HSE University Anti-Corruption Portal
General Information
Anti-Corruption Track
Evaluation Mechanism

The OECD is an international organization founded in 1961 to stimulate economic progress and world trade. The OECD mandate covers a broad range of issues, including finance, economic development, health system, taxation, migration, protection of the environment, etс. The OECD initiated the conclusion of international agreements in a number of areas of its activity, including anti-corruption, which are open both to the OECD member states and other countries.

The OECD has 37 member states. At present, Russia is not a member of the organization.

The OECD is led by the Secretary General, elected for a renewable five-year term. The incumbent Secretary General of the OECD is José Ángel Gurría from Mexico. The organization is headquartered in Paris.

The anti-corruption activities of the OECD are primarily focused on the implementation of the OECD Convention on Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions. The Convention was adopted in 1997. It has to date been ratified by 37 OECD member states and 7 countries that are not members of the organization, including Russia which ratified the Convention in 2012.

Originally, the Convention was designed to counter one of the corrupt practices, i.e. bribery of foreign public officials by companies from other countries so that the latter could gain competitive advantages. At the same time its implementation provides for the establishment of a series of mechanisms whose impact is much wider than the narrow area mentioned in the title. In addition to the Convention a set of recommendations on its implementation was adopted. The recommendations often significantly broaden its content.

In order to discuss the progress in the implementation of the Convention the Working Group on Bribery in International Business Transactions was established. Its meetings are held four times a year.

Besides the activities aimed at implementing the Convention, the OECD runs a number of other anti-corruption projects. Today the OECD is a major international analytical centre for anti-corruption issues. Specifically, the OECD often publishes its own analytical materials on such topics as the establishment of the standards for conduct and conflict-of-interest management, fight against corruption in public procurement, regulation of lobbying etc.

In 2019, the OECD launched on its website the Anti-Corruption & Integrity Hub. The Hub contains the text of the OECD Anti-Bribery Convention together with related documents and data on its implementation, as well as numerous toolkits, guidelines, manuals, other publications, and information on OECD activities.

The OECD regularly monitors the implementation of the Convention by its member states. The monitoring consists of four phases: in the first phase the analysis of relevant national laws is carried out; in the second phase the effectiveness of the enforcement of these laws in practice is assessed; in the third phase the enforcement of the Convention is reviewed; and in the fourth phase law enforcement and cross-cutting issues adapted to the needs of specific countries as well as the recommendations of the previous phase that have not been followed are addressed.    

The monitoring is a peer review process in the course of which each state party is reviewed by two peers selected by a drawing of lots among the countries that have ratified the Convention. They analyse respective laws and documents and send their experts to the country under review to have working meetings with representatives of its competent authorities.

Each phase is concluded with a separate report containing, among other things, recommendations on how to improve national laws and their enforcement. 

All reports are available here.

Members of the Anti-Bribery Convention
Documents
OECD Convention on Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions

The OECD Convention imposes legally binding requirements for the criminalization of bribery of foreign public officials in international business transactions and sets out a number of related measures for their effective implementation. The Convention is the first and the only international anti-corruption instrument that focuses on active bribery.

OECD Recommendation for Further Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions

The Recommendation was released on December 9, 2009, when the OECD marked the tenth anniversary of the entry into force of the OECD Convention on Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions. The Recommendation was adopted to enhance the ability of the states parties to the Convention to prevent, detect and investigate allegations of foreign bribery. The Recommendation has additional information and comments on the interpretation and proper application of specific articles of the Convention in practice.

Good Practice Guidance on Internal Controls, Ethics, and Compliance

The Guidance is addressed to companies for establishing and ensuring the effectiveness of internal controls, ethics, and compliance programmes or measures for preventing and detecting the bribery of foreign public officials in their international business transactions and to business organizations and professional associations, which play an essential role in assisting companies in these efforts. I

This Guidance is flexible, and intended to be adapted by companies according to their individual circumstances, including their size, type, legal structure and industrial sector of operation, as well as the jurisdictional and other basic legal principles under which they operate.

Recommendation of the Council on Bribery and Officially Supported Export Credits

The Recommendation was released in 2019 to lay down the basic principles of countering corruption in international business transactions benefiting from official export credit support, including the screening of such operations, verification of due diligence of the parties involved in a transaction, evaluation of this information and the adoption of final decision, based on it, on whether to provide export support or not.

Recommendation of the Council on Tax Measures for Further Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions

The Recommendation is focused on combating bribery of foreign public officials by prohibiting by law or by any other binding means the tax deductibility of bribes to public officials and by facilitating reporting by tax authorities of suspicions of foreign bribery to the appropriate domestic law enforcement authorities.

OECD Guidelines for Multinational Enterprises

The Guidelines provide principles and standards for responsible business conduct in a global context consistent with applicable laws and internationally recognised standards. The document is only multilaterally agreed and comprehensive code of responsible business conduct that governments of the states parties have committed to promoting.

OECD Official Website

The official website of the Organization for economic Co-operation and Development (OECD). The anti-corruption section is available here.

OECD iLibrary

The website contains all OECD publications. There is no separate anti-corruption section, therefore a key theme should be used to search in the general database (for example, corruption, integrity, ethics, etc.).

Official Website of the OECD in Russia

The website is devoted to the participation of the Russian Federation in the OECD activities and contains the information on relevant events, including those about countering the bribery of foreign public officials.

OECD Guidelines for Managing Conflict of Interest in the Public Service

The Guidelines lay down a set of principles and standards for drafting and implementing the policy on the management of conflict-of-interest situations.

OECD Principles for Transparency and Integrity in Lobbying

The Principles provide decision-makers with directions and guidance to foster transparency and integrity in lobbying.

OECD Due Diligence Guidance for Responsible Business Conduct

The OECD Due Diligence Guidance for Responsible Business Conduct provides practical support to enterprises on the implementation of the OECD Guidelines for Multinational Enterprises by providing plain language explanations of its due diligence recommendations and associated provisions. Implementing these recommendations can help enterprises avoid and minimize adverse impacts associated with their operations, supply chains and other business relationships. The Guidance includes additional explanations, tips and illustrative examples of due diligence.

News

We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

Антикоррупционный портал
Общая информация
Работа по противодействию коррупции
Оценочный механизм

ОЭСР – международная организация, созданная в 1961 году для развития международной торговли и стимулирования экономического прогресса. Деятельность ОЭСР затрагивает широкий круг вопросов, в том числе финансы, экономическое развитие, здравоохранение, налогообложение, миграцию, защиту окружающей среды и т.д. По ряду направлений своей деятельности, включая антикоррупционную тематику, ОЭСР инициировала подписание международных соглашений, к которым могут присоединяться как страны-участницы ОЭСР, так и иные государства.

Членами ОЭСР являются 36 стран. Россия на данный момент в их число не входит.

Руководство организацией осуществляет генеральный секретарь, который избирается на пять лет с возможностью переизбрания. В настоящий момент должность генерального секретаря занимает Хосе Анхель Гурриа (Мексика). Штаб-квартира ОЭСР находится в Париже.

Работа ОЭСР по противодействию коррупции строится, в первую очередь, вокруг имплементации Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. Конвенция была принята в 1997 году. На данный момент ее ратифицировали 36 стран-участниц ОЭСР и 8 стран, не входящих в организацию, в том числе и Россия (2012 г).

Конвенция изначально направлена на противодействие одной из коррупционных практик – подкупу иностранными компаниями должностных лиц других стран в целях получения конкурентных преимуществ. Вместе с тем, ее реализация предполагает внедрение ряда механизмов, воздействие которых выходит далеко за пределы узкой сферы, обозначенной в названии. В дополнение к Конвенции ОЭСР были приняты рекомендации по ее применению, которые зачастую существенно расширяют ее содержание. 

В целях обсуждения хода реализации Конвенции была создана Рабочая группа ОЭСР по борьбе со взяточничеством при осуществлении международных коммерческих сделок. Встречи группы проходят четыре раза в год.

Наряду с деятельностью, направленной на имплементацию Конвенции, ОЭСР реализует множество иных проектов по антикоррупционной тематике. На сегодняшний день ОЭСР является одним из крупнейших международных аналитических центров по вопросам противодействия коррупции. В частности, ОЭСР регулярно публикует собственные аналитические материалы по таким темам, как внедрение стандартов поведения и регулирование конфликта интересов, противодействие коррупции в госзакупках, регулирование лоббизма и т.д.

На сайте ОЭСР также есть раздел, посвященный противодействию коррупции. Он содержит в себе текст Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок и сведения о ее реализации отдельными странами, а также многочисленные рекомендации, руководства, пособия, иные публикации ОЭСР, информацию о мероприятиях, проводимых с участием ОЭСР.

ОЭСР проводит регулярный мониторинг имплементации Конвенции странами-участницами. Мониторинг разбит на четыре фазы: в ходе первой фазы анализируется содержание соответствующего законодательства страны, в ходе второй - эффективность применения этого законодательства на практике, в ходе третьей фазы рассматривается обеспечение выполнения Конвенции, рекомендаций по ее имплементации и неисполненные рекомендации, данные в ходе второй фазы, в ходе четвертой - правоприменение и сквозные вопросы, учитывающие потребности конкретных стран, и неисполненные рекомендации, данные в ходе третьей фазы.

Для проведения мониторинга из числа стран, ратифицировавших Конвенцию, по жребию выбираются две страны-оценщицы, которые анализируют соответствующее законодательство и документы, а также направляют своих экспертов для проведения рабочих встреч с представителями профильных ведомств оцениваемой страны.

По итогам каждой фазы оценки составляется отдельный отчет, содержащий, в числе прочего, рекомендации по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.

Все отчеты можно посмотреть здесь.

Страны, ратифицировавшие конвенцию
Документы
Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок и сопутствующие документы

Конвенция ООН устанавливает имеющие обязательную юридическую силу требования по криминализации подкупа иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок и предоставляет множество сопутствующих мер по их эффективной реализации. Данная Конвенция  - первый и единственный международный антикоррупционный инструмент, ставящий в центр внимания "предлагающую сторону" взяточничества.

Пересмотренные рекомендации ОЭСР по дальнейшей борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок

Пересмотренные рекомендации были приняты 9 декабря 2009 года в рамках десятой годовщины вступления в силу Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. Их целью стало расширение возможностей стран-участниц Конвенции по предупреждению, выявлению и расследованию заявлений о подкупе иностранных должностных лиц. В Рекомендациях представлены дополнения и комментарии к толкованию и надлежащим способам применения на практике отдельных статей Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок.

Руководство по лучшим практикам внутреннего контроля, этики и комплаенса

Настоящее Руководство подгтовлено с целью оказания помощи компаниям при разработке и обеспечении эффективности реализации программ внутреннего контроля, этики и комплаенса или при принятии мер, направленных на предупреждение и выявление фактов подкупа иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, а также бизнес-организациям профессиональным ассоциациям, которые играют важную роль в содействии принятию компаниями таких мер.

Руководство является гибким и должно быть самостоятельно адаптировано компаниями с учетом своих индивидуальных особенностей, в том числе размера, типа, организационной структуры и сферы ведения бизнеса, а также юрисдикции и иных базовых правовых принципов, в соответствии с которыми компания осуществляет свою деятельность.

Пересмотренные Рекомендации ОЭСР по борьбе со взяточничеством при осуществлении официальной поддержки экспортных кредитов

Пересмотренные рекомендации, принятые в 2019 году, устанавливают основные принципы по противодействию коррупции при предоставлении экспортных кредитов, включая скрининг таких операций, проверку добросовестности вовлеченных сторон, оценку полученных результатов и принятие на ее основе соответствующего решения о предоставлении экспортной поддержки.

Рекомендации Совета по налоговым мерам по дальнейшей борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок

Рекомендации построены вокруг темы пресечения возможности получения взяток иностранными должностными лицам посредством принятия законодательных или любых других обязательных мер, позволяющих запретить применение налоговых вычетов к коррупционным доходам должностных лиц, а также мер по упрощению для налоговых органов порядка информирования правоохранительных органов о подозрениях на наличие фактов подкупа иностранных должностных лиц.

Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятий

В Руководстве представлены принципы и стандарты ответственного ведения бизнеса в глобальном контексте в соответствии с применимыми законами и международно-признанными стандартами. Документы является единственным согласованным на многосторонней основе и всеобъемлющим кодексом ответственного делового поведения, который обязались продвигать правительства стран-участниц.

Официальный сайт ОЭСР

Официальный сайт Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Раздел, посвященный вопросам противодействия коррупции, находится здесь.

Электронная библиотека ОЭСР

Сайт, на котором собраны все публикации ОЭСР. Отдельного раздела с публикациями по антикоррупционной тематике не предусмотрено, искать документы в общей базе можно по ключевым словам (например, corruption, integrity, ethics, etc.).

Официальный сайт ОЭСР в России

Сайт посвящен деятельности Российской Федерации в качестве члена ОЭСР и содержит информацию об основных событиях, связанных с участием России в данной международной организации, в том числе в части противодействия подкупу иностранных должностных лиц.

Руководство ОЭСР по регулированию конфликта интересов на государственной службе

В Руководстве определен набор основных принципов и стандартов для разработки и реализации политики по регулированию конфликтов интересов.

Принципы ОЭСР по обеспечению прозрачности и неподкупности лоббистской деятельности

Принципы предоставляют лицам, ответственным за принятие государственных решений, указания и рекомендации по обеспечению прозрачности и неподкупности при осуществлении лоббистской деятельности.

Руководство ОЭСР по проверке добросовестности ведения бизнеса

Руководство ОЭСР по проверке добросовестности (due diligence) ведения бизнеса призвано оказать практическую поддержку предприятиям при реализации Руководящих принципов ОЭСР для многонациональных предприятий, предоставляя понятные пояснения к рекомендациям по проверке добросовестности. Реализация этих рекомендаций может помочь предприятиям избежать или минимизировать неблагоприятные последствия, связанные с проводимыми ими операциями, существующими цепочками поставок и другими деловыми отношениями. Руководство включает дополнительные пояснения, советы и показательные примеры по проверке добросовестности.

Новости

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.