Одним из ключевых нововведений закона стало установление обязанности высших должностных лиц (руководителей высших органов исполнительной власти) субъектов Российской Федерации по проверке достоверности и полноты представляемых сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера:
- лиц, замещающих выборные муниципальные должности (глав местной администрации, депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления);
- глав местной администрации по контракту (так называемых «сити-менеджеров»);
- кандидатов на замещение указанных должностей.
Сами декларации о доходах замещающих указанные должности лиц должны быть размещены на официальных сайтах органов местного самоуправления и предоставляться для опубликования СМИ.
При выявлении нарушений законодательства в ходе проверки руководитель субъекта обращается с предложением о досрочном прекращении обязанностей данного должностного лица в соответствующий орган местного самоуправления или в суд.
Необходимость введения такого рода норм была продиктована существующими в настоящее время сложностями в осуществлении региональными властями контроля за принятием муниципальными образованиями мер по борьбе с коррупционными нарушениями и применением санкций за несоблюдение антикоррупционного законодательства. Вместе с тем, окончательное решение о прекращении полномочий лица, сведения о доходах которого были признаны недостоверными или неполными, принимает не высшее должностное лицо субъекта, а суд, что обеспечивает соблюдение установленного законодательством Российской Федерации принципа независимости местного самоуправления от остальных уровней власти.
Одновременно наделение регионов полномочиями по сбору и проверке сведений о доходах лиц, замещающих должности местного самоуправления, всех входящих в состав субъекта муниципальных образований значительно повысит нагрузку на региональные подразделения по профилактике коррупционных правонарушений, что, в свою очередь, может потребовать увеличения их штатной численности, а также возможных корректировок порядка их работы.
Закон также обязывает представлять сведения о доходах, расходах лиц, поступающих на обучение в организации высшего образования, находящиеся в ведении органов безопасности, одновременно освобождая от такой обязанности лиц, поступающих на военную службу по призыву.
Кроме того, принятый нормативный правовой акт вносит изменения в запреты, связанные с участием в управлении некоммерческими организациями, дополнительно разрешая:
- военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел участвовать на безвозмездной основе в управлении общественно-государственными организациями, осуществляющими развитие военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;
- лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, участвовать в управлении совета муниципальных образований субъекта РФ, иных объединений муниципальных образований, управлении политической партией, в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации;
- государственным гражданским и муниципальным служащим с участвовать в управлении политической партией, в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, а также разрешения представителя нанимателя участвовать на безвозмездной основе в управлении в качестве единоличного исполнительного органа общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительского кооперативов, товарищества собственников недвижимости или входить в состав их коллегиальных органов управления.
Вместе с тем, закон исключает из перечня организаций, в управлении которыми государственным и муниципальным служащим, лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, разрешается принимать участие, профессиональные союзы.
Нормативный правовой акт также предусматривает установление в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» перечня лиц, на которых распространяется обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, в который входят:
- государственные и муниципальные служащие:
- служащие ЦБ РФ, работники государственных корпораций, публично-правовых компаний, государственных фондов, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;
- работники организаций, подведомственных федеральным государственным органам, включенные в соответствующие перечни.
Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 285-ФЗ было введено единое определение конфликта интересов, закрепившее понятие «должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов» и не раскрывающее при этом его содержание. Вносимые Законом изменения направлены на соблюдение единства интерпретации правоприменителями данного понятия.