строительных услуг и предоставление необходимых материалов для личного пользования, оплата счетов, бесплатная организация поездки на международную выставку;
- ранее нормы УК в соответствии с официальным толкованием распространялись на случаи, когда взятка дается за совершение действий (легитимных или противозаконных), возможность совершения которых имеется у лица в соответствии с занимаемой им должностью. Согласно последним дополнения, факт дачи взятки считается преступлением и в том случае, если лицо, получающее взятку, не обладает полномочиями по совершению оговоренных действий в пользу лица, дающего взятку.
Согласно статье 20 УК Литвы, юридические лица могут быть привлечены к ответственности за преступление (в том числе коррупционной направленности), совершенное физическим лицом, если оно 1) наделено управленческими функциями и 2) совершало действия в интересах данного юридического лица. В качестве санкций к юридическому лицу может быть применена одна из следующих мер ответственности: штраф, ограничение деятельности или ликвидация. Суд также может принять решение об освещении прецедента в СМИ.
Однако существующие нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц, у оценщиков ОЭСР вызывают определенные сомнения. В частности, под вопросом оказывается позиция судов о том, что организация должна «признавать выгоду» или проявлять интерес к последствиям совершения преступления физическим лицом. По мнению авторов доклада, это может стать лазейкой для уклонения от ответственности: организация может заявить, что совершивший преступление сотрудник был «исключением», не поддавался контролю и своими действиями хотел скомпрометировать компанию. Кроме того, такой подход, по мнению экспертов ОЭСР, отклоняется от общего понимания наличия факта коррупционного преступления вне зависимости от результатов дачи/получения взятки.
В Коста-Рике ответственность за взяточничество установлена Законом о противодействии коррупции и незаконному обогащению на государственной службе (Ley contra la Corrupción y el Enriquecimiento Ilícito en la Función Pública № 8422). Статья 55 Закона предусматривает от 2 до 8 лет лишения свободы за предложение, обещание или дачу напрямую или через посредника должностному лицу любого вознаграждения, подарка или неправомерного преимущества для личной выгоды или в интересах иного физического или юридического лица за использование им своего должностного положения для совершения, откладывания совершения, недопущения совершения тех или иных действий или оказание вытекающего из его должностного положения влияния на совершение (недопущение) таких действий любым иным должностным лицом, а в случае, если действия, за совершение которых дается взятка, шли вразрез с обязанностями должного лица, – от 3 до 10 лет. К лицу, требующему, согласившемуся принять или принявшему подарок, награду или иное преимущество, применяются аналогичные санкции.
Для юридических лиц в стране установлена административная ответственность за дачу взятки, предусматривающая санкции в виде денежных штрафов, закрытия, приостановления или ликвидации бизнеса, потери налоговых льгот или отстранения от участия в госзакупках.
Среди недостатков существующего законодательства страны авторы доклада отмечают, прежде всего, его неопределенность применительно к иностранным должностным лицам (ИДЛ): отсутствие уголовных санкций за подкуп ИДЛ, низкую эффективность применения только гражданских и административных штрафов как мер по борьбе с подкупом ИДЛ, отсутствие необходимого информационного и ресурсного обеспечения у правоприменительных органов при расследовании случаев подкупа ИДЛ.