Закон, принятый в рамках имплементации положений Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, признает преступлением дачу, предложение, а также согласие на дачу или предложение кредита, вознаграждения, преимущества или выгоды, прямо или косвенно, любому иностранному должностному лицу или лицу, действующему в его интересах, в целях получения или сохранения преимущества при ведении бизнеса. За его совершение предусмотрено тюремное заключение сроком до 14 лет.
Ранее, с 2013 года, из этого общего запрета существовало исключение – преступлением не признавались выплаты за «упрощение формальностей». Такие выплаты, в соответствии с законом, используются с целью ускорения или обеспечения исполнения иностранным должностным лицом тех или иных входящих в их должностные обязанности действий, включая:
- выдачу разрешений, лицензий, иных документов, удостоверяющих право лица (организации) на ведение бизнеса;
- обработку официальных документов, таких как визы и разрешения на работу;
- предоставление услуг, обычно оказываемых населению, таких как сбор и доставка почты, телекоммуникационные услуги, электро- и водоснабжение;
- предоставление услуг, требующихся по мере необходимости, таких как полицейская защита, погрузка и выгрузка грузов, защита скоропортящихся продуктов или товаров от износа или планирование проверок, связанных с выполнением контрактов или транзитом товаров.
Теперь, согласно официальному заявлению Министерства международных дел Канады, исключений для «подмасливающих» выплат (grease payments) больше нет. Изменения вступили в силу 31 октября 2017 г., однако на официальном законодательном портале размещена версия закона от 25 октября, в связи с чем изменения в опубликованной версии в настоящее время не отражены.
Сама по себе криминализация платежей иностранным должностным лицам за «упрощение формальностей» согласуется с рекомендациями ОЭСР, а также с положениями действующего в Великобритании Закона о взяточничестве (Bribery Act). Однако, как отмечают эксперты, внесенные изменения могут привести к расхождениям с положениями законодательства иных стран, устанавливающих запреты недобросовестных практик при взаимодействии с иностранными должностными лицами. Так, в США Закон о коррупционных практиках за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act – FCPA) по-прежнему предусматривает исключение для платежей за «упрощение формальностей».
Одновременно, представляется, что новеллы канадского законодательства приведут к усилению контроля со стороны государства за принимаемыми канадскими компаниями действиями по минимизации коррупционных рисков при осуществлении своей деятельности на зарубежных рынках. Принимая во внимание обсуждаемую возможность введения в стране соглашений об отсрочке уголовного преследования (Deferred Prosecution Agreement – DPA), может значительно возрасти роль применяемых организациями мер по недопущению коррупционных правонарушений, разработке и реализации комплаенс-программ.