Национальный конгресс Аргентины окончательно утвердил Закон об уголовной ответственности организаций (Ley de Responsabilidad Penal de las Personas Jurídicas), предусматривающий криминализацию коррупционных деяний юридических лиц. Нормативный акт, на момент написания заметки еще не опубликованный на официальном правовом портале страны, вступит в силу через 90 дней со дня его официального опубликования.
Закон устанавливает ответственность организаций за отдельные виды преступлений коррупционной направленности, совершенных с их участием, от их имени, в их интересах или в целях получения ими тех или иных преимуществ. К таким преступлениям отнесены:
- взяточничество и торговля влиянием на национальном и международном уровне (ст.258 и 258bis Уголовного кодекса);
- ненадлежащие и незаконные сделки с участием должностных лиц (ст.265);
- незаконное вымогательство со стороны должностных лиц (ст.268);
- незаконное обогащение должностных лиц и работников (ст.268, подразделы 1 и 2);
- поддельная отчетность (ст.300bis).
Срок давности по привлечению к ответственности юридических лиц за указанные преступления составит 6 лет (вне зависимости от того, какой срок давности установлен для каждого отдельного из перечисленных преступлений).
Уголовное преследование юридического лица не ведется, если физическое лицо, замешанное в данных правонарушениях, действовало в своих личных интересах и не имело намерения получить те или иные выгоды для компании. Однако если данное физическое лицо действовало в интересах юридического лица или ради его выгоды, даже не имея на это специальных предписанных полномочий или указаний от юридического лица, организация признается виновной и должна быть привлечена к уголовной ответственности. Закон также предусматривает последовательный переход ответственности к правопреемникам организации в случае изменения организационно-правовой формы, слияний, поглощений, иных корпоративных трансформаций.
Возможные санкции для юридических лиц за коррупционные преступления включают:
- штраф в размере от двух- до пятикратной суммы полученной незаконной выгоды;
- частичное или полное приостановление коммерческой деятельности (сроком до 10 лет);
- запрет на участие в государственных закупках;
- утрату или приостановление получения государственных субсидий;
- публикацию в СМИ выписки из обвинительного приговора.
При этом при определении формы и размера санкций будут учитываться:
- принимаемые организацией меры по предупреждению коррупции (реализуемая комплаенс-программа);
- существующие недоработки внутреннего контроля;
- сумма средств, фигурирующая в деле;
- размер и объемы производства организации;
- наличие факта добровольного саморазоблачения организацией неправомерного поведения своих сотрудников.
Компания может быть освобождена от уголовной ответственности и любых административных последствий при одновременном соблюдении следующих условий:
- своевременно раскрыты ставшие известными компании факты неправомерных деяний ее сотрудников;
- в организации реализуется адекватная комплаенс-программа;
- компанией была возвращена незаконная выгода, полученная в результате неправомерных деяний.
Комплаенс-программа организации при этом должна соответствовать требованиям, изложенным в ст.23 Закона, и предусматривать принятие таких мер, как:
- назначение лица, ответственного за внедрение комплаенс-программы;
- принятие кодекса этики и служебного поведения работников или антикоррупционной политики организации;
- проведение регулярной оценки коррупционных рисков и корректировка по ее результатам комплаенс-программы;
- создание защищенных информационных каналов для сообщения о случаях коррупции;
- внедрение механизмов защиты сотрудников от преследований за уведомление о неправомерных деяниях;
- проведение процедуры дью-дилидженс в отношении контрагентов иные меры.
Примечательно, что принятая версия законопроекта во многом отличается от первоначальной, представленной еще в октябре 2016 года. Так, например, в первой версии предлагалось рассчитывать штраф за совершение юридическим лицом коррупционного преступления в процентах от его годовой валового дохода (от 0,5% до 20%, с возможностью сокращения до 0,1%). Как отмечали эксперты, при таком подходе взымаемые штрафы могли быть необъективны (как в большую, так и в меньшую сторону). Например, штраф, наложенный на компанию Odebrecht при расчете исходя из ее выручки был бы значительно меньше тех денежных санкций, которые были взысканы с компании с учетом «величины» преступления.
UPD. Закон от 8 ноября 2017 года № 27401 был официально опубликован 1 декабря 2017 года. Вступил в силу 2 марта 2018 года.