Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Бразилии установлена обязанность участников закупок по внедрению комплаенс-программ
Н.С. Горбачева, В.И. Ожерельева

В Бразилии принят нормативный правовой акт, который регулирует принятие комплаенс-программ в организациях, участвующих в государственных закупках.

Соответствующий Указ от 9 декабря 2024 г. № 12.304/2024 «О регламентации параграфа 4 статьи 25, части 4 статьи 60 и единственного абзаца статьи 163 Закона от 1 апреля 2021 года №14.133 «О государственных закупках и государственных контрактах» по вопросам внедрения программ добросовестности в рамках заключения крупных государственных контрактов на предоставление товаров, работ, услуг, при определении победителей тендеров на государственные закупки при равных предложениях и для восстановления статуса участника тендера на государственные закупки или исполнителя государственного контракта» (Decreto No. 12.304, de 9 de Dezembro de 2024 Regulamenta o art. 25, § 4º, o art. 60, caput, inciso IV, e o art. 163, parágrafo único, da Lei nº 14.133, dede abril de 2021, para dispor sobre os parâmetros e a avaliação dos programas de integridade, nas hipóteses de contratação de obras, serviços e fornecimentos de grande vulto, de desempate de propostas e de reabilitação de licitante ou contratado, no âmbito da administração pública federal direta, autárquica e fundacional), вступающий в силу 7 февраля 2025 года, возлагает на организации обязанность внедрить (усовершенствовать) комплаенс-программу в случае:

  • заключения крупного – стоимостью выше 200 млн бразильских реалов (около 3,3 млрд рублей) – государственного контракта на предоставление товаров, работ, услуг;
  • участия в процедуре выбора победителя при равных предложениях;
  • подачи запроса на восстановление статуса участника / исполнителя после привлечения к ответственности за 1) представление подложной документации и/или заведомо недостоверной информации в рамках участия в тендерах и/или исполнения государственного контракта и/или 2) совершения правонарушений, наносящих ущерб государственным ресурсам, государственному управлению и/или международным обязательствам страны.

Согласно Указу, внедряемые комплаенс-программы могут охватывать такие области, как:

  • приверженность высшего руководства, в том числе совета директоров, продвижению принципов добросовестности, подтверждаемая видимой и недвусмысленной поддержкой комплаенс-программ и выделением достаточных ресурсов на их реализацию;
  • разработка и внедрение стандартов поведения, кодексов этики, иных политик и процедур продвижения принципов добросовестности, применимых ко всем сотрудникам и руководителям вне зависимости от их должности или роли в компании, а также, при необходимости, к контрагентам;
  • адекватное управление рисками, в том числе их периодическая оценка, направленная на выявление необходимых изменений комплаенс-программ и обеспечение эффективного распределения ресурсов;
  • осуществление внутреннего контроля, особенно в отношении финансовой отчетности, полноты и достоверности бухгалтерских записей;
  • создание каналов раскрытия информации о правонарушениях и обеспечение защиты разоблачителей;
  • регулярное проведение обучающих и просветительских мероприятий по вопросам реализации комплаенс-программ;
  • внедрение конкретных процедур предотвращения коррупции, мошенничества и иных правонарушений при любом взаимодействии с государственными органами и организациями, в том числе в сфере государственных закупок;
  • создание обладающих достаточной независимостью подразделений, ответственных за реализацию комплаенс-программ и оценку их эффективности;
  • применение мер дисциплинарной ответственности в случае нарушения положений комплаенс-программ, а также процедур, обеспечивающих оперативное пресечение выявленных нарушений и своевременное устранение причиненного ущерба;
  • проведение оценки контрагентов (due diligence), в том числе при взаимодействии с политически значимыми лицами, осуществлении спонсорской и благотворительной деятельности, а также при слияниях, поглощениях и иных процессах корпоративной реструктуризации;
  • обеспечение прозрачности деятельности компании;
  • осуществление постоянного мониторинга комплаенс-программ с целью их совершенствования для предотвращения, выявления и пресечения случаев коррупции, мошенничества и иных правонарушений в сфере государственных закупок, а также для их приведения в соответствие с характеристиками компании и рисками ее деятельности в случае изменений.

Полномочия по контролю за внедрением комплаенс-программ возлагаются на Генерального контролера Союза (Controladoria-Geral da União). В частности, его офис будет выполнять следующие функции:

  • проведение проверок исполнения требований о внедрении комплаенс-программ по запросу государственных органов и организаций или по собственной инициативе, в том числе истребование необходимой для этого информации, проведение технических визитов и собеседований, и последующая подготовка отчетов по результатам проверок, в частности, разработка рекомендаций по устранению недостатков комплаенс-программ;
  • привлечение к ответственности в случае обнаружения неисполнения требований о внедрении комплаенс-программ;
  • разработка и принятие методологии оценки и минимальных критериев признания факта наличия (совершенствования) комплаенс-программы; соответствующие критерии при этом должны учитывать: 1) размер компании, 2) ее оборот, 3) структуру корпоративного управления, 4) количество и местонахождение юридических лиц, входящих в состав экономической группы, 5) сектора экономики и страны, в которых осуществляет свою деятельность компания, 6) привлечение к работе контрагентов, 7) взаимодействие с государственными органами и организациями.

Одновременно Закон предусматривает меры ответственности за несоблюдение установленных требований, в частности, за:

  • непредставление и/или представление подложной документации и/или заведомо недостоверной информации о внедрении или усовершенствовании комплаенс-программ;
  • отказ от представления документации и/или информации о внедрении или усовершенствовании комплаенс-программ;
  • несоблюдение требований к внедрению или усовершенствованию комплаенс-программ;
  • препятствование проведению оценки комплаенс-программ и/или расследованию исполнения требований к внедрению комплаенс-программ Генеральным контролером Союза;
  • совершение иных неправомерных действий с документами и/или информацией, представляемыми в рамках подтверждения внедрения или улучшения комплаенс-программ.

Совершение соответствующих нарушений может повлечь:

  • предупреждение;
  • штраф в размере от 1% до 5% стоимости государственного контракта;
  • аннулирование государственного контракта;
  • лишение права участвовать в государственных закупках и заключать государственные контракты.
Темы
Комплаенс
Коррупция в сфере государственных закупок
Меры ответственности

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.