Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
Общая информация
Работа по противодействию коррупции
Оценочный механизм

ГРЕКО – международная организация, созданная Советом Европы в 1999 году с целью помощи странам-участницам в совершенствовании механизмов борьбы с коррупцией.

Участниками ГРЕКО могут быть не только члены Совета Европы, но и любая иная страна. Кроме того, страна, ратифицировавшая конвенцию Совета Европы о гражданской и/или об уголовной ответственности за коррупцию, автоматически присоединяется к ГРЕКО и ее оценочному механизму. На данный момент в ГРЕКО входит 49 государств. Россия на данный момент в их число не входит.

Высшим исполнительным органом Группы является Бюро ГРЕКО, которым руководит Президент. Президент, вице-президент и члены Бюро избираются на Пленарном заседании сроком на два года. В настоящий момент функции Президента исполняет Марин Мрчела (Хорватия). 

Штаб-квартира ГРЕКО расположена в Страсбурге. Пленарные заседания и встречи Бюро ГРЕКО проходят четыре раза в год.

Деятельность ГРЕКО преимущественно направлена на реализацию двух антикоррупционных конвенций Совета Европы: Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. В соответствии с Уставом ГРЕКО любое государство, подписавшее и ратифицировавшее хотя бы одну из двух этих конвенций, автоматически становится членом организации и берет на себя обязательства проходить процедуры оценки ГРЕКО. 

На данный момент Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию ратифицировали 46 стран (подписали, но не ратифицировали еще 2 страны). Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за коррупцию ратифицировали 34 страны (подписали, но не ратифицировали еще 7 стран). 

В дополнение к конвенциям ГРЕКО стремится обеспечить реализацию и ряда иных антикоррупционных документов, в том числе 20 руководящих принципов борьбы с коррупцией Совета Европы.

Реализуемая ГРЕКО процедура оценки состоит из нескольких этапов (раундов). Каждый раунд посвящен отдельной теме. 

Оценка в рамках каждого раунда включает две стадии. В ходе первой стадии оцениваемая страна заполняет единообразный опросник, позволяющий получить базовую информацию о реализации отдельных мер противодействия коррупции. После этого ГРЕКО организует визит делегации экспертов в оцениваемую страну. В ходе визита проходят встречи экспертов с представителями профильных ведомств. По итогам визита экспертами готовится проект отчета, содержащий, в том числе рекомендации по устранению выявленных недостатков. Проект отчета обсуждается, корректируется и принимается на пленарном заседании ГРЕКО.

В ходе второй стадии осуществляется контроль над выполнением рекомендаций. По истечении 18 месяцев оцениваемая страна направляет ГРЕКО отчет, в котором указывает, какие действия были предприняты для выполнение каждой рекомендации. Если рекомендации выполнены не в полном объеме, ГРЕКО проводит дополнительную проверку в течение следующих 18 месяцев. В отношении государств, которые выполняют рекомендации неудовлетворительно, может быть вынесена резолюция о неисполнении.

Все отчеты по странам можно найти здесь

Россия прошла четвертый оценочный раунд, отчет о выполнении рекомендаций можно посмотреть здесь.

Государства, входящие в организацию
Документы
Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию является широкомасштабным документом, направленным на координацию в области установления уголовной ответственности в отношении различных деяний, связанных с коррупцией. Конвенция также предусматривает принятие дополнительных мер в уголовном законодательстве и совершенствование международного сотрудничества в расследовании преступлений, связанных с коррупцией.

Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию

Конвенция является первой попыткой определить общие международные нормы в области гражданского права и коррупции. Она требует от участников предусмотреть в своем внутреннем законодательстве "эффективное средство правовой защиты для лиц, понесших ущерб в результате актов коррупции, позволяющее им защищать свои права и интересы, включая возможность возмещения убытков". Конвенция разделена на три главы, которые охватывают: меры, принимаемые на национальном уровне, международное сотрудничество и контроль за выполнением, а также заключительные положения.

Дополнительный протокол к Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию

Данный Протокол распространяет действие Конвенции на арбитражных судей по торговым, гражданским и иным вопросам, а также на присяжных заседателей, дополняя таким образом положения Конвенции, направленные на защиту судебных органов от коррупции. Страны-члены Конвенции должны принять необходимые меры для рассмотрения в качестве уголовных преступлений активный и пассивный подкуп национальных и иностранных арбитражных судей и присяжных заседателей.

Резолюция (97)24 «О двадцати руководящих принципах борьбы с коррупцией»

Резолюция принята Комитетом Министров Совета Европы в ноябре 1997 года на его 101-й сессии и призвана содействовать динамическому процессу эффективного предупреждения и противодействия коррупции. Утвержденные ей руководящие принципы включают повышение уровня информированности общественности, улучшение качества процедур расследования и ведения судебных дел, определение лиц и организаций, специализирующихся на борьбе с коррупцией, а также усиление международного взаимодействия.

Рекомендации Комитета министров № R(2000)10 «О кодексах поведения государственных служащих»

Комитет Министров Совета Европы рекомендует правительствам стран-участниц содействовать принятию национальных кодексов поведения государственных служащих в рамках национальных законов и принципов государственного управления, основой для которых должен служить приведенный в качестве приложения к данным Рекомендациям модельный кодекс поведения.

Рекомендации Комитета Министров Совета Европы Rec(2003)4 «Об общих правилах противодействия коррупции при финансировании политических партий и избирательных кампаний»

Комитет Министров Совета Европы рекомендует правительствам стран-участниц в рамках своих национальных правовых систем принять правила противодействия коррупции при финансировании политических партий и избирательных кампаний, используя в качестве примера типовые правила, содержащиеся в приложении к данным Рекомендациям.

Новости

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.