11 января был опубликован Закон №13.608, устанавливающий полномочия территориальных образований страны (штатов, федеральных округов и муниципалитетов) создавать специальные «горячие линии» для приема сообщения от населения, в том числе о замеченных ими фактах коррупционных нарушений. Принимать жалобы таким способом смогут также некоммерческие неправительственные организации, заключившие специальное соглашение.
Закон, кроме того, предусматривает необходимость поощрения участия гражданского общества в разоблачении неправомерных деяний, в том числе посредством введения института вознаграждения за сообщение информации, которая способствует предотвращению, пресечению или расследованию преступлений и административных правонарушений. Решение о введении такого рода поощрения для заявителей остается за властями территориального образования.
Говорить о результатах такого нововведения пока рано: его востребованность и эффективность станет понятна с течением времени, когда сложится соответствующая практика. Вместе с тем, некоторые эксперты уже выразили обеспокоенность попыткой введения в Бразилии такого рода инструментов, успешно используемых в зарубежных странах (например, в США). Опасения, прежде всего, вызывает возможность роста числа необоснованных обвинений в правонарушениях, целью которых станет получение выгоды или удовлетворение желания очернить «преступника», а не реальное разоблачение неправомерных деяний. Вместе с тем, оппоненты утверждают, что в случаях, когда будет доказано, что разоблачитель действовал из чувства личной неприязни, мести и т.п., к нему могут быть применены уголовные санкции в соответствии c Уголовным кодексом страны (ст. 339 Клеветнический донос – Denunciação caluniosa).
Второй нормативный акт – Закон №6.112, опубликованный 6 февраля и вступающий в силу 4 марта 2018 года. Он предусматривает введение обязанности принимать комплаенс-программы для организаций, взаимодействующих «с органами государственного управления всех ветвей власти» (Administração Pública do Distrito Federal, em todas as esferas de Poder»). При этом под взаимодействием подразумевается заключение контракта, партнерства, соглашения, договора концессии или государственно-частного партнерства, сумма которых равна или превышает цену, заявленную на торгах, и оценивается в размере от 80 тыс. до 650 тыс. бразильских реалов (от 1,4 млн. руб. до 11,5 млн. руб.), сроком на 180 дней и более.
В ст. 6 Закона устанавливаются требования к комплаенс-программе организации. Они включают 16 пунктов:
- необходимость вовлечения руководства организации, обеспечение поддержки реализации комплаенс-программы;
- разработка стандартов служебного поведения, кодекса этики, внедрение политик и процедур, направленных на формирование культуры неподкупности, применяющихся ко всем сотрудникам и руководителям, вне зависимости от занимаемой должности;
- применение, когда это необходимо, стандартов служебного поведения, кодекса этики, политик и процедур, направленных на формирование культуры неподкупности, в отношении контрагентов (поставщиков, подрядчиков, посредников и партнеров);
- проведение периодического обучения по соблюдению требований комплаенс-программы;
- проведение периодической оценки рисков для своевременной корректировки комплаенс-программы;
- ведение учетных записей, полно и точно отражающих все сделки компании;
- проведение внутреннего контроля, обеспечивающего оперативную подготовку и достоверность бухгалтерской отчетности и финансовых документов компании;
- введение специальных процедур по предотвращению мошенничества и незаконных деяний в рамках процедуры торгов при исполнении государственных контрактов или при любом ином взаимодействии с государственным сектором, в том числе через третьих лиц, например, при уплате налогов, проведении проверки, получении аккредитаций, лицензий, разрешений и сертификатов;
- формирование независимого подразделения, ответственного за реализацию комплаенс-программы и контроль ее соблюдения, определение его структуры и полномочий;
- создание открытых каналов для сообщения о замеченных нарушениях, информирование о них сотрудников организации и контрагентов, формирование механизмов обеспечения защиты добросовестных заявителей;
- разработка системы дисциплинарных мер ответственности за нарушение комплаенс-программы;
- разработка процедур, обеспечивающих своевременно выявление нарушений и устранение их последствий;
- введение процедуры дью-дилидженс при заключении контрактов и, если это необходимо, при осуществлении функций контроля, в отношении третьих (поставщиков, подрядчиков, посредников и партнеров);
- проведение проверок в случаях слияний, поглощений, реструктуризации, на предмет наличия нарушений или незаконной деятельности или выявление уязвимостей у вовлеченных юридических лиц;
- проведение постоянного мониторинга комплаенс-программы, направленного на ее совершенствование в для предотвращения, выявления и борьбы с наносящими вред деяниями, предусмотренными ст. 5 Закона №12.846 от 1 августа 2013 г.;
- принятие мер по поощрению распространения принципов этичного поведения и неподкупности посредством проведения лекций, семинаров, совещаний, дебатов и иных мероприятий такого рода.
Указанные требования фактически повторяют установленные Указом №8.420 от 18 марта 2015 г. «Об особенностях применения Закона «О чистой компании» в части привлечения к административной ответственности юридических лиц за совершение действий, направленных против населения, национальной или иностранной администрации и других мер» (за исключением пункта 16).
Важным замечанием является установленная в ст. 4 Закона необходимость разработки, использования и обновления комплаенс-программы «в соответствии с текущими характеристиками и рисками деятельности каждого юридического лица». То есть комплаенс-программа организации должна регулярно совершенствоваться и адаптироваться в соответствии с происходящими изменениями, а в основе ее разработки и обновления должна лежать оценка коррупционных рисков.
При оценке полноты принятия компанией комплаенс-программы учитываются особенности конкретной организации, включая:
- количество сотрудников;
- сложность организационной структуры;
- привлечение посредников в качестве консультантов или коммерческих представителей;
- сектор рынка, в котором компания осуществляет свою деятельность;
- сферы, в которых компания действует прямо или косвенно;
- степень взаимодействия с государственным сектором и значимость для компании аккредитаций, лицензий и государственных разрешений;
- количество и месторасположение иных юридических лиц, входящих в экономическую группу;
- является ли компания микропредприятием или малым бизнесом (для таких предприятий автоматически не применяются пункты 3, 9, 12 и 14 требований к комплаенс-программе, установленных ст. 6 Закона).
Требования, предусмотренные Законом, применяются и к уже действующим контрактам со сроком более 12 месяцев, и в этом случае компаниям предоставляется 180 дней для адаптации к нормам Закона.
В случае несоблюдения требований, установленных Законом, компании начисляется штраф в размере 0,1% в день на основе обновленной стоимости контракта.
Важно также отметить, что требования Закона распространится на все типы организаций, в том числе на иностранные компании, штаб-квартира, филиалы или представительства которых расположены на территории Бразилии, образованные по факту или по закону, в том числе временно. Данное обстоятельство может стать существенным для иностранных компаний, ведущих бизнес в этой стране.
Напомним, ранее в федеральном законодательстве Бразилии не было установлено обязанности организаций принимать комплаенс-программы. Вместе с тем, их наличие учитывалось при определении размера санкций в случае привлечения организации к ответственности за коррупционные нарушения. В ноябре 2017 года в Рио-де-Жанейро вступил в силу Закон №7.753, предусматривающий обязательное наличие комплаенс-программ у организаций, заключающих контракты с местной администрацией, который и стал основой для разработки соответствющего федерального закона.