Законодательством Бразилии не предусмотрена уголовная ответственность юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений. Вместе с тем, согласно Закону №12.846 от 01.08.2013 «О чистой компании» (Lei №12.846/13 da Empresa Limpa), также известному как Закон о борьбе с коррупцией (Lei Anticorrupção), компании подлежат привлечению к административной и гражданской ответственности.
Согласно статье 16 главы V данного закона с организацией, обвиняемой в совершении действий против государственной, национальной или зарубежной администрации (prática de atos contra a administração pública, nacional ou estrangeira), в случае ее активного взаимодействия со следствием, позволившего идентифицировать участников преступления, а также оперативно получить документы и информацию, подтверждающие наличие противоправных действий, может быть заключено соглашение о смягчении мер ответственности.
Руководство №07/2017, опубликованное Федеральной прокуратурой, включает в себя 18 пунктов, которые необходимо соблюдать прокурорам при заключении таких соглашений.
В частности, согласно документу, сотрудником MPF, наделенным полномочиями по подаче иска о нарушении закона №12.846/13, должно быть обеспечено проведение переговоров, согласование и подготовка формализованного соглашения. При этом переговоры о заключении соглашения должны начинаться одновременно или после проведения переговоров о взаимовыгодном сотрудничестве.
После обсуждения с организацией информации и доказательств, которые должны быть представлены в рамках сотрудничества, а также возможности заключения соглашения о смягчении мер ответственности и сроках, следует заключить соглашение о соблюдении конфиденциальности.
Переговоры должны проводиться более чем одним сотрудником MPF, к ним также могут быть привлечены другие органы, такие как Министерство прозрачности, инспектирования и контроля (Ministério da Transparência, Fiscalização e Controle), Генеральный прокурор Союза (Advocacia-Geral da União), Административный совет по экономической безопасности (Conselho Administrativo de Defesa Econômica), Суд аудиторов союза (Tribunal de Contas da União).
В соглашении о смягчении наказания должны содержаться по крайней мере следующие разделы:
- правовые основания;
- описание сторон (в случае, если стороной является группа компаний – описание каждого участника);
- описание ожидаемого общественного эффекта (возможность влияния и полезность заключения такого соглашения)
- цель соглашения;
- обязанности сторон (в том числе обязанность по разработке и принятию комплаенс-программ организацией, возмещение ущерба и выплата штрафа);
- возможность вступления в соглашение иных сторон (гос.органов и иных учреждений);
- сотрудничество с иностранными органами власти;
- положения о возврате активов;
- положения о конфиденциальности;
- положения об отказе от свидетельствования против себя и праве на молчание;
- прекращение соглашения: предпосылки и последствия.
При проведении переговоров во избежание задвоения штрафов должны учитываться положения международных соглашений, членом которых является Бразилия: Конвенции ООН против коррупции, Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, Межамериканской конвенции против коррупции.
Документом также определено, что при расчете величины штрафа прокурорам следует руководствоваться положениями статьи 12 Закона №8.429/92 об административных проступках (artigo 12 da Lei №8.429/92 de Improbidade Administrativa) и (или) статей 6 и 16 параграфа 2 Закона №12.846/13 (artigo 6 e 16, § 2 da Lei №12.846/13) и статей 17-20 Указа №8420/15 (artigos 17 a 20 do Decreto №8420/15).
В контексте рассматриваемого вопроса применения в Бразилии мер ответственности за коррупционные правонарушения к юридическим лицам следует обратить внимание на важность принятия организациями мер по предупреждению коррупции.
Так, согласно статье 7 Закона №12.846/13 при определении санкций учитываются, в том числе существующие в организации внутренние механизмы и процедуры обеспечения неподкупности, контроль и поощрение заявителей о недобросовестном поведении, эффективное применение кодексов этики и поведения. В развитие данных положений особенности оценки компаенс-программ изложены в Указе №8420/15 (Глава IV).
Кроме того, Генеральным прокурором Союза совместно с Министерством прозрачности, инспектирования и контроля разработано Руководство по разработке и внедрению организациями комплаенс-программ («Programa de Integridade: diretrizes para empresas privadas»). В данном руководстве рассматриваются такие антикоррупционные меры, как внедрение кодексов этики и поведения; разработка порядка взаимодействия с контрагентами, политики дарения/получения подарков и оказания знаков гостеприимства, взаимодействия с иностранными должностными лицами, заключения контрактов, оказания спонсорской помощи и предоставления пожертвований, обеспечения поглощения, слияния и реструктуризации; внедрение механизмов бухгалтерского учета и контроля; создание механизмов обратной связи, в том числе для подачи жалоб и заявлении о замеченных нарушениях; проведение консультаций и обучения, формирование эффективной и недискриминационный системы мер дисциплинарной ответственности, а также механизмов обеспечения пресечения противоправных деяний.