Руководство включает в себя:
- обзор возможностей использования открытых данных на разных стадиях процесса реализации государственной политики и антикоррупционной деятельности;
- стандарты данных, содержащие описание того, что должно быть опубликовано, и технические детали обеспечения доступности информации;
- ключевые массивов данных, необходимых для формирования открытости государства, с описанием их содержания и возможностей применения в борьбе с коррупцией, используемого в них типа информации, указанием стадии антикоррупционного цикла, для которого они являются значимыми, ссылками на примеры таких наборов данных, на связанные с ними массивы данных, необходимые для их разработки стандарты и атрибуты, требуемые для создания связи между всеми наборами данных;
- практические кейсы по использованию открытых данных в рамках антикоррупционной деятельности на различных этапах (предупреждение, выявление, расследование, правоприменение).
Аналитическое вступление к Руководству содержит краткую информацию об основных видах коррупции («большая», бытовая, политическая), наиболее известных международных соглашениях и объединениях по борьбе с коррупцией (Конвенция ОЭСР по борьбе со взяточничеством, Конвенция ООН против коррупции, Рабочая группа G20 по противодействию коррупции, Всемирный антикоррупционный саммит в Лондоне), этапах подготовки Руководства (анализ отчетов, документов и первичное обсуждение, формирование перечня ключевых наборов данных, исследование существующей практики их использования, перспективы и основные сложности дальнейшего развития данного направления), а также о существующих коррупционных рисках и возможностях их минимизации с использованием открытых данных на различных стадиях реализации государственной политики и антикоррупционной деятельности.
Согласно Руководству, для всеобъемлющего использования открытых данных в антикоррупционной деятельности государству необходимо обеспечить формирование и совместное использование 30 ключевых массивов данных, таких как:
- реестр должностных лиц;
- реестр юридических лиц;
- открытые бюджетные данные;
- данные о государственных контрактах;
- реестр недобросовестных поставщиков;
- база деклараций активов/доходов должностных лиц и иных.
В качестве практических кейсов в Руководстве приведены примеры использования вышеобозначенных наборов данных на различных стадиях антикоррупционной деятельности, например, проект Раскрытие собственников, созданный в целях формирования единой международной базы бенефициаров, или ресурсы по мониторингу государственных расходов, такие как Datanest в Словакии, Quién Es Quién Wiki в Латинской Америке.
Руководство разработано на основе Принципов открытости для борьбы с коррупцией, провозглашенных «Группой двадцати» в 2015 году, и с учетом недавнего отчета Transparency International о практической реализации таких принципов отдельными странами и призвано стать вспомогательным механизмом в создании эффективной системы информационной открытости для предупреждения и противодействия коррупции. По словам разработчиков Руководства, следующим шагом является апробация его подходов в нескольких странах (уже начаты переговоры с правительством Мексики) для выработки механизмов дальнейшего совершенствования и его трансформации в максимально полезный и удобный в использовании инструмент.