Авторы проекта предлагают дополнить антикоррупционный закон статьей 91, устанавливающей права лиц, сообщивших о фактах коррупции, а также меры по их защите от действий репрессивного характера.
Согласно проекту закона, сведения о таком лице, а также сведения, содержащиеся в уведомлении, относятся к конфиденциальной информации, их неправомерное разглашение влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сообщения о коррупционных нарушениях, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются Правительством Российской Федерации.
Меры защиты лиц, сообщивших о фактах коррупции, предусматривают, что в течение двух лет с момента подачи уведомления такое лицо может быть уволено, переведено на иную должность по инициативе представителя нанимателя (работодателя) либо привлечено к дисциплинарной ответственности только по итогам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов или иного коллегиального органа, уполномоченного на рассмотрение таких вопросов в организации.
Согласно части 7 предлагаемой законопроектом статьи 91 участие в таких заседаниях может принимать прокурор, однако согласно части 9 статьи приглашение прокурора на такие заседания является обязательным.
Вместе с тем, в проекте закона отсутствуют положения, устанавливающие требования к формированию состава иного коллегиального органа, уполномоченного рассматривать указанные вопросы. В то время как в составе комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов число членов, не замещающих должности в данном органе (организации), должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии, подобного рода ограничений для состава иного коллегиального органа действующим законодательством не установлено. Представляется, что под иным коллегиальным органом авторы законопроекта подразумевают комиссию по трудовым спорам, которая, согласно законодательству, формируется из представителей работодателя и представителей работника. В таком случае объективность решений, принимаемых коллегиальным органом, состоящим исключительно из сотрудников организации, как и его независимость в целом, и, как следствие, действенность такого рода механизмов защиты заявителей о коррупции вызывают определенные сомнения.
Согласно законопроекту, заявители о коррупции также имеют право на бесплатную юридическую помощь, а представление заведомо ложной информации влечет за собой привлечение лица к ответственности в соответствии с нормами действующего законодательства. Вместе с тем, вопрос эффективности бесплатной юридической помощи в совокупности с возможным оказанием влияния, в том числе финансового, на адвокатов лицами, в отношении которых было подано уведомление, не формирует уверенности в создании предлагаемыми мерами качественной и профессиональный системы защиты заявителей.
Следует отметить, что данный законопроект – не первая попытка закрепления на законодательном уровне механизмов защиты лиц, уведомивших о фактах коррупции. В 2015 году был размещен для общественного обсуждения проект отдельного федерального закона о защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, от преследования и ущемления их прав и законных интересов, носивший более комплексный характер. Указанный проект, в частности, предусматривал возможность выплаты вознаграждения заявителям о коррупции, а срок, в течение которого вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности, переводе или увольнении должен был рассматриваться на заседании комиссии, составлял 3 года. В целях предупреждения иных более труднодоказуемых действий репрессивного характера проектом предлагалось предусмотреть возможность установить локальным актом организации дополнительные меры защиты заявителей, например, перевод на другую работу, перемещение (в филиал, представительство или иное обособленное структурное подразделение организации, расположенное в другой местности).
В настоящее время в России фактически отсутствуют специальные меры по защите заявителей о коррупции. Отдельное ограничение установлено пунктом 21 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», согласно которому впредь до издания соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации к лицу, замещающему должность в государственном органе или в иной из перечисленных организаций, сообщившему в правоохранительные или иные государственные органы или средства массовой информации о ставших ему известными фактах коррупции, меры дисциплинарной ответственности применяются (в случае совершения этим лицом в течение года после указанного сообщения дисциплинарного проступка) только по итогам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Необходимость формирования механизмов защиты заявителей в Российской Федерации обусловлена, в том числе взятыми на себя международными обязательствами (например, статья 33 Конвенции ООН против коррупции, План действий G20 по противодействию коррупции на 2017-2018 годы, пункт 13 Плана работы по взаимодействию Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на 2017 - 2018 годы).
Вместе с тем, эксперты международных организаций отмечают, что системный подход к формированию законодательства о защите заявителей все еще встречается достаточно редко. Так, согласно докладу ОЭСР, многие страны по-прежнему воздерживаются от принятия комплексного специализированного закона о защите заявителей (это касается и России), ограничиваясь лишь внесением отдельных, нередко декларативных, дополнений в действующее законодательство. По мнению специалистов ОЭСР, такие меры зачастую неспособны обеспечить заявителям о коррупции реальную защиту.