Конвенция является одним из самых известных инструментов международной интеграции по вопросам борьбы с коррупцией. Принятая на пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 31 октября 2003 года и вступившая в силу 14 декабря 2005 года, она стала первым международно-правовым документом против коррупции.
Методическое и организационное сопровождение реализации Конвенции осуществляет Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН). Общая конференция стран-участниц Конвенции проходит, как правило, раз в два года. Оперативные вопросы ее имплементации обсуждаются также на регулярных встречах нескольких рабочих групп.
Конвенция охватывает пять основных направлений: превентивные меры, криминализация и правоохранительная деятельность, международное сотрудничество, возвращение активов, техническая помощь и обмен информацией.
Подробнее о механизмах имплементации Конвенции можно почитать на странице нашего сайта или на сайте УНП ООН.
Для нового члена Конвенции – Японии – явление коррупции не чуждо. В середине XX века, в послевоенный период, система власти в стране строилась на принципах «железного треугольника», «углами» которого были чиновники, политики и бизнесмены. Объединение усилий политических и бизнес-элит, с одной стороны, способствовало экономическому росту страны, а с другой – формировало культуру кулуарности, непрозрачности принимаемых государственных решений.
Одним из получивших наибольший мировой резонанс коррупционных дел послевоенной Японии стал Локхидский скандал (Lockheed bribery scandal), связанный с получением взяток от американской авиастроительной компании «Локхид» (Lockheed Corporation) высокопоставленными чиновниками и политиками нескольких стран, включая Японию. Тогда по обвинению в коррупции был арестован, в том числе Какуэй Танака (Kakuei Tanaka), премьер-министр Японии в 1972-1974 годах, один из известных «теневых сёгунов» («shadow shonguns»).
Считается, что Локхидский скандал стал катализатором появления Закона США «О коррупционных практиках за рубежом» (U.S. Foreign Corrupt Practices Act – FCPA). После завершения слушаний по делу правительство США представило законопроект, ставший впоследствии самым известным нормативным правовым актом по вопросам борьбы с коррупцией и взяточничеством экстерриториального действия.
Взятки японским политикам и чиновникам имели не только денежную форму. Распространена была практика организации различного рода развлечений, зачастую сексуального характера. Например, оплата походов в рестораны «no-pan shabu-shabu», в которых блюда гостям подавали официантки в коротких юбках и без нижнего белья, стала для Японии одним из синонимов коррупции в высших эшелонах власти. Наиболее известный случай выказывания чиновникам такого рода «благодарности» связан с Министерством финансов.
В рамках борьбы с коррупцией власти страны внедряли различные механизмы повышения прозрачности и формирования культуры нетерпимости к коррупционным проявлениям. В стране появилась система обязательного раскрытия политическими деятелями сведений о своих активах, свод этических принципов для государственного сектора, активно стали внедряться кодексы корпоративного поведения в бизнес-секторе.
Сегодня Япония известна как страна с довольно низким уровнем коррупции. В «Рейтинге восприятия коррупции» (Corruption perception index 2016 – CPI) 2016 года она заняла 20 строчку, став третьей из азиатских стран (после Сингапура и Гонконга).