Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В ЕС вступила в силу Директива о защите осведомителей

Принятый документ направлен на создание механизмов правовой защиты сотрудников, сообщающих о фактах нарушений, в том числе коррупционных, о которых им стало известно в ходе осуществления своей профессиональной деятельности. Такие механизмы, согласно Директиве, должны обеспечивать защиту от репрессивных действий для широкого круга лиц, в том числе: 

  • работников по найму;
  • лиц, имеющих статус самозанятых;
  • волонтеров и стажеров;
  • членов корпоративных структур, в том числе акционеров и высший менеджмент;
  • сотрудников сторонних организаций-контрагентов: подрядчиков, субподрядчиков и поставщиков;
  • бывших и будущих сотрудников.

Документ также предусматривает необходимость предоставления защиты лицам, которые находятся с осведомителем в семейных, деловых или любых иных отношениях в случае, если существует вероятность нарушения их прав из-за раскрытия информации заявителем.

Лицо приобретает статус осведомителя и право на соответствующую защиту в случае, если оно от своего имени или анонимно сообщает о противоправных действиях, затрагивающих интересы Европейского союза и принципы внутреннего рынка, и о нарушениях в таких сферах, как: 

  • государственные закупки;
  • финансовые услуги, продукты и рынки, а также предотвращение отмывания денег и финансирования терроризма;
  • защита конфиденциальности и личных данных, а также сетевой и информационной безопасности и иных.

Для получения правовой защиты у лица должны быть разумные основания полагать, что сообщаемая им информация была правдива на момент подачи жалобы и что раскрытие данного типа сведений предусмотрено настоящей Директивой, а также что выбранный им способ раскрытия информации использовался в соответствии с положениями Директивы.

Документ предусматривает три возможных способа сообщения о выявленных нарушениях:

  • внутренние каналы организации;
  • внешние каналы, например, правоохранительные органы;
  • публичное раскрытие информации (СМИ).

Документ призывает сотрудников раскрывать информацию о нарушениях, в первую очередь, через внутренние каналы компании. Прибегать к сообщению по внешним каналам или раскрывать сведения публично рекомендуется только в случае, если обращение к внутренним каналам не принесло результатов или велика вероятность ответных действий репрессивного характера при использовании внутренних каналов, а также если нарушение может представлять собой неизбежную или явную угрозу общественным интересам и требует незамедлительного раскрытия. Тем не менее, решение о выборе канала сообщения должно оставаться за осведомителем. 

На организации, в штате у которых более 50 сотрудников, возлагаются обязанности по созданию внутренних каналов сообщения о нарушениях. Работодатель должен будет уведомить заявителя о получении жалобы в течение семи рабочих дней и предоставить ему информацию о планируемых в связи с поступлением жалобы действиях в течение трех месяцев с момента ее подачи. При этом используемые каналы сообщения о нарушениях должны обеспечивать конфиденциальность личных данных информатора. Наряду с этим, организациям рекомендуется провести обучение сотрудников правилам пользования как внутренними, так и внешними каналами раскрытия информации.

Среди примеров возможных неправомерных действий работодателя или подрядчика в ответ на раскрытие информации о нарушениях документ выделяет:

  • ограничение доступа к трудоустройству путем необоснованного увольнения или создания преград для заключения трудовых отношений с другими работодателями;
  • создание карьерных барьеров, закрывающих путь к профессиональному развитию, в том числе отказ в продвижении по службе или в предоставлении обучения;
  • совершение действий, направленных на подрыв доверия к информатору, например, его дискредитации в социальных сетях;
  • применение необоснованных финансовых санкций, например, лишение премий или понижение зарплаты;
  • необоснованное аннулирование лицензий или разрешений сотрудника и иные.

При этом бремя доказывания оправданности тех или иных действий, совершенных в отношении сотрудника, обладающего статусом осведомителя, ложится на работодателя. 

Страны ЕС должны создать условия, обеспечивающие защиту от подобных действий репрессивного характера лиц, сообщающих о неправомерной деятельности. Так, в соответствии с документом, осведомитель не должен рассматриваться как лицо, нарушившее какие-либо запреты на раскрытие конфиденциальной информации, и нести за это ответственность при условии, что разглашение данных было необходимо для выявления нарушения. Они также не должны нести ответственность за способ получения сообщаемой информации, если он не предполагает совершения прямо запрещенных уголовным законодательством деяний.
Согласно положениям Директивы, при необходимости, государства-члены ЕС должны обеспечить осведомителям доступ к бесплатным юридическим консультациям по вопросам правовой защиты от преследований и к юридической помощи в процессе уголовного и гражданского судопроизводства, при этом возможный причиненный им ущерб и понесенные расходы должны быть компенсированы. Информаторы также получат дополнительную защиту, например, заявителя невозможно будет уволить до завершения судебного разбирательства.


*Директива 2019/1937/ЕС была принята после таких громких скандалов, как Cambridge Analytica, Panama Papers и Luxleaks, продемонстрировавших важность деятельности осведомителей для раскрытия преступлений, в том числе коррупционной направленности. По словам представителей Европейской комиссии, большинство противоправных действий в организациях остаются незамеченными, так как сотрудники не сообщают о них из-за страха потерять работу или стать жертвой репрессий.

Целью принятия Директивы стало создание в государствах-членах Европейского союза унифицированной системы правовых норм, направленных на обеспечение всесторонней защиты таких лиц. С момента вступления Директивы в силу у стран будет два года для того, чтобы привести свое национальное законодательство в соответствие с ее положениями и принять необходимые нормативные акты, предусматривающие установление для компаний единых требований по формированию системы служебных разоблачений и защиты осведомителей.

Темы
Заявители о коррупции

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.