По итогам саммита была подписана итоговая декларация, план действий, а также принят ряд соглашений, в том числе по теме борьбы с коррупцией.
Продолжая реализовывать положения Плана действий по борьбе с коррупцией на 2017-2018 годы, «Большая двадцатка» в ходе саммита также согласовала:
- Руководящие принципы организации противодействия коррупции (High Level Principles on Organizing against corruption);
- Руководящие принципы по применению мер ответственности к юридическим лицам (High Level Principles on the Liability of Legal Persons);
- Руководящие принципы по противодействию коррупции в рамках таможенной деятельности (High Level Principles on Countering Corruption in Customs);
- Руководящие принципы по борьбе с коррупционной составляющей контрабандной торговли редкими животными и растениями и производными продуктами (High Level Principles on Combatting Corruption related to Illegal Trade in Wildlife and Wildlife Products).
Два последних документа устанавливают антикоррупционные принципы в узконаправленных сферах.
В Руководящих принципах организации противодействия коррупции определены основные рекомендации для государств по выстраиванию системы противодействия коррупции, в том числе применению административных мер, использованию человеческих ресурсов, организации обучения и повышения информированности, мониторингу, подотчетности и прозрачности деятельности, обеспечению координации и международному сотрудничеству.
В Руководящих принципах по применению мер ответственности к юридическим лицам выделено 4 основных сферы:
- создание тщательно проработанной нормативной правовой базы для обеспечения привлечения к ответственности юридических лиц;
- применение действенных, соразмерных и оказывающих сдерживающее воздействие санкций;
- международное взаимодействие;
- поддержка контактов с частным сектором.
В рамках этих сфер определены 14 ключевых принципов, на которых должен строиться институт привлечения к ответственности юридических лиц, в том числе:
- необходимо формирование всеобъемлющей нормативной правовой базы, предусматривающей ответственность юридических лиц за коррупцию, включая дачу взяток как внутри страны, так и за рубежом и смежные преступления;
- применение мер ответственности к юридическим лицам не должно ограничиваться случаями привлечения к ответственности физических лиц/лиц, совершивших преступление; случаями, когда преступление было совершено руководителем высшего звена;
- юридическое лицо не должно иметь возможность избежать ответственности, используя различных посредников, в том числе иных юридических лиц, признающих совершение коррупционного преступления от своего имени и в своих интересах; изменяя свою корпоративную структуру (путем реструктуризации, слияния, поглощения и т.п.);
- применяемые санкции должны быть действенны, соразмерны и оказывать сдерживающее воздействие;
- если организация в своей деятельности попадает под юрисдикцию нескольких стран, необходимо обеспечить их взаимодействие при принятии решения о привлечении организации к ответственности;
- организациям следует обеспечивать формирование эффективных систем внутреннего контроля, этики и комплаенс-программ, а государству – учитывать опыт частного сектора для совершенствования государственного регулирования.
В настоящее время формирование института привлечения юридических лиц к ответственности за коррупционные правонарушения обеспечивается, в том числе путем имплементации международных соглашений: Конвенции ООН против коррупции и Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. Согласно опубликованному в 2016 году докладу ОЭСР, такого рода механизмы (рассматриваемые в контексте подкупа иностранных должностных лиц) уже созданы практически во всех странах-участницах Конвенции ОЭСР (за исключением Аргентины): в 27 странах применяются меры уголовной ответственности, в 11, в том числе в России, – меры иного характера (использование принудительных мер, административная ответственность, гражданско-правовая ответственность), в 2 – и те, и другие.