Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Украине принят закон о криминализации незаконного обогащения чиновников

В четверг, 31 октября 2019 года, Верховная рада Украины приняла законопроект, предусматривающий возможность конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций или функций местного самоуправления, а также ужесточающий наказание за приобретение таких активов. На момент выхода заметки законопроект находился на стадии ожидания его подписания главой государства.

Данный законопроект содержит ряд нововведений:

  • Во-первых, он возвращает уголовное наказание за незаконное обогащение чиновников в особо крупном размере - вводится новая статья 368-5 Уголовного кодекса “О незаконных доходах”, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет с утратой права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет. Следует отметить, что в начале 2019 года Конституционный суд Украины (КСУ) признал подобные нормы противоречащими Конституции страны.
  • Во-вторых, законопроектом вводится инструмент гражданской конфискации в отношении незаконных активов чиновников. Конфискация будет происходить в особом порядке по решению суда без обвинительного приговора. Таким образом, помимо уголовной ответственности за незаконное обогащение, новый законопроект предусматривает и гражданско-правовую.
  • В третьих, законопроект устанавливает новый механизм выявления и регистрации незаконных доходов чиновников: он будет осуществляться специальными антикоррупционными органами совместно с органами прокуратуры.

Разработка законопроекта была инициирован Президентом Украины Владимиром Зеленским и, по данным Администрации главы государства, происходила в сотрудничестве с иностранными экспертами.

Решение Конституционного суда Украины об отмене наказания за незаконное обогащение

Наказание за незаконное обогащение чиновников в Украине было впервые введено в 2015 году. Оно предусматривалось статьей 368-2 УК Украины “Незаконное обогащение”. Уголовная ответственность наступала за “приобретение лицом, уполномоченным на исполнение функций государства или местного самоуправления, в собственность активов в значительном размере, законность оснований приобретения которых не подтверждалась доказательствами, а также за передачу таких активов третьим лицам”. Статья была введена в рамках антикоррупционных реформ и просуществовала в Уголовном Кодексе Украины 4 года.

В феврале 2019 года Конституционный Суд Украины признал статью несоответствующей Основному закону Украины и вынес решение о ее исключении из уголовного законодательства. КСУ обосновал свое решение тем, что “незаконное обогащение” определяется в статье, как “средства, законность оснований приобретения которых не подтверждено доказательствами”, а такая формулировка позволяет привлечь к уголовной ответственности чиновников, которые приобрели в собственность активы легальным путем, но не имеют при этом возможности подтвердить законность их приобретения.

По мнению Суда, такой подход к криминализации незаконного обогащения обязывает сторону защиты доказывать законность происхождения своих активов, что нарушает принцип презумпции невиновности и принцип недопустимости привлечения лица к ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, что не соответствует статьям 62 и 63 Конституции Украины. Помимо этого, КСУ пришел к выводу, что статья 368-2 УК “не соответствует требованиям четкости, точности и однозначности, а потому противоречит юридической определенности как составляющей принципа верховенства права, закрепленного в статье 8 Конституции Украины”.

Одновременно с оглашением решения КСУ о декриминализации незаконного обогащения было автоматически закрыто 65 уголовных дел по соответствующей статье, находившихся на этапе досудебного расследования.

Новый подход к незаконному обогащению

Статья 368-2 УК Украины криминализировала приобретение активов, законность которых не доказана, при этом их размер определялся через абстрактные величины (“в значительном размере”) без конкретных денежных показателей. В новой статье 368-5 УК Украины, предложенной в законопроекте, использован другой подход к определению незаконного обогащения, что полностью изменяет состав преступления.

Теперь незаконным обогащением является приобретение чиновником активов, стоимость которых превышает его законные доходы более чем на 6500 необлагаемых налогом прожиточных минимумов. В примечаниях к статье также разъясняются понятия “законные доходы” и “активы”. В понятие “активы”, помимо денежных средств и имущества, теперь включены криптовалюты и сокращения финансовых обязательств.

Как уже было отмечено, законопроект не ограничивается введением уголовной ответственности за незаконное обогащение, предусматривая также гражданско-правовую ответственность. Для изъятия незаконных доходов вводится институт гражданской конфискации. Так, согласно документу, иск о признании доходов незаконными может быть предъявлен чиновнику в случае приобретения им активов, стоимость которых более чем на 500 необлагаемых налогом прожиточных минимумов превышает его законные доходы, при этом не является обязательным условием наличие обвинительного приговора в отношении физического лица. Более того, законопроект устанавливает 4-летний срок исковой давности; это означает, что положения закона могут применяться в отношении любых активов чиновников, приобретенных в течение четырех лет до дня его принятия.

Механизм регистрации и изъятия незаконных активов

Законопроект вводит новый механизм выявления, регистрации и изъятия незаконно приобретенных активов. Выявление и регистрация незаконных средств будет проводиться в рамках предварительного расследования. Первичной проверкой электронных деклараций чиновников, как и раньше, будет заниматься Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК). При обнаружении в декларациях информации о возможном отражении недостоверных сведений государственному служащему дается 10 дней, чтобы объяснить источник приобретения тех или иных активов.

Параллельно НАПК передает сведения о вызывающих подозрения декларациях в Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) и Государственное бюро расследований (ГБР), которые занимаются сбором доказательств незаконного приобретения выявленных активов. НАПК также обязан оповещать Специализированную антикоррупционную прокуратуру (САП) или Офис Генерального прокурора Украины обо всех выявленных доказательствах наличия незаконного обогащения.

При этом НАПК и ГБР получают право запрашивать информацию у банков для ее использования в качестве доказательства в судебных разбирательствах. Подобные полномочия предполагают автоматический доступ указанных органов к сведениям, составляющим банковскую тайну. Помимо этого, НАБУ получит право запрашивать информацию для расследования у государственных органов, а также у широкого спектра предприятий, учреждений и организаций. После получения достаточного количества доказательств подается иск о признании таких активов незаконными.

Все дела о незаконном обогащении чиновников будут относиться к юрисдикции недавно созданного Высшего антикоррупционного суда Украины (ВАСУ). Информация обо всех конфискованных средствах будет вносится в Единый государственный реестр активов, а сами активы будут распределяться в пользу государственного бюджета Украины. В случае отсутствия возможности изъятия имущества, приобретенного на незаконные доходы, чиновник будет обязан выплатить государству сумму, аналогичную их стоимости в денежном выражении.

Перспективы криминализации незаконного обогащения

По мнению экспертов “Трансперанси Интернешнл - Украина”, институт гражданской конфискации незаконных активов может стать эффективным инструментом для пополнения бюджета страны. Предполагается, что данный процесс будет достаточно быстрым, так как гражданская конфискация не требует возбуждения уголовного судопроизводства. Отдельные преимущества дает также заложенный в законопроекте срок исковой давности, позволяющий возобновить 65 уголовных дел о незаконном обращении, которые были закрыты после того, как статья 368-2 УК Украины была признана неконституционной.

Тем не менее, в TI-Украина отмечают, что украинские власти обязаны сделать все возможное, чтобы не допустить нарушения прав собственности. Для этого они должны обеспечить эффективность работы судебной системы и ее независимость, так как, с принятием закона, судьи получат широкие полномочия при использовании инструмента гражданской конфискации.

Обязательства Украины перед западными партнерами

Криминализация незаконного обогащения чиновников в Украине являлась для страны важным условием по выполнению положений Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом, а также одним из закрепленных меморандумом обязательств перед Международным валютным фондом (МВФ).

Зарубежные партнеры Украины выразили свою обеспокоенность после того, как КСУ признал статью 368-2 УК неконституционной. Представители Евросоюза не согласились с аргументацией необхоимости исключения статьи из УК и потребовали от украинских властей повторно криминализировать незаконное обогащение чиновников, так как эта мера является необходимой для логического продолжения антикоррупционных реформ и, как следствие, дальнейшего сотрудничества с Украиной. Поэтому принятие данного законопроекта играет особенно важную роль для Киева: до конца года украинские власти планируют договориться с Международным валютным фондом о новой программе поддержки на сумму 5-6 млрд. долларов США.


Криминализация незаконного обогащение предусмотрена в статье 20 Конвенции ООН против коррупции. В Конвенции оно определяется как “значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать”. Криминализация незаконного обогащения позволяет привлекать коррупционеров к ответственности за неимением возможности зафиксировать конкретное коррупционное преступление, например, получение взятки или нецелевое расходование бюджетных средств.

Россия официально ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции только частично. В соответствующем законе о ратификации прописан список статей, в отношении которых РФ обладает юрисдикцией. 20 статья КПК ООН в этом списке не значится. Она не была ратифицирована, так как в РФ отсутствуют правовые основания ее применения. 

В России принималось несколько попыток криминализировать незаконное обогащение, но все оказались безуспешными. В 2019 году Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству совместно с Комитетом по безопасности и противодействию коррупции зарегистрирован новый законопроект, предусматривающий введение понятия незаконного обогащения в УК РФ и его криминализацию, однако его будущее пока не понятно. 

В 2012 году в РФ была введена гражданско-правовая ответственность за незаконное обогащение. Так, п.8 ч. 2 с. 235 ГК РФ предусматривает возможность конфискации имущества, в отношении которого не представлены доказательства его приобретения на законные доходы. Тем не менее, применение данной нормы вызывает сложности, так как до конца не определен механизм доказательства законности средств.

Темы
Меры ответственности
Декларирование
Антикоррупционные органы

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.